Экономика
17:38, 25 декабря 2012

Сервис с пряниками "Лента.ру" выяснила, зачем "Яндекс" продал "Деньги" Сбербанку

В конце декабря Сбербанк купил три четверти крупнейшей платежной системы "Яндекс.Деньги" за 60 миллионов долларов. Казалось бы, бизнес сервиса электронных денег весьма невелик для того, чтобы заинтересовать крупнейшую отечественную финорганизацию. Тем не менее госбанкиры, считающие наличность своим крупнейшим конкурентом, уверены в перспективности вложений. Настолько уверены, что готовы предоставить руководству "Яндекс.Денег" чуть ли не полную свободу действий.

"Яндекс" еще в прошлом году рассказывал, что ищет стратегического партнера для своей платежной системы. В 2009 году поисковик передал Сбербанку "золотую акцию", которая позволяла ветировать продажу пакета "Яндекса" свыше 25 процентов. Но новость о продаже "Яндекс.Денег" крупнейшей российской финорганизации все равно оказалась довольно неожиданной, а сеть тут же заполонили шутки об очередях за электронными деньгами. Гендиректор платежной системы Евгения Завалишина и старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров рассказали "Ленте.ру", чего стоит ожидать от этой сделки.

"Лента.ру": В 2009 году, когда Сбербанк получил "золотую акцию" "Яндекса", сообщалось, что она дает право влиять на продажу ключевых активов поисковика. То есть получается, банк мог заблокировать продажу "Яндекс.Денег" какой-либо другой компании?

Денис Бугров: Насколько я понимаю, эта акция касается продажи доли в "Яндексе" и никакого отношения к активам типа "Яндекс.Денег" не имеет.

Евгения Завалишина: Золотая акция - это история исключительно про юрлицо "Яндекса", а в сделке участвует "Яндекс.Деньги" - другая компания. На эту сделку "золотая акция" никак не влияет. Исключительно можно фантазировать.

По условиям сделки у Сбербанка будет три места в совете директоров "Яндекс.Денег", а у "Яндекса" - два. Получается, решения будут принимать финансисты, а не интернетчики?

Д.Б.: Не совсем так. Для нас очень важно, чтобы этот бизнес был по-настоящему партнерством, и чтобы решения мы принимали правильным образом, и чтобы тот правильный интернетовский дух, который есть в "Яндекс.Деньгах", сохранялся. Поэтому у нас есть отдельные договоренности о корпоративном управлении, которые связаны с тем, что ключевые решения совет директоров должен будет принимать единогласно. То есть их нельзя будет "продавить" большинством голосов. Это касается и кандидатуры генерального директора, и существенных изменений в бизнес-плане.

Е.З.: Да, Денис это очень точно очертил. Я еще подчеркну, что мы с вами говорим о совете директоров. Совет директоров, в который входят три вице-президента Сбербанка и еще два человека от "Яндекса".

Д.Б.: Тоже не последние два человека. ("Яндекс" в совете директоров "Яндекс.Денег" будут представлять Завалишина и гендиректор поисковика Аркадий Волож - прим. "Ленты.ру")

Е.З.: Да. Так вот совет директоров - это не тот орган, который будет заниматься повседневными вопросами - на его ответственности реально самые крупные решения. Мы утверждаем годовой бюджет, продуктовую стратегию. Операционные вопросы решаются внутри компании командой, которая работает над продуктами. Ее не только не планируется менять - напротив, в процессе всего обсуждения этой сделки со стороны Сбербанка было очень четкое, я бы даже сказала, требование, чтобы мы старательно удерживали имеющуюся команду и ни в коем случае ее не растеряли, пока тут переговоры ведем.

Интерес к процессу принятия решений возник неспроста - вспоминается история, когда вам пришлось предоставить ФСБ данные спонсоров "РосПила".

(В мае 2011 года блогеры, жертвовавшие деньги на антикоррупционный проект Алексея Навального, пожаловались на подозрительные звонки, в ходе которых девушка Юлия расспрашивала их о причинах поддержки "РосПила". При этом девушка оперировала конфиденциальными данными. Блогеры выяснили, что звонившая - комиссар движения "Наши" Юлия Дихтяр (Ивашова). Откуда у нее появились конфиденциальные данные, неизвестно - прим. "Ленты.ру")

E.З.: Там, кстати, не было места для решений. Был официальный запрос правоохранительных органов, на который мы не имели права дать отказ. Дальше по неизвестным нам причинам эти данные попали к третьим лицам.

Понимаю, пришлось действовать по закону. Но тогда главный редактор Елена Колмановская сказала, что команда юристов работает над этим вопросом и "можно что-то сделать", подать в суд, может быть. Эта история закончилась - теперь ясно, можно что-то сделать или нет?

Е.З.: Сделать особо ничего нельзя. Мы не можем в суде показать никакого конкретного ущерба [от разглашения данных]. В наших судах нет никаких внятных прецедентов по таким поводам. Наша позиция была простой, мы действительно делали только то, что от нас требуется по закону, и меня порадовало, что люди в этой ситуации нас понимают. В результате этой истории проверяющие органы сами стали бдительнее. Наверняка были люди, в чьих интересах весь этот обзвон устраивался, но были люди, которые там [в правоохранительных органах] просто делали свое дело. И, вообще говоря, их также подставили. Сейчас они с тройной осторожностью относятся к таким запросам.

Получается, уже через силовиков все ушло куда-то?

Е.З.: По крайней мере опубликованный в блогах скан - это скан нашего ответа на официальный запрос.

Предположим, история с запросом правоохранительных органов повторится - Сбербанк может как-то на это повлиять?

Д. Б.: Я не очень понимаю, о чем идет речь. Мы банк, мы действуем в таком же правовом поле, как и все остальные. Законодательство на эту тему очень четкое, оно говорит о том, что если совершается транзакция, обладающая определенными характеристиками, то мы о ней обязаны сообщать в уполномоченные органы. Если кто-то проводит операции и он принадлежит к списку потенциальных злоумышленников и террористов, то мы должны такие транзакции уметь фиксировать и определенным образом обрабатывать. Причем это не российское изобретение, а общемировое.

В Сети пользователи высказывают подозрения, что их сведения могут быть разглашены в ходе вашего сотрудничества. Как будет происходить обмен данными между Сбербанком и "Яндекс.Деньгами"?

Д. Б.: Я очень хочу, чтобы все клиенты "Сбербанк Онлайн" получили возможность открыть кошелек на "Яндексе", если у них его еще нет. Но это не значит, что я какую-то конфиденциальную информацию кому-то отправлю. У меня есть взаимоотношения с клиентами Сбербанка, я в рамках этих взаимоотношений буду делать предложения о дополнительном сервисе, который мы теперь вместе с "Яндекс.Деньгами" для клиентов предоставляем, со всякими пряниками и прочими полезностями. На мой взгляд, интерес к утечке данных совершенно не мотивирован и не обоснован.

Если у вас такое желание предложить всем своим клиентам электронный кошелек на "Яндексе", почему Сбербанк полностью не купил "Яндекс.Деньги"?

Д. Б.: Мы [Сбербанк] в принципе верим в партнерство. Мы не верим в то, что мы самые умные, что мы все умеем и что мы можем абсолютно все. В теории, конечно, мы можем все, но на практике мы с огромным уважением относимся к людям, которые очень хорошо умеют делать свое дело. Для нас важным параметром сделки было то, что это будет именно партнерство, что у "Яндекса" останется прямая заинтересованность в успехе этого сотрудничества. Мы ожидаем, что в будущем у Сбербанка будут и другие партнеры. В этом году не так давно мы вышли на рынок кредитования в точках продаж - это тоже партнерство, 70 на 30 с французской группой BNP Paribas. Если люди занимаются этим уже в 20 с лишним странах, мы уважаем их опыт, уважаем то, что они сделали.

Да, но вот, к примеру, после покупки брокера "Тройки Диалог" вы отказались от этого бренда.

Д. Б.: "Тройка Диалог" - это другая история, потому что эту компанию мы купили для того, чтобы полностью интегрировать ее в наш бизнес. Что касается "Яндекс.Денег", то мы не видим задачи 100-процентной организационной интеграции. Мы видим задачу интеграции на уровне клиентского взаимодействия, каких-то коммерческих процессов и координации нашей коммерческой активности. Для нас, как я уже сказал, "Яндекс.Деньги" представляют ценность как самостоятельная компания.

А у "Яндекса" было желание полностью продать свою платежную систему?

Е. З.: Нет. Конечно, если бы мы хотели просто продать и забыть, тогда мы не занимались бы полтора года выбором стратегического инвестора. Причем - Денис не даст соврать - в основном наши встречи были посвящены не тому, сколько заплатят, а тому, как и что мы будем делать вместе - чего вы хотите от этого совместного предприятия и чего мы хотим. Почти полтора года мы выбирали из большого количества вариантов того партнера, с которым нам будет лучше всего развиваться.

А зачем было вообще кого-то привлекать, если вы уже определились, что станете небанковской кредитной организацией (НКО)? Закону соответствуете - работали бы себе дальше.

Е. З.: Вы думаете, самое полезное, что мы можем получить от Сбербанка, - это его лицензия? (смеется)

Скажем так: зачем вообще вам стратегический партнер?

Е. З.: Вообще, с платежами есть такая история: если вы посмотрите на более или менее успешные платежные проекты, становится понятно, что платежи - всегда немножко имя прилагательное. В том смысле, что ты всегда должен понимать, к чему они прикладываются. Это либо какие-то инфраструктурные партнеры, либо мерчанты. Мы в течение долгого времени росли на аудитории "Яндекса" и использовали его опыт работы с интернет-пользователями. "Яндекс" не был для нас тем, чем был eBay для PayPal, то есть основным мерчантом, откуда мы принимаем платежи. Но он всегда был нашим основным советчиком и основным источником наращивания базы. Проект "Яндекс.Деньги" был запущен в 2002 году, и за 10 лет развития мы более-менее эту тему [базу пользователей] вычерпали. Прошлым летом мы обновляли долговременную стратегию, и нам стало понятно: все, что мы видим интересного, все, что мы можем сделать сейчас сами с "Яндексом", - этого недостаточно. Были интересные затеи, но хотелось большего - выхода на следующий порядок, в первую очередь, по количеству пользователей и, соответственно, по размеру бизнеса.

Д. Б.: Я хочу добавить, что это был такой взаимный процесс, потому что мы тоже себе искали партнера и поговорили с абсолютно всеми на российском рынке и некоторыми очень знаковыми людьми на международном рынке.

А как вы пришли к мысли, что вам нужен такой партнер? Зачем Сбербанку платежная система?

Д. Б.: Во-первых, огромное количество финансовых потребностей клиентов связано с платежами, платежи - это наше все. Во-вторых, мы считаем, что будущее, безусловно, за безналичными расчетами. Если вы спросите, кто наш основной конкурент, то это не банк, который сейчас на слуху, а именно наличные деньги. Мы видим свою основную коммерческую задачу в снижении доли наличного денежного оборота в России.

А вам не кажется, что Сбербанк как-то чересчур расширяется? Недавно стал крупнейшим российским брокером; теперь вот купил крупнейшую платежную систему. Вам антимонопольщики еще не предъявляли претензий?

Д. Б.: Во-первых, вы должны понимать, что все такие сделки требуют одобрения регулирующих органов, в том числе ФАС [Федеральная антимонопольная служба]. Каждый раз, когда мы что-то делаем, мы в соответствии с законодательством получаем необходимые одобрения. Во-вторых, на ваш вопрос есть два ответа. Ответ первый состоит в том, что мы все-таки редкая для России, но в целом нередкая для мира структура, которая называется универсальный банк. Мы стали первым брокером, и это не то, что мы кого-то купили, а то, что мы лет пять уже эту работу строили, и вот она наконец выстрелила. Интеграция с "Тройкой" помогла, но это не основной стимул. Более сложный ответ связан с тем, что мы действительно за последние несколько лет сильно расширили охват и географию бизнеса Сбербанка, потому что, помимо приобретения внутри страны, мы приобрели много чего за рубежом, и для нас сейчас становится серьезным ограничением способность управленческой команды со всем этим эффективно справляться. Мы это понимаем, и в частности во многом в связи с этим соображением мы решили притормозить международную экспансию. Не потому что нет красивых сделок - сейчас есть несколько очень красивых сделок за рубежом, а потому что мы считаем, что сейчас правильно разобраться с тем, что у нас уже есть.

Еще было бы интересно узнать о новых продуктах, которые появятся в результате сотрудничества. На пресс-конференции, где было объявлено о подписании соглашения, вы говорили, что подробности появятся только в следующем году. Не изменилась позиция по этому вопросу?

Д. Б.: Военная тайна.

Ну польза-то хоть будет какая-то?

Е. З.: Точно будет, но какая конкретно - мы вам сейчас сказать не можем. Можем намекнуть про направления работы. Первое - универсальное платежное решение для мерчантов, особенно для малого и среднего бизнеса. Второе - регулярные платежи: коммуналка, оплата интернета, сотовой связи. Третье - денежные переводы между физлицами - направление, которое последний год растет быстрее обычных платежей мерчантам. А про остальное расскажем чуть позднее. Пока секрет.

< Назад в рубрику