Приняв осенью 2012 года решение вернуться в Грузию, где против него было заведено несколько уголовных дел, по которым его даже заочно приговорили к 11-летнему сроку, бывший министр обороны республики Ираклий Окруашвили, похоже, не прогадал. Прошло не так много времени, и вот бывший "ястреб Саакашвили" оказался фактически чист перед законом. Судимость с него сняли, да и остальные дела на грани закрытия.
В Грузию Окруашвили вернулся после пятилетнего изгнания - в 2007-м бывшему министру, ставшему к тому времени активным оппозиционером, позволили покинуть страну, а полгода спустя он получил политическое убежище во Франции. По возвращении в Тбилиси Окруашвили был арестован прямо в международном аэропорту грузинской столицы на основании решения Тбилисского горсуда от 28 марта 2008 года, приговорившего его к 11 годам лишения свободы по обвинению в служебной халатности (статья 342), злоупотреблении служебными полномочиями (статья 332) и взяточничестве (статья 338).
Сторонники экс-министра из "Грузинской партии", воодушевленные политикой, проводимой нынешним кабинетом министров Грузии во главе с Бидзиной Иванишвили (он, как известно, взялся восстанавливать справедливость, попранную во времена безраздельного правления Михаила Саакашвили), предвкушали скорое освобождение своего лидера, однако новая власть не торопилась, хотя и не отрицала, что считает Окруашвили подвергшимся преследованиям по политическим мотивам. "То, что Окруашвили политически преследовался, не означает, что он невиновен, и все эпизоды должны быть расследованы", - заявила, комментируя ситуацию вокруг Окруашвили, министр юстиции Грузии Тея Цулукиани.
Осторожность в высказываниях официальных лиц можно объяснить тем, что на Окруашвили "висят" не только служебные преступления. Он проходит обвиняемым и по делу о "путче 2011 года". Тогда, напомним, в Грузии прошла серия протестов против правления Саакашвили. Полиция разогнала демонстрантов слезоточивом газом и резиновыми пулями. В результате два человека погибли и около 37 человек были ранены. Позже грузинское МВД обнародовало видео- и аудиоматериалы, согласно которым по заданию Окруашвили и родственника (одни СМИ пишут, что дяди, другие - двоюродного брата) Иосифа Гигуашвили (он был также задержан в ноябре вместе с экс-министром в аэропорту Тбилиси) в Грузии шло создание вооруженных формирований с целью захвата власти. В июне 2011 года 15 участников этих формирований были задержаны и в августе приговорены к различным срокам лишения свободы. Сам Окруашвили был заочно приговорен Тбилисским городским судом к предварительному заключению.
Процесс по делу участия Окруашвили в событиях 2011 года начался 5 декабря. Одновременно судьи приступили к рассмотрению апелляции адвокатов Окруашвили на приговор 2008 года. Но и это еще не все. В отношении экс-министра было заведено дело о закупке некачественных боеприпасов, что теоретически грозит ему еще тремя годами тюрьмы. Якобы еще в 2005 году Окруашвили санкционировал закупку патронов для автоматов Калашникова по завышенным ценам, причем 500 тысяч из них впоследствии оказались "непригодными к использованию". Расследование этого дела идет на фоне разбирательства с еще одним бывшим главой Минобороны - Бачо Ахалаей, который подозревается в закупке АК-47 и АКС-47 по завышенным ценам.
Сам бывший министр обороны (во времена Саакашвили он также возглавлял МВД и министерство экономического развития), хоть и заявил, что больше Грузию покидать не собирается, тем не менее поначалу скептически отнесся к переменам во власти. В интервью изданию "Квирис палитра" Окруашвили заметил, что по первым впечатлениям Грузия осталась той же, что и во времена Саакашвили. "На свидетелей и сегодня явно оказывают давление. Когда свидетель глазами и плечами показывает: что, мол, поделаешь - и указывает на прокурора, это говорит о фальши", - заявил экс-министр после общения со следствием.
Задержанные демонстранты (на переднем плане) и грузинские полицейские в Тбилиси во время разгона акций протеста против Михаила Саакашвили, 26 мая 2011 года. Фото: Reuters
Позже у Окруашивили появились новые причины для разочарования в нынешней грузинской власти. В ноябре комитет по правам человека парламента Грузии подготовил проект постановления, в котором 180 человек причислялись к политзаключенными, а 22 - к политически преследуемым. В числе последних поначалу был и Окруашвили. Однако в утвержденный парламентом 5 декабря итоговый список из 190 человек он не попал, как не попали туда и остальные фигуранты дела о "путче 2011 года". После обнародования списка осужденные "мятежники" объявили голодовку, к которой примкнул Окруашвили. Но уже спустя три дня прекратил ее. Многие сочли, что бывший министр просто получил определенные гарантии от власти, что и без статуса политически преследуемого тюремный срок (по крайней мере из-за событий 2011 года) ему не грозит. Ситуация стала меняться в пользу Окруашвили.
Изначально адвокаты экс-главы Минобороны, не оставляя попыток развалить уголовные дела, добивались освобождения своего клиента под залог, но суд неизменно им отказывал, ссылаясь на то, что не все свидетели еще опрошены и существует угроза давления на них. В январе защитники внезапно получили поддержку со стороны уже упоминавшейся Теи Цулукиани. Глава Минюста заявила, что, "когда обвиняемый по своей воле возвращается в страну, это означает, что надо снять меру пресечения". "Как видно, "суд Кублашвили" (имеется в виду председатель Верховного суда Грузии Коте Кублашвили - ставленник Михаила Саакашвили - прим. "Лента.ру") продолжает политические игры вместо того, чтобы руководствоваться законом. Мне непонятно, почему наша оппозиция боится, чтобы Окруашвили ходил по улице", - заметила министр. Судя по всему, Цулукиани лукавит - она, как и другие представители правящей коалиции, прекрасно понимает, почему Саакашвили невыгодно освобождение Окруашвили, и напротив - почему оно выгодно противникам президента. Можно не сомневаться, что Окруашвили в случае своего окончательного прощения и освобождения сможет предъявить такой компромат на главу государства, ближайшим соратником которого он был долгие годы, что тому мало не покажется.
И вот 8 января грузинская прокуратура снимает с Окруашвили обвинения по трем статьям, по которым он получил 11-летний срок. При этом было заявлено, что по указанным обвинениям правоохранительные органы так и не смогли собрать необходимые улики, а свидетели отказались от своих показаний, заявив в суде, что на них оказывали давление бывшие власти. Более того, восемь свидетелей заявили, что свои показания они дали под пытками - во время следствия их якобы избивали и пытали, угрожали насилием в отношении родственников.
Это же касается и дела о создании незаконных вооруженных формирований. Во время слушания в суде почти все свидетели признались, что показания против Окруашвили, а иногда даже против самих себя им приходилось давать в результате шантажа или под давлением силовиков прошлого правительства. В итоге прокуратура обратилась к судье с просьбой отпустить Окруашвили и его родственника Гигуашвили под залог. По словам адвоката экс-министра Мамуки Чабашвили, слушание дела находится на финальной стадии, и если даже обвинения не будут сняты, то суд вынесет оправдательный приговор.
В итоге, хотя Окруашвили и освободили под залог в размере 10 тысяч лари (около шести тысяч долларов) по делу о событиях 2011 года, он все же остался под стражей по делу о приобретении некачественных боеприпасов. Возможно, власти решать подольше подержать бывшего министра на крючке - как источник компромата на Саакашвили он им, конечно, выгоден, а вот как самостоятельный, к тому же весьма харизматичный политик (к слову, едва ли не главный антагонист России) - вряд ли.
Впрочем, адвокат Чабашвили всячески отрицает, что между его клиентом и правительством Иванишвили существует какой-либо сговор. Хотя и не исключает, что уже в ближайшее время Окруашвили может дать показания против главы государства - своего бывшего шефа и единомышленника.