Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook доработала приложение "Чат" для платформы Android. Теперь в него пускают не только участников Facebook, но и пользователей, у которых в силу тех или иных причин нет аккаунта в соцсети. В связи с решением открыть чат для чужаков детищу Марка Цукерберга достался переходящий титул "сервиса, который вот-вот убьет SMS".
О том, что пользователи, не зарегистрированные в Facebook, теперь имеют возможность общаться в чате социальной сети наравне с теми, у кого есть аккаунт, было объявлено 4 декабря. Никаких новых приложений Facebook для этого не выпускал, а просто добавил нужные инструменты в уже существующий мобильный мессенджер.
Чтобы войти в чат, не имея аккаунта в Facebook, необходимо выполнить следующие операции: установить на телефон приложение, указать имя и номер телефона и дождаться SMS с приглашением. После авторизации программа просканирует адресную книгу пользователя и отобразит в списке контактов имена людей, с которыми можно вступить в диалог.
Пользователи, попавшие в чат извне, имеют те же права, что и участники соцсети: они могут вести диалоги, разбавляя их смайликами из штатного набора, участвовать в групповых чатах и отправлять собеседникам фотографии.
"Регистрация по номеру телефона" пока работает в ограниченном режиме. Во-первых, воспользоваться функцией могут только владельцы мобильных устройств на платформе Android, хотя Facebook обещает, что в будущем она появится и в программе для iOS. Во-вторых, доработанное приложение доступно не во всех странах, а лишь в Австралии, Венесуэле, Индии, Индонезии и ЮАР.
Запуск чата "для всех", а не только для собственных пользователей, противоречит традиционной политике социальных сетей, суть которой можно выразить в трех пунктах: 1) включаем сервис, с которым могут работать только инсайдеры, 2) рассказываем всем, какой он удобный и замечательный, 3) ждем, когда закрутится счетчик новых регистраций.
Социальная сеть Facebook стала действовать в обратном направлении: доросла до миллиарда активных пользователей, запустила (в 2011 году) мобильные приложения-мессенджеры, сначала пускала в них только тех, у кого есть регистрация, а затем открыла сервис и для остальных.
То, что получилось на выходе, больше всего похоже на "заменители SMS", которые в изобилии существуют на различных мобильных платформах - это WhatsApp (в начале декабря ходили слухи о покупке приложения компанией Цукерберга, которые после были опровергнуты), KakaoTalk, WeChat, самсунговский ChatON и другие.
"Заменители" позволяют писать друзьям сообщения и получать на них ответы, но имеют перед SMS ряд преимуществ. Во-первых, пользователи не платят оператору за каждое отправленное "письмо" - плата взимается только за интернет-трафик, который расходует приложение. Во-вторых, в каждое сообщение можно уместить больше, чем 160 символов. В-третьих, переписка может быть дополнена бонусами в виде фотографий и групповых чатов.
Есть, однако, и минусы. В то время как SMS умеет принимать и отправлять практически любой мобильный телефон вне зависимости от местонахождения, оператора и типа операционной системы, мессенджеры привязаны к платформе (BlackBerry Messenger работает только на аппаратах BlackBerry, а iMessage - только на устройствах Apple) и региону (в стране A может быть популярна одна программа, а в стране Б - другая).
В этом смысле мессенджеры можно сравнить с мобильными приложениями для обмена фотографиями. И для Android, и для iOS - двух самых популярных в мире платформ - написаны десятки, если не сотни "фотопрограмм" с фильтрами и спецэффектами, однако по популярности ни одна из них не превзошла Instagram - который, к слову, принадлежит Facebook.
Новичок может поставить на телефон несколько приложений для обработки и публикации фото, но поигравшись с ними, все равно выберет Instagram - просто потому, что "там все друзья", которые увидят и залайкают снимки. В сфере мессенджеров место Instagram - то есть универсальной, бесплатной, не содержащей рекламы программы, удобной и доступной на популярных платформах, - пока никто не занял.
Но у Facebook есть неплохие шансы. Это крупнейшая в мире соцсеть: ей не надо наращивать базу пользователей (впервые придя в чат, человек с высокой долей вероятности встретит там знакомых), у нее имеются средства, чтобы оставаться на плаву (нет нужды вводить плату за программу или за отдельные услуги), ее знают во всем мире (Россия со "ВКонтакте" на первой позиции - скорее исключение, чем правило) и она не отдает предпочтения конкретным платформам.
Наконец, чату Facebook не грозит на пике популярности быть перекупленным другой компанией - как это было, например, с ныне покойным Meebo. Цукерберг сотоварищи сами купят, кого захотят, - как приобрели в свое время Instagram и неплохой мессенджер Beluga.