Операция "Облачный столп", которую проводила Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) в секторе Газа, в целом завершена. О своей победе в войне, длившейся всего 8 дней, по местному обычаю объявили обе стороны. Однако в действительности победа досталась третьей стороне - президенту Египта Мохаммеду Мурси.
Многие до самого последнего момента не верили в реалистичность достижения договоренности между палестинцами и израильтянами. Из-за взрыва автобуса в Тель-Авиве и массированных бомбардировок Газы готовность сторон к компромиссу почти сошла на нет. Кроме того, трудно было представить, на каких условиях ХАМАС согласится разоружиться, а Израиль - снять блокаду с Газы.
Мирный процесс окончательно не заглох лишь стараниями американцев и египтян, которые оказали мощнейшее давление на израильтян и палестинцев соответственно. Президенты Барак Обама и Мохаммед Мурси за одни сутки трижды говорили по телефону, а журналисты то и дело теряли госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая ураганом носилась по ближневосточным столицам.
Насупившиеся лидеры ХАМАСа и Израиля долгое время твердили о готовности к наземной операции и разглагольствовали о том, что "враг будет повержен", однако в конце концов все-таки пришли к какому-то подобию договоренности.
Соглашение о мире было достигнуто вечером 21 ноября. Торжественной церемонии подписания документа не было. Строго говоря, даже самого официального документа в природе не существует: Израиль отказывается "подписывать договоры с террористами". Соглашение существует в виде четырех основных принципов, с которыми согласились обе стороны.
Кроме того, стороны согласились обсудить дополнительные пункты соглашения, если нынешнее перемирие продлится больше месяца.
Жители Газы после объявления перемирия. Фото РИА Новости, Андрей Стенин
Как только текст этого меморандума о взаимопонимании был распространен среди журналистов, так сразу же в прессе, среди специалистов по Ближнему Востоку, политиков и дипломатов началось обсуждение главного вопроса, возникающего после любой войны: кто победил?
Заявленных целей у операции "Облачный столп" было две: прекращение ракетных обстрелов юга Израиля и "восстановление сдерживающего потенциала", то есть - нанесение сокрушительного удара движению ХАМАС и прочим радикальным группировкам в секторе Газа.
Многочисленные наблюдатели полагают, что еще двумя - неофициальными - задачами было тестирование системы ПРО "Железный купол" в боевых условиях и повышение рейтинга нынешних руководителей страны в преддверии январских выборов в Кнессет. Надо отметить, что последние два предположения правительство Биньямина Нетаниягу яростно, но не очень убедительно отрицает.
Как бы то ни было, все четыре цели в той или иной степени достигнуты.
Хрупкое и неопределенное перемирие все-таки действует. В результате тысячи с лишним ракетных и артиллерийских ударов по Газе разрушены сотни опорных и командных пунктов, складов оружия и боеприпасов, контрабандистских тоннелей, мастерских по производству ракет и пусковых установок к ним. Кроме того, в неравном противостоянии с израильскими летчиками сложили головы десятки "воинов Аллаха", включая десяток их лидеров.
"Железный купол" также показал себя с наилучшей стороны: по подсчетам военных, в воздухе было перехвачено 84 процента ракет, потенциально несущих опасность для израильских городов. Причем столь впечатляющий результат был достигнут не в стерильных условиях учений, а в настоящей войне, когда противник запускал ракеты залпами по несколько штук. Система сработала настолько эффективно, что израильтяне уже собрались выходить с ней на внешний рынок: покупатели обязательно найдутся.
Испытания новейших беспилотников и других систем вооружения также прошли успешно. Впечатляет, например, хирургическая точность, с которой устранялись лидеры боевиков. Некоторых из них не спасло даже то, что они прятались в зданиях, где работали журналисты: израильские ракеты влетали буквально в форточку комнаты, занятой боевиками. При этом другие помещения в здании оставались почти нетронутыми.
Биньямин Нетаниягу. Фото Reuters
Немного сложнее обстоят дела с политическими перспективами нынешних лидеров Израиля. Дело в том, что примерно половина граждан страны осталась весьма недовольной мирным соглашением. По их мнению, с тем же успехом можно договориться о прекращении враждебных действий с раковой опухолью: какое-то время она, может, и не будет давать о себе знать, но реальный способ решения проблемы только один: болезненное хирургическое вмешательство и физическое удаление источника неприятностей.
Нет никаких сомнений, что ближе к выборам политические оппоненты Нетаниягу оседлают эту волну и попытаются выжать максимум из недовольства граждан. Премьера обвинят в нерешительности, слабости, неспособности завершить начатое и так далее. В среднесрочной перспективе миролюбие Нетаниягу может ему аукнуться падением рейтингов и сомнительной славой "второго Ольмерта" - премьера, который начал две войны (в Газе и Ливане), но ни в одной из них не добился решительной победы.
Израиль, конечно, не проиграл в последнем противостоянии с ХАМАСом, но и настоящей победой назвать произошедшее трудно. Причин тому несколько.
Палестинцы сектора Газа встретили новость о заключении перемирия народными гуляниями с песнями, плясками, стрельбой в воздух и взаимными лобзаниями (запрещенными к демонстрации в Петербурге). На людей, переживающих горечь поражения, они совсем не походили. Ликование было таким, будто извечный враг оказался посрамлен, разбит и повержен.
Объясняется это третьим пунктом договоренности с Израилем. ХАМАС долгие годы безуспешно добивался снятия блокады с сектора Газа. Ни уговоры, ни угрозы, ни "Флотилии свободы", ни ракеты "Кассам" не помогали. Израиль оставался непреклонен: покуда у власти в секторе стоит движение ХАМАС, никаких поблажек не будет.
И тут - нате вам! Израильтяне сами затеяли крупную операцию, побомбили неделю (для Газы - обычное, в общем, дело), а потом вдруг согласились (по крайней мере на словах) позволить свободное движение грузов и людей через пограничные переходы.
В такой исход всей этой истории, по-видимому, не верили даже лидеры ХАМАСа. Ослабление блокады - это, безусловно, крупнейший успех радикального движения, ради которого не жалко и пары сотен боевиков, а тут отделались десятками! О разрушенной инфраструктуре ХАМАСу и вовсе беспокоиться нечего: братья-арабы (Катар, например) уже пообещали дать денег на ее восстановление. Времени на это уйдет немного.
Халед Машаль. Фото ©AFP
Но есть еще одно важное для боевиков достижение. Их не заставили разоружиться, хотя Израиль обязался ничего больше не бомбить в Газе. Это фактически развязывает ХАМАСу руки: теперь в сектор можно не таясь везти оружие, ракеты, взрывчатку и прочие радости террористического быта. Египет, где у власти находится выходец из "Братьев-мусульман", наверняка будет смотреть на происходящее сквозь пальцы.
Тем не менее, не все так здорово и для ХАМАСа. Во-первых, братья-арабы имеют тенденцию забывать свои обещания о щедрых подарках сразу после окончания конфликта. Во-вторых, Израиль, вне всяких сомнений, сможет найти способ повлиять на людей, пытающихся протащить в Газу какой-нибудь "Шахаб-3". Причем сделать это анонимно, как, скажем, в истории с недавно взорвавшимся суданским заводом по производству оружия. Над заводом перед взрывом летали какие-то самолеты, но вот какие именно - остается только догадываться.
Кроме того, обтекаемость формулировок соглашения о перемирии позволит израильтянам держать подальше от своей территории людей, который по тем или иным причинам не заслуживают большой любви со стороны еврейского государства.
В общем, ХАМАС, как и Израиль, войну не проиграл. Но до "разгрома сионистского врага" итог противостояния явно не дотягивает. По мнению большинства наблюдателей, настоящий победитель в этом конфликте совсем другой.
Президент Египта в последние дни стал настоящей звездой мировых СМИ. Его нахваливают и израильские газеты, и палестинские сайты, и американские левые, и европейские правые. Столь лестных отзывов Мурси удостоился за две вещи. Он влюбил в себя исламскую публику, четко обозначив, что стоит на стороне палестинцев в прошедшем конфликте. Западу и Израилю пришлись по душе его прагматизм, отсутствие идеологической ангажированности и редкая для арабского мира способность действительно решать вопросы.
По данным американских СМИ, администрация президента США была поражена способностью Мурси спокойно вести диалог, обещать только выполнимое и добиваться исполнения обещанного. В отличие от прошлых руководителей Египта, понимавших дипломатию как умение половчее "кинуть" партнера, уходя при этом от прямых ответов на прямые вопросы, Мурси показался отлитым из чистого прагматизма. Все признают, что именно он сумел вынудить лидеров ХАМАСа поубавить аппетиты и отказаться от требования полного снятия блокады с Газы. И, возможно, именно его намеки на готовность разорвать мирный договор с Израилем заставили Клинтон надавить аналогичным образом на Нетаниягу.
Интересно еще и то, что мудрый миротворец Мурси и о себе не забыл, когда мирил палестинцев с израильтянами. Почти сразу после вступления перемирия в силу он подписал указ, фактически сделавший его фараоном всея Египта. США и Европа, обычно изливающие водопады серьезных озабоченностей и резких осуждений в подобных ситуациях, Мурси даже не пожурили. Теперь он для них "свой сукин сын", которому можно почти все.
При этом Запад совершает очень большую ошибку, поскольку Мурси просто на глазах превращается во второе издание Хосни Мубарака. Однако даже израильтянам проще иметь дело с предсказуемым диктатором, нежели с выразителем вечно меняющейся народной воли. В этой связи египетскому президенту едва ли угрожает какое-то наказание со стороны "свободного мира" за его диктаторские проделки.
В результате своих исключительно прагматичных действий Мурси сумел добиться консолидации власти в Египте, его авторитет в мире взлетел до небес, а пресса по всему миру (особенно либеральная) льет слезы умиления от перерождения "плохого исламиста" в "хорошего миротворца".
Чем это все обернется, пока сказать невозможно. Но в Александрии и других городах Египта люди, не читающие западных газет, уже начали жечь офисы "Братьев-мусульман" - политической alma mater президента страны. Но это не беда. Можно не сомневаться, что с новыми самопровозглашенными полномочиями, американским слезоточивым газом и помощью высших сил Мохаммед Мурси сумеет втолковать недовольным, что он на самом деле заслуживает уважения.