Экономика
21:08, 21 ноября 2012

Плачущий трейдер Растратчику 2,3 миллиарда долларов дали семь лет тюрьмы

Бывший трейдер крупнейшего швейцарского банка UBS Квеку Адоболи 20 ноября был приговорен в Лондоне к семи годам тюремного заключения. Суд признал Адоболи виновным в совершении несанкционированных сделок, нанесших банку ущерб на 2,3 миллиарда долларов. Ранее работавший в UBS финансист, которого часто называют вторым Жеромом Кервьелем, во время оглашения приговора утирал слезы, но свою вину все же не признал.

От Аккры до Лондона

Адоболи родился в Аккре, столице Ганы, в 1980 году. В возрасте шести лет он сменил имя с Кваку на Квеку (Kweku Adoboli), чтобы избавиться от прозвища "Ква-ква". Отец Адоболи работал в ООН, поэтому семья довольно часто переезжала. Адоболи с семьей успел пожить в Израиле и Сирии перед тем, как в 12 лет его отдали в школу в Западном Йоркшире.

Как пишет The Guardian, трудолюбивый и дружелюбный Квеку пользовался успехом в школе, а затем и в Ноттингемском университете, который закончил в 2003 году по специальности электронная коммерция.

Летом 2002 года Адоболи прошел стажировку в британском подразделении банка UBS. Стажер проявил себя так хорошо, что организация предложила ему работу по завершении учебы и сделала своим представителем (ambassador) в кампусе университета. В сентябре 2003 года Адоболи поступил на постоянную работу в UBS. Спустя три года он стал трейдером и получил возможность совершать операции на рынке ценных бумаг от имени банка.

Трейдером UBS Адоболи работал в течение пяти лет. Коллеги его уважали, клиенты любили, начальство ценило: за восемь лет годовой доход финансиста вырос с 30 тысяч до 360 тысяч фунтов стерлингов, а ежегодный бонус составлял 250 тысяч фунтов. В общем, определение "восходящая звезда" Сити, встречающееся теперь в британской прессе, подходило к Адоболи как нельзя лучше. Но в сентябре 2011 года трейдер был арестован и затем обвинен в мошенничестве.

Письмо-бомба

Как указывает The Financial Times, махинации Адоболи вскрылись после звонка одного из бухгалтеров UBS Уилла Стюарда (Will Steward), который летом 2011 года начал "задавать вопросы" относительно подробностей операций, совершенных трейдером.

14 сентября Адоболи в обеденное время вышел из офиса, сказав коллегам, что должен пойти к врачу, однако вместо этого отправился домой (его квартира находится недалеко от штаб-квартиры UBS). Оттуда по электронной почте он отправил начальству письмо, которое, как утверждает BBC News, произвело "эффект разорвавшейся бомбы". В письме Адоболи признался в совершенных им несанкционированных сделках, которые он в течение нескольких лет скрывал от начальства. Трейдер взял на себя полную ответственность за нанесенный им ущерб и извинился перед коллегами, которые оказались вынуждены "разгребать устроенный им хаос".

Уже на следующий день Адоболи был задержан, а в UBS оценили сумму нанесенного им ущерба примерно в два миллиарда долларов. Позднее оценка потерь была увеличена до 2,3 миллиарда долларов. Выяснилось также, что махинациями трейдер занимался довольно долго - с октября 2008 года до сентября 2011-го.

Сразу после ареста Адоболи предъявили обвинения в мошенничестве и превышении полномочий. Потом к этому добавились обвинения в подделке финансовой отчетности, а также еще одно - в мошенничестве. На момент начала судебного процесса в сентябре 2012 года Адоболи обвинялся в двух случаях мошенничества и четырех - фальсификации документов.

Не виновен

На предварительных слушаниях в начале 2012 года Адоболи отказался признавать свою вину. Как потом Адоболи объяснял на суде, рискованные биржевые операции для UBS он начал проводить, чтобы получить максимальную прибыль для банка. Он также уверял, что руководство поощряло его действия, пока они были выгодны для банка. Однако летом 2011 года на фоне обострения долгового кризиса еврозоны и нестабильности на фондовых рынках Адоболи был вынужден рисковать все больше, чтобы скрыть свои предыдущие потери и следы ранних несанкционированных сделок.

Как передает Bloomberg, незадолго до рокового признания Адоболи написал у себя на странице в Facebook, что его может спасти только чудо, поскольку ряд сделок провалился и убытки обещали быть огромными. Так, на суде сотрудники UBS утверждали, что из-за рискованных операций Адоболи банк рисковал потерять до 12 миллиардов долларов.

В ходе слушаний трейдер заявил, что 12 сентября обратился к своему начальнику Джону Хьюзу (John Hughes) и двум другим трейдерам за советом, позвав всех в бар недалеко от офиса UBS. Как утверждает Адоболи, он понимал, что потеряет работу в любом случае, поэтому было решено, что вину за убытки он возьмет на себя. Сами трейдеры, которые, как считает адвокат Адоболи, действовали сообща с ним и просто свалили на него всю вину, отрицают даже то, что встречались с "паршивой овцой". В то же время отметки о выходе из банка свидетельствуют, что все четверо покинули офис 12 сентября почти одновременно. Адоболи потом отмечал, что его адвокаты просили у UBS записи с камер наблюдения, установленных на выходе, однако в банке ответили, что они недоступны.

Виновен

"Сдали" бывшие коллеги Адоболи или "не сдали", уже не так важно, поскольку они тоже были уволены из банка, а самого трейдера Лондонский суд 20 ноября признал виновным, но только частично. Присяжные сочли, что Адоболи и правда мошенничал, чем нанес UBS ущерб более чем на два миллиарда, однако в фальсификации документов неповинен. По мнению суда, личное признание Адоболи в несанкционированных сделках свидетельствует о том, что он не пытался получить выгоду от своих афер.

В результате Адоболи был приговорен к четырем годам заключения по одному из случаев мошенничества и к семи годам - по второму. Как пишет The Wall Street Journal, отбывать оба срока бывший трейдер будет одновременно, и у него даже есть шанс на досрочное освобождение, но не ранее чем через два с половиной года.

Пока адвокаты Адоболи не сообщили, будут ли обжаловать приговор. В свою очередь, в UBS уже порадовались завершению дела и поблагодарили полицию и британские власти за профессиональное урегулирование ситуации.

Сторона обвинения торжествует, ссылаясь на то, что полученный Адоболи срок больше чем в два раза превышает тот, к которому приговорили скандально известного Жерома Кервьеля, с которым трейдера UBS часто сравнивали в СМИ. Действительно, в 2010 году бывшего трейдера французского банка Societe Generale приговорили к трем годам тюрьмы и штрафу за биржевые махинации и мошенничество, принесшие SocGen убытки на 4,9 миллиарда евро. Кервьель, защищаясь, также указывал, что руководство банка закрывало глаза на рискованные сделки, пока они приносили организации доход. Однако в октябре 2012 года суд отклонил апелляцию Кервьеля, утвердив ранее вынесенный приговор.

Согласно подтвержденному приговору, штраф Кервьелю составит пресловутые 4,9 миллиарда евро, хотя, как он будет их выплачивать, неясно. Вопрос о том, штрафовать ли Адоболи и если штрафовать, то на сколько, не возникал пока ни разу. Тем не менее, как заявил суд, экс-трейдер UBS все равно останется в истории как автор крупнейшей в истории Великобритании аферы.

< Назад в рубрику