Пятого декабря мобильный фотосервис Instagram отключил нормальный просмотр своих фотографий в Twitter. Отношения двух ресурсов складывались довольно дружелюбно до покупки Instagram соцсетью Facebook. После этого они охладели друг к другу, но до прямого противостояния дошло впервые. По всей видимости, фотосервису надоело быть "придатком" к твиттеру, и он решил начать самостоятельную жизнь.
Изначально созданный для публикации текстовых статусов, Twitter с годами оброс множеством дополнительных функций. Он научился проигрывать видео с YouTube и музыку - с Soundcloud, давать краткую выжимку из новостей. Но в первую очередь твиттер научился показывать прямо в ленте фотографии по ссылкам на сторонние (зачастую специально для него и созданные) сервисы.
Всякие TwitPic и yfrog выполняли исключительно роль придаточных фотохостингов и сейчас, после появления возможности загрузки фотографий непосредственно в Twitter и исключения альтернативных сервисов из его официальных клиентов, выглядят не такими уж нужными.
Другое дело Instagram. Появившись в виде iPhone-приложения (и заработав тем самым полупрезрительный статус "элитного"), сервис позиционировался скорее как мобильная соцсеть, а не фотохостинг. Пользователи могут выкладывать, "лайкать" и комментировать фотографии, а при желании - давать на них ссылку в Facebook, Tumblr и, конечно же, Twitter. Но главная "фишка", которая помогла Instagram выделиться среди аналогов и набрать аудиторию в десятки миллионов пользователей, - это фотофильтры, стилизующие картинку "под старину" и делающие снимки на камеру смартфона менее скучными.
Несмотря на то, что Instagram бодро стоял "особняком", репосты в Twitter все-таки стали важной частью в философии его использования: веб-версии у фотосервиса изначально не было, iPhone был далеко не у всех друзей, а поделиться с ними своим "творчеством" все же хотелось. Грешил этим даже сооснователь Twitter Джек Дорси.
Правда, в апреле 2012 года Дорси внезапно перестал пользоваться сторонним сервисом и стал публиковать фотографии непосредственно через твиттер. Официально этот его шаг никак не комментировался, но очевидно, что не последнюю роль тут сыграло то, что как раз в апреле социальная сеть Facebook объявила о приобретении Instagram. По слухам, Twitter и сам собирался купить популярное фотоприложение, но не смог договориться о цене.
Спустя пару месяцев сервис микроблогов напакостил Instagram, запретив его пользователям искать друзей по твиттеру. Администрация фотоприложения тогда стерпела, а ответный удар неожиданно нанесли американские владельцы смартфонов. Они, как показало исследование comScore, предпочли чтению твитов просмотр фотографий в инстаграме.
Фотосервис, тем временем, стал добавлять долгожданные функции. В первую очередь, конечно, речь идет о версии для Android, появившейся незадолго до объявления сделки с Facebook и обеспечившей взрывной рост аудитории в последующие месяцы. Вторым важнейшим изменением стало появление веб-версии Instagram. В июне 2012 года были улучшены страницы отдельных фотографий - у пользователей появилась возможность "лайкать" и комментировать их прямо в браузере, не заходя в приложение. А в ноябре, наконец, появились полноценные веб-профили пользователей, позволяющие просматривать все их фотографии, а не только некоторые по прямым ссылкам в том же твиттере или Facebook.
Возможно, с запуском веб-версии Instagram опоздал. Многие пользователи Twitter привыкли, что переходить по ссылке на страницу фотографии бессмысленно - изображение можно посмотреть прямо у себя в ленте, "развернув" соответствующий твит (как это делается с другими фото- и видеохостингами). То есть они стали относиться к Instagram как к очередному "придатку" Twitter, пусть и с фильтрами.
Администрацию популярного фотоприложения такая ситуация, как видно, не устраивала. Пятого декабря Instagram ограничил просмотр своих фотографий в Twitter. Вместо полноразмерных снимков пользователи (пока не все) видят только обрезанные фрагменты изображений. Для того чтобы получить полную версию, им придется перейти по ссылке на страницу фотографии.
Глава Instagram Кевин Систром (Kevin Systrom) извинился за такое решение, но дал понять: обратного пути не будет. Фотосервис, мол, гордится своей веб-версией и хочет, чтобы люди пользовались ею активнее. Последние события Систром не считает разрывом отношений с Twitter: он подчеркнул, что возможность твитить ссылку на фотографию все равно останется.
Но возникает вопрос: захотят ли пользователи выкладывать в свой микроблог огрызки от изображений, для просмотра которых нужно совершать лишние действия? Пока Instagram занимает очень важное место в экосистеме твиттера: судя по летнему исследованию, 36 процентов твитов содержат ссылки на изображения. Из них 40 процентов опубликованы через встроенный механизм, а еще 15 процентов - второй по численности показатель - приходится как раз на Instagram.
Но поговаривают, что в мобильных клиентах Twitter скоро появятся свои фотофильтры. А еще ходят слухи, что сервис переименует "Избранное" в "Лайки". То есть по сути твиттер может собрать свой собственный инстаграм, не тратя на это миллиард долларов и не опасаясь подвохов со стороны.
Систром, конечно, храбрится и говорит, что ничего страшного в появлении фотофильтров у "старшего брата" не видит: Instagram, мол, это сообщество, а не приложение по обработке изображений. Но как велика окажется его "эксклюзивная" аудитория?
Отказ Instagram от нормальной интеграции с Twitter можно понять: в конце концов, им нужно развивать свой бизнес, а не помогать расти чужой компании. Жаль только, что в этой необъявленной войне интересы пользователей не учитывает никто. И уже нельзя исключать, что через какое-то время хипстерам придется фигачить луки отдельно для каждого модного сервиса.