Россия
21:26, 11 декабря 2012

Десница президента Комитет Бастрыкина захватил вершину пищевой цепи власти

В беседе с журналистами премьер-министр РФ Дмитрий Медведев резко высказался в адрес следователей, проводивших обыски в рамках дела о майских беспорядках на Болотной площади Москвы. Высказывание премьера, назвавшего следователей козлами, попало в интернет, после чего представитель СК заявил, что эти слова не только оскорбляют его коллег, но и подрывают "авторитет всех правоохранительных органов страны". Критику в адрес Медведева вскоре удалили с сайта ведомства, но своей цели СК достиг. Российским чиновникам открыто продемонстрировали, что подчиненные Александра Бастрыкина находятся на самой вершине пищевой цепи власти.

7 декабря 2012 года председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин более восьми часов подряд принимал жалобы от жителей Краснодара на действия своих подчиненных, сотрудников других правоохранительных ведомств и решения судов. В ходе приема, длившегося с 13:00 до 21:30, как уверяют в СК, к Бастрыкину пытались попасть более 300 человек, и жалобы всех, кому это удалось, председатель СК взял под личный контроль.

Подобные "жалобные" марафоны Бастрыкин устраивает регулярно, причем как в Москве, так и в других городах России (в Сочи он поставил рекорд - 22 часа). По их итогам он частенько устраивает разносы подчиненным, являя себя жестким и властным руководителем. Критикуя подчиненных, Бастрыкин частенько требует от них расследовать любые дела невзирая на чины и регалии их фигурантов. На последней межведомственной коллегии СК в Москве Бастрыкин, к примеру, призывал подчиненных в регионах не покрывать детей высокопоставленных чиновников, если те подозреваются в совершении преступлений. "Я сказал этому руководителю: еще раз испугаешься большого начальника - сам станешь маленьким начальником. Если боишься областного чиновника - будешь общаться с районным", - цитировал Бастрыкина "Интерфакс".

Или, к примеру, другая цитата главы СК, которая касается нашумевшего уголовного дела в отношении Алексея Навального, подозреваемого в хищениях через госкомпанию "Кировлес". После того как региональное управление СК по Кировской области дело закрыло, Бастрыкин устроил подчиненным публичную порку. Выступая на коллегии ведомства в Петербурге, он предположил, что это могло быть сделано под давлением, так как Навальный ранее занимал должность советника губернатора при Никите Белых. "Кроме мычания мы ничего не слышим. У вас было уголовное дело против этого человека, и втихаря вы его прекратили. Если есть основания прекратить дело - доложи... Слаб, боишься, давят - доложи..." - распекал Бастрыкин. В декабре руководитель СК по Кировской области генерал-майор юстиции Александр Панов лишился должности по указу президента РФ.


Александр Бастрыкин. Фото РИА Новости, Сергей Пятаков

Глава СК, конечно, не всесилен, но он знает, что говорит: на данный момент Следственный комитет представляет из себя уникальное образование в системе государственных органов власти РФ. В разделе "История" на сайте СК уникальный статус ведомства, равно как и предпосылки к его возникновению, описаны достаточно подробно. Приведем ключевой абзац полностью: "В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей".

На сайте СК также говорится, что "дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I", создавшим специальные "майорские" следственные канцелярии. С гордостью авторы раздела "История" указывают, что "даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность "майорской" канцелярии".

Подобная "петровская вневедомственная модель организации следствия" обусловлена и в российском законодательстве - в январе 2011 года вступил в силу ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", который установил, что руководство СК осуществляет непосредственно президент Российской Федерации. Статья 13-я законопроекта также предполагает, что председатель СК назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. "Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им", - заключают представители СК.

Заветам Петра СК следует неукоснительно: в работу Александра Бастрыкина не осмеливаются вмешаться не то что сенаторы, но и вообще никто. Летом 2012 года зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн жаловался, что Бастрыкин, согласно новому законодательству и особому правовому статусу, "относится к разряду неприкасаемых". И если в 2008 году добиться увольнения Бастрыкина было чрезвычайно сложно, то сейчас сделать это попросту невозможно.

"К сожалению, Александр Иванович у нас и с точки зрения человеческой, и с точки зрения правовой относится к разряду неприкасаемых. Он может позволять себе что угодно: вывозить журналистов в лес и угрожать им убийством, он может иметь бизнес в заграничном государстве. Он может творить все, что ему заблагорассудится, не неся за это никакой ответственности", - на пальцах пояснял Хинштейн правовой статус Бастрыкина после квартирного скандала, когда главу СК обвинили в наличии бизнеса и недвижимости в Чехии. Впрочем, статус Бастрыкина стал понятен еще летом. Глава СК умудрился сохранить должность после того, как его публично обвинили в тяжком уголовном преступлении: якобы он вывез в лес шеф-редактора "Новой газеты" Сергея Соколова и угрожал ему там убийством.

Надо сказать, что подобный статус достался Александру Бастрыкину и его ведомству путем сложнейшей подковерной борьбы с коллегами-правоохранителями. Следственный комитет при прокуратуре был образован еще в 2007 году после того, как из компетенции прокуроров были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Почти сразу же СК при прокуратуре начал "отъедать" полномочия у Генпрокуратуры, а затем - и у других ведомств. СМИ писали о существовании личного конфликта между Александром Бастрыкиным и Юрием Чайкой, а также о том, что между СК и Генпрокуратурой в связи с разделом функций, имущества и средств, выделяемых на их содержание, возник целый ряд противоречий, так как СК в структуре Генпрокуратуры стал чересчур самостоятельным в административном плане.

Спор между СК и Генпрокуратурой в итоге разрешил Верховный суд РФ, признавший в начале 2009 года, что приказы генерального прокурора "являются обязательными для исполнения и представителями СКП, в том числе и самим главой этого ведомства". Но было уже поздно: в 2010 году Бастрыкин выступил за создание единого и независимого следственного органа силовиков. И в том же году СК с подачи президента Дмитрия Медведева был выведен из подчинения Генпрокуратуры (изменения в законодательство вступили в январе 2011 года).

К 2012 году следователям Бастрыкина было передано из полиции расследование налоговых дел, а также тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних. Сообщалось, что СК рассчитывает в 2013 году получить в свое производство уже все уголовные дела, возбужденные по тяжким и особо тяжким статьям УК, которые сейчас ведет МВД. В полиции указывали, что комитет попросту не справится с работой, получив в свое распоряжение десятки тысяч новых сотрудников и миллионы уголовных дел. Летом 2012 года на коллегии СК в Санкт-Петербурге было объявлено об очередных функциях, которыми могло бы прирасти ведомство. Главной из них назывался контроль за оперативно-розыскной деятельностью, что источники газеты "Коммерсантъ", к примеру, поясняли так: СК хочет собрать под одним крылом весь высококвалифицированный оперативный состав из сотрудников ФСБ и МВД, а также ведущих дела следователей из тех же ведомств, уже переведенных в СК.


Митинг в поддержку активистов антифашистского движения, подвергающихся политическим преследованиям. Фото Коммерсантъ, Денис Вышинский

Попытки СК усилить контроль за оперативными службами и следователями МВД - ведомства, которое активно сопротивляется подобному развитию событий, - приводит к тому, что службы конфликтуют между собой.
На поверхность внутриведомственные склоки вырываются, к примеру, в виде требований СК к МВД прекратить раскрытие несогласованной со следствием информации по делу "Оборонсервиса", так как роль полиции "сводится лишь к выполнению отдельных оперативных поручений следствия". В ответ СК незамедлительно получает гневную отповедь по поводу того, что "в МВД России работает достаточно компетентных и профессиональных сотрудников для самостоятельного информационного освещения деятельности министерства", а также оперативников, которые "непосредственно занимались получением, проверкой и документированием оперативной информации о противоправной деятельности злоумышленников".

В апреле 2012 года СК создал подразделение, которое будет специализироваться на расследовании преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин отмечал, что необходимость создания этой структуры обусловлена тем, что "сотрудники полиции, обладая специальными познаниями и навыками оперативно-розыскной деятельности, используют их именно в корыстных целях, делая все, чтобы запутать следствие и уйти от уголовной ответственности". При этом в СК отмечали, что сопровождение по этим уголовным делам будет осуществляться в основном соответствующими подразделениями ФСБ России. Сделано это было несмотря на возражения МВД РФ, где отмечали, что подобными делами должно заниматься само МВД, а именно департамент собственной безопасности ведомства.

В июне 2012 года депутат-единорос Михаил Старшинов вновь предложил создать в России единый следственный комитет и расширить полномочия сотрудников ведомства. Сейчас данная тема живо обсуждается в администрации президента со всеми заинтересованными в сохранении своего влияния службами (сейчас собственные следственные подразделения, помимо СК, имеются в МВД, ФСКН и ФСБ). В сентябре Совет безопасности, по данным российских СМИ, одобрил законопроект об объединении следственных органов МВД, ФСКН и СК, а источник "Интерфакса", знакомый с ситуацией, сообщил, что вопрос о создании Единого СК принципиально решен, остаются вопросы по срокам и механизмам передачи полицейского следствия в объединенный следственный орган.

До сих пор остановить усиление СК никому еще не удавалось, хотя, надо полагать, недовольных подобным развитием событий становится все больше (Генпрокуратура, в частности, рассчитывает, что ей вернут полноценный надзор за объединенным следствием). На скорость, с которой Бастрыкин движется по пути ко всей полноте следственной власти в стране, обратил внимание даже президент Владимир Путин. "Действительно, может, и рано это делать без предварительного решения набора вопросов, - сказал он 12 ноября на заседании Совета по правам человека. - Если уж мы к этому придем, то, конечно, нельзя будет перегрузить Следственный комитет".

< Назад в рубрику