Министерство образования и науки приняло первое решение по вузам, признанным неэффективными и нуждающимся в реорганизации: РГТЭУ с бастующими студентами присоединится к РЭУ имени Плеханова, а неэффективный МАМИ сольется с еще двумя вузами. Приказ Дмитрий Ливанов подписал 20 декабря, в преддверии (а у кого и в разгар) зимней студенческой сессии, а известно о нем стало на следующий день.
Результаты мониторинга Минобрнауки опубликовало 1 ноября, а спустя почти месяц, 29 ноября, приняло окончательные списки (.pdf) неэффективных государственных вузов. Все они делятся на три категории: неэффективные в силу своей специфики, нуждающиеся в оптимизации и нуждающиеся в реорганизации. В последнюю группу вошли пять московских вузов, и именно с них Минобрнауки начало процесс реорганизации - то есть, говоря иначе, слияния, присоединения и закрытия. Понять логику ведомства при этом оказалось практически невозможно.
Российский государственный торгово-экономический университет был основан в 2002 году после слияния Московского государственного университета коммерции, Московского торгово-экономического техникума и Московского технологического колледжа питания. Со дня основания РГТЭУ возглавляет Сергей Бабурин - бывший депутат, бывший сопредседатель блока "Родина" и один из организаторов "Русского марша". В вузе с учетом всех его филиалов (в России и Киргизии их почти 30) учатся около 70 тысяч студентов, а средняя зарплата преподавателей, по данным (.pdf) Минобрнауки, в октябре 2012 года в РГТЭУ составила 51 тысячу 600 рублей. Особыми успехами в образовательной или научной сфере РГТЭУ неизвестен. Так, в независимом рейтинге российских вузов, который составило рейтинговое агентство "Эксперт РА" в 2012 году, он оказался за пределами первой сотни.
Студенты РГТЭУ, узнав о признании своего вуза неэффективным, устроили забастовку - если не с санкции ректора, то по крайней мере при полной его поддержке. Информация о неэффективности, впрочем, доходила до них достаточно медленно: о забастовке они объявили только 18 декабря, а что сдерживало их предыдущие 20 дней - непонятно. О петициях, открытых письмах и прочих заявлениях со стороны РГТЭУ вплоть до забастовки ничего известно не было.
Участники забастовки настаивали на встрече с представителями Минобрнауки и лично с его главой Дмитрием Ливановым, а также на пересмотре результатов мониторинга: якобы данные, которые использовало ведомство, то ли неактуальны, то ли сфальсифицированы (Бабурин даже подал в суд иск о мошенничестве). Минобрнауки атаку студентов отразило: данные были предоставлены самим вузом, подписаны самим ректором, о пересмотре речи быть не может. В итоге студенты на второй день забастовку прекратили, удовольствовавшись тем, что их проблемой обещала заняться Госдума.
После этого министр Дмитрий Ливанов подписал приказ о слиянии РГТЭУ с Российским экономическим университетом имени Плеханова. Он пообещал увеличить зарплаты преподавателям, дать "Плешке" денег на адаптацию студентов, а самим учащимся оставить те же условия, на которых они учились и раньше. В частности, уже известно, что для платников стоимость обучения меняться не будет. Реорганизацию Ливанов потребовал осуществить в максимально сжатые сроки.
Минобрнауки объяснило свое решение тем, что со стороны РГТЭУ никаких предложений не было, а между этим вузом и РЭУ есть тесные связи и значительные совпадения в программах - до 80 процентов. Каких предложений ждало ведомство Ливанова, непонятно: судя по сайту вуза, 17 декабря руководство представило министерству концепцию своего развития. В ней на базе РГТЭУ предлагалось создать Российский евразийский федеральный университет, который должен стать "центром прикладной науки и отраслевого обучения, аналогом МВТУ (видимо, имеется в виду Бауманка, переименованная в МГТУ в 1989 году - прим. "Ленты.ру") или МГФТУ (вероятно, имеется в виду Московский государственный физико-технический институт (государственный университет) - "Лента.ру"), только в торгово-промышленной сфере".
Студентов и преподавателей вуза решение о слиянии не устроило - так, по крайней мере, говорится в официальном заявлении на сайте РГТЭУ. Они считают его нелегитимным и обещают возобновить свою забастовку. В соцсетях при этом встречаются вполне себе восторженные высказывания студентов (например, такие или даже вот такие) о том, что они, поступив в РГТЭУ, получат в итоге диплом РЭУ имени Плеханова, а студенты других вузов сокрушаются, что их столь завидное слияние не коснулось.
Действительно, теперь студенты получат диплом вуза, который занимает в независимом рейтинге 24-е место и, в общем-то, дорожит своей репутацией (так, после скандала с диссертацией Владимира Бурматова руководство пообещало проверить научный труд депутата), а преподавателям повысят зарплату (по данным того же Минобрнауки, впрочем, средняя зарплата в РЭУ была не сильно выше, чем в РГТЭУ, и составляла 54 тысячи 900 рублей).
До какой степени при этом их лишат независимости и что станет лично с Сергеем Бабуриным, пока непонятно. Но ни студентов, ни преподавателей, похоже, это не интересует.
На фоне забастовки студентов РГТЭУ СМИ, похоже, обделили вниманием второе слияние - на этот раз не экономическое, а инженерное. К Московскому государственному машиностроительному университету (МАМИ) присоединят Московский государственный вечерний металлургический институт и Московский государственный открытый университет имени Черномырдина. Все три вуза находятся за пределами сотни лучших по России и так или иначе признаны неэффективными.
МАМИ, основанный еще в XIX веке, попал в число "вузов, неэффективных в силу своей специфики", наряду с вузами творческими, медицинскими и спортивными. При этом и Минобрнауки, и сам вуз активно рассказывают о том, как хорошо МАМИ развивается и какие прекрасные перспективы имеет. На сайте вуза еще в ноябре появились "Пять шагов по повышению эффективности Университета машиностроения" - внедрение механизмов "эффективного контракта", пара внутренних мониторингов, аттестация преподавателей и "активизация международной мобильности".
Минобрнауки, в свою очередь, в пресс-релизе о присоединении двух вузов к университету машиностроения пишет: "На данный момент МАМИ является крупным и динамично развивающимся московским вузом технического профиля. В декабре 2011 г. к нему был присоединен Московский государственный университет инженерной экологии". Заодно ведомство напоминает, что программа стратегического развития вуза на 2012-2020 годы получила дополнительную финансовую поддержку от Минобрнауки. Трудно удержаться от вопроса: отчего же такой перспективный и развивающийся вуз попал в число неэффективных?
МГОУ имени Черномырдина (получивший это имя в 2011 году) и МГВМИ были основаны в 1930-е годы. Эти вузы, в отличие от РГТЭУ, никакой шумихи не поднимали, хотя МГОУ, например, просил присоединить себя - но вовсе не к МАМИ, а к эффективному Московскому государственному университету пищевых производств. Однако Ливанов их просьбу не услышал и вместо пищевой промышленности выбрал для МГОУ машиностроение. В соцсетях студенты особого протеста не выказывают, но обращают внимание на то, что в МАМИ нет одной специальности, соответствующей той, по которой готовит МГОУ, - "государственное и муниципальное управление".
Официальных заявлений на сайте университета имени Черномырдина нет; зато есть объявление о дне открытых дверей 22 декабря, на котором руководству, очевидно, придется разъяснять абитуриентам перспективы, ожидающие их после слияния вузов.
О планах МГВМИ, где средняя зарплата преподавателей едва превышает 25 тысяч рублей, неизвестно ничего. Зато на официальном сайте сотрудников поздравляют с тем, что вуз победил "в конкурсе '100 лучших вузов России', а также номинации лучший профильный вуз России в области металлургии и материаловедения". Под победой в конкурсе, организованном некоей Международной академией качества и маркетинга, подразумевается именно попадание в сотню лучших.
Реорганизовывать вузы в разгар сессии - решение достаточно странное, тем более что никаких конкретных сроков для выполнения собственных рекомендаций Минобрнауки пока не ставил, а глава ведомства уверял, что спешить со слияниями и закрытиями никто не будет. Дмитрий Ливанов давал два развернутых комментария: сначала "Эху Москвы", а затем "Коммерсанту". В обоих случаях он говорил, что реорганизация и особенно закрытия будут касаться в первую очередь филиалов, а не вузов. Однако первый же приказ, о котором сообщила пресс-служба Минобрнауки, касается вовсе не филиалов, а именно вузов.
Но не только о первом реальном итоге одиозного мониторинга вузов стало известно 21 декабря. Министр Дмитрий Ливанов - чуть ли не впервые - признал ошибки государственных органов, выдающих аккредитации "псевдо-высшим" учебным заведениям. "Такого больше не будет", - пообещал он.