Россия
22:35, 14 ноября 2012

Генерал Шайтан Сергей Шойгу стал самым влиятельным силовиком России

Отставка Анатолия Сердюкова с поста руководителя Минобороны и назначение на его место Сергея Шойгу привели к появлению в российской власти нового, необычайно мощного центра силы. Генерал Шойгу считается человеком абсолютно лояльным президенту Владимиру Путину, являясь при этом крайне популярным персонажем в российском политическом фольклоре. Пока неизвестно, насколько удачно для Шойгу сложится история с переходом в Минобороны, но в том, что это фигура в политическом смысле самостоятельная и крайне амбициозная, сомневаться не приходится.

Сергей Кужугетович Шойгу является, пожалуй, самым известным тувинцем России. На малой родине про него даже сочинили эпос, причем весьма комплиментарного содержания: он повествует о племени Кужугет и ребенке по имени Сергек ("бодрый"), который, взлетев в небо, вернулся в образе "человека в чугунных доспехах". После этого богатыри (главный из которых - "владеющий миром" Путтуг могэ Делегей ээзи) сказали Сергеку: "Будешь спасателем нашей земли". Культ личности Шойгу вообще процветает в Туве - в честь Сергея Кужугетовича там названы улица, колхоз и горная вершина. Да и сам 57-летний Шойгу, выходец из семьи потомственного кочевника и советского партийного деятеля, свои корни не забывает.

Уроженец города Чадан, Шойгу, получивший прозвище Шайтан, перебрался из Тувы в Красноярский край, где быстро вырос в профессиональном плане, удачно женился и обзавелся рядом высокопоставленных сторонников. Затем он перебрался в Москву, создал МЧС, но и тогда не порвал связи с Тувой. В своем прощальном интервью "Новой газете" Людмила Нарусова, долгое время представлявшая Туву в Совете Федерации, утверждала, что именно "всесильный министр Шойгу" сыграл едва ли не главную роль во время тувинского референдума 2010 года, поддержав закрепление за руководителем республики звания "президент". Сестра Шойгу Лариса представляет Туву в Думе, а сам министр обороны возглавляет тувинскую диаспору в Москве.

На федеральный уровень свои тувинские связи Шойгу, однако, не распространял - создатель МЧС успел поколесить по стране и сбил собственную команду. Да и заслуги тувинской родины в том, что Шойгу в итоге вырос во "всесильного министра", нет никакой - продвинуться по партийной линии ему помогли родственники супруги, со своим верным союзником Юрием Воробьевым Шойгу познакомился через красноярский крайком КПСС. В Москве же Шойгу и вовсе повезло: решив для себя, что он должен безоговорочно поддержать Бориса Ельцина в его конфликтах с политическими соперниками 1991 и 1993 годов, Шойгу навсегда заручился поддержкой будущего первого президента России. В 1999 году
лояльность Шойгу по наследству перешла к Владимиру Путину, так что он вновь не остался без влиятельного покровителя.

На базе Российского корпуса спасателей - организации-пустышки, созданной в 1991 году, - Шойгу выстроил Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, которому был передан контроль над силами гражданской обороны со всем вооружением, инфраструктурой и личным составом около 20 тысяч человек. Новое силовое ведомство перешло в личное подчинение к Борису Ельцину, а его полномочия явно выходили за рамки "спасателей": Шойгу участвовал в урегулировании вооруженных конфликтов в Северной и Южной Осетии, Абхазии, Ингушетии.

В ноябре 1994-го Шойгу стал министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с этим постом он расстался лишь весной 2012 года, когда получил назначение на пост губернатора Московской области). Сразу же после реорганизации Шойгу представил правительству РФ заявку с предложением ввести в министерстве генеральские должности. Для себя Шойгу и вовсе потребовал звание генерала армии. Однако пыл Шойгу усмирили, и бывший лейтенант удовольствовался званием генерал-майора. В мае 1995 года Ельцин подсластил пилюлю, повысив Шойгу до генерал-лейтенанта.

Безусловная лояльность Шойгу президентам России в результате привела главного российского спасателя в политику. Еще в 1993 году его записали в предварительный список "Выбора России" (партия Ельцина), а в ходе избирательных кампаний 1995-1996 годов Шойгу уже активно поддерживал команду Ельцина. Но по-настоящему он прочувствовал вкус политики в 1999-м, когда Кремль назначил его лидером "Единства" - партийного проекта, созданного в качестве противовеса противникам Владимира Путина в Думе. Партийная деятельность для Шойгу оказалась настолько увлекательной, что в 2001 году, когда на базе "Единства" и "Отечество - Вся Россия" была создана "Единая Россия", разочарование Шойгу, вынужденного уступить врагам свое детище, было неподдельным и легко ухватывалось фотокорреспондентами российских СМИ. Генерал Шойгу оказался политиком если и не по профессии, то по призванию уж точно.


Сергей Шойгу. Фото Коммерсантъ, Дмитрий Азаров

Обиду Шойгу проглотил, а в 2003 году уже вовсю работал на имидж "ЕдРа", отметившись, в частности, предложением лишать гражданства россиян, которые трижды без уважительных причин не участвовали в выборах. За лояльность в 2003 году Шойгу получил от власти очередную конфетку - главе МЧС было присвоено наконец долгожданное воинское звание - генерала армии. К этому моменту формирование МЧС было завершено за счет поглощения Государственной противопожарной службы, поэтому Шойгу вернулся в свое ведомство из пучины политической борьбы аппаратным победителем.

С тех пор Шойгу неоднократно принимал участие в различных выборах, последовательно выступая на стороне Владимира Путина, но особого рвения в политическом процессе не демонстрировал, всячески разделяя политику и свою работу в МЧС. Нельзя, однако, сказать, что его влияние на политический процесс с 2003 года сколько-нибудь ослабло. Сторонники и бывшие замы Шойгу работали в Думе, в Совете Федерации окопался Юрий Воробьев, который больше десяти лет был заместителем Шойгу, а его сын Андрей Воробьев стал ключевым функционером "Единой России" в послушной Госдуме (именно он, кстати, возглавил Подмосковье после того, как Шойгу получил назначение в Минобороны). И хотя деятельность Шойгу по профилактике катастроф неоднократно критиковалась за неэффективность, а коррупционные скандалы в ведомстве гремели на всю страну, на имидже самого Шойгу это никак не отражалось. Рейтинг доверия главного спасателя России не поколебали даже пожары 2010 года, справиться с которыми МЧС оказалось не по зубам. Поэтому, став губернатором Московской области, Шойгу как-то естественно вписался в образ регионального политика и за полгода успел не только сделать ряд популистских заявлений (от требования перенести столицу в Сибирь до финансовых претензий к Москве), но и проявить задатки отличного лоббиста.

Для амбициозного Шойгу статус подмосковного лидера, подбирающего крошки с московского стола, был откровенно мелковат и в чем-то даже оскорбителен. Но с его переходом в Минобороны все становится на свои места - бывший глава МЧС приобрел недосягаемый для него ранее, но втайне лелеемый статус "метагенерала". Спасатель получил в непосредственное управление гигантское ведомство, невообразимые для главы МЧС полномочия и финансовые потоки, одновременно сохранив контроль над МЧС (для своего преемника он в шутку приготовил хомут) и Подмосковьем через верных ему сторонников. Подобный кадровый кульбит свидетельствует о том, что Шойгу удалось заручиться исключительной поддержкой со стороны президента России. До сих пор таких полномочий при Владимире Путине не получал никто. В аппаратном смысле Шойгу сейчас просто не с кем сравнить, поскольку ни один политик в России не сумел достичь таких высот, сохранив при этом и кресло, и команду, и симпатии простых людей. И это делает Сергея Шойгу (а с ним и его сторонников) ключевым игроком российской политики, пускай его военный пост такого и не предполагает.

Сергей Шойгу на протяжении 20 лет демонстрирует исключительный рецепт выживаемости в российской властной корпорации: делай свою работу, будь лоялен, глотай обиды - и ты получишь свою генеральскую звезду. Тувинец, столь трепетно добивавшийся штанов с лампасами, забрался на самый верх российской иерархии силовиков. Сейчас выше лишь пост верховного главнокомандующего, но до сих пор президент Владимир Путин не давал повода усомниться в том, что делиться властью он ни с кем не намерен.

< Назад в рубрику