Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Не надо уплощать

"Дисней" борется за право конвертировать фильмы в 3D

Замок Спящей красавицы.
Изображение: 3d-anaglyph.com

Студия Диснея опасается, что ее затаскают по судам, если она продолжит переводить свои фильмы в трехмерный формат. Это может произойти, если компания, владеющая технологией конвертации, продаст патент на нее. Под угрозой оказались не только будущие проекты Диснея, но и уже стартовавшие - "Железный человек 3" и "Тор: Темный мир".

Когда говорят о трехмерном кино, обычно противопоставляют фильмы, изначально снятые в 3D-формате, и те, которые сделали объемными в результате конвертации обычного двухмерного материала. Считается почему-то, что картины, снятые в 3D, лучше. Однако такая технология ограничивает съемочный процесс. Конвертация из двухмерного фильма может быть предпочтительнее - так у съемочной группы больше возможностей. Однако это отнимает много времени, а минута фильма начинает стоить как чугунный мост: отрисовывать фильм приходится практически покадрово, ведь смысл конвертации, грубо говоря, состоит в том, что для правого и левого глаза создаются разные картинки, которые, пройдя через очки для 3D, воспринимаются нашим сознанием как одно объемное изображение. То же самое происходит и при съемке в 3D, только в этом случае изображение "раскладывается" надвое с самого начала. У конвертации есть и подводный камень: если фильм отрисовали недостаточно хорошо, картинка становится жутковатой, а просмотр чреват головной болью.

На самом деле противопоставление "родного 3D" и "сделанного" высосано из пальца: трехмерных фильмов, полностью снятых в объеме, как будто бы нет вообще. "Пираты Карибского моря", "Судья Дредд", "Трансформеры" и даже "Аватар" - все эти картины были созданы в "смешанной" технике. Еще больше фильмов, полностью переведенных в трехмерный формат из плоского: "Новый Человек-паук", "Прометей", "Зеленый фонарь"... Эта технология позволяет переводить в 3D и старые фильмы, благодаря чему в 2012 году на экраны вышла трехмерная версия "Титаника", а студия Диснея с успехом прокатывала объемного "Короля Льва".

Нет, студии не боятся переводить в 3D фильмы и мультики - хоть новые, хоть старые; не пугают их ни денежные, ни временные затраты - пока овчинка стоит выделки. Беда пришла, откуда не ждали, а именно - со стороны обладателей технологиями и юристов.

Ситуация следующая: The Walt Disney Company (и ряд других кинокомпаний, но студия Диснея - сильнее других) опасается, что за конвертирование в трехмерный формат ее собственных фильмов на нее будут подавать в суд за неправомерное использование технологии. Это может произойти в том случае, если патент на ноу-хау будет продан его нынешним владельцем.

Технология конвертации, которой пользуется студия, была разработана компанией In-Three, купленная впоследствии фирмой Джеймса Кэмерона Digital Domain. В 2012 году In-Three объявила о банкротстве, часть ее активов продали управляющей компании Galloping Horse America and Reliance MediaWorks. Этих денег все равно не хватило, чтобы покрыть все долги фирмы Кэмерона, и в декабре 2012 года было решено продать той же компании и 3D-технологию - один из самых дорогостоящих активов Digital Domain.

Пока фирмы готовились к сделке, выяснилось, что, если патент сменит владельца, студию Диснея ждут неприятности. Суд штата Делавэр, одобривший продажу технологии, дал разъяснение: в будущем за использование технологии In-Three, права на которую будут принадлежать новому юрлицу, студию смогут привлечь к ответственности. Юридическая тонкость содержится в договоре, заключенном между студией и Digital Domain и известном как "Соглашение по 'Миссии Дарвина'" ("The G-Force Agreement").

Все дело в том, что именно в "Миссии Дарвина" и еще двух фильмах - "Алисе в стране чудес" и "Троне: Наследие" - The Walt Disney Co. впервые использовала технологию трехмерной конвертации. В соглашении при этом было оговорено, что даже в случае передачи патента другому владельцу студия Диснея не будет нести ответственности за использование технологии в этих трех фильмах. Контракт также давал студии эксклюзивное право использовать технологию в дальнейшем. Однако судьбы будущих проектов The Walt Disney Co. в случае смены патентом владельца оговорка не касалась.

Получается, если студия продолжит использовать технологии In-Three и конвертировать по ней свои фильмы, она будет нарушать авторское и патентное право, а этого, разумеется, никто не хочет. Но как быть? Под угрозой оказались не только будущие проекты Диснея, но и стартовавшие - "Железный человек 3" и "Тор: Темный мир", которые уже переводят в 3D.

По американским законам, поскольку происходящее затрагивает интересы The Walt Disney Co. и меняет его правовой статус, студия имеет право наложить временный мораторий на совершение сделки. Сейчас у нее есть 45 дней, чтобы посмотреть, не изменится ли положение, или предпринять какие-то самостоятельные шаги. Трудно себе представить, что могущественная кинокорпорация не сумеет договориться с Galloping Horse America and Reliance MediaWorks.

Вероятность того, что найти компромисс не удастся, конечно, тоже существует, но, в конце концов, на технологии In-Three свет клином не сошелся. Есть и другие, ничуть не хуже, хотя студия Диснея, безусловно, понесет убытки и судебные издержки.

За время взятого тайм-аута студия Диснея может задать себе вопрос: а нужно ли ей это все? Рентабельность трехмерных фильмов и, в частности, конвертации, на фоне 3D-бума последних лет стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Однако совершенно неясно, как поведет себя рынок в дальнейшем - в последнее время наблюдается явный спад интереса публики к 3D-формату после его феноменального всплеска.

Напомним: все началось в конце 2009 года, когда "Аватар" Кэмерона установил рекорд кассовых сборов. Присвистнув с завистью, все студии пожелали отхватить кусок трехмерного пирога. За последние три года число 3D-картин выросло на 75 процентов. Казалось, что киноленты как будто перестали создавать плоскими... Но уже в 2011 году выручка "трехмерок" упала на 400 миллионов долларов по сравнению с 2010-м.

Возьмем, к примеру, непосредственного участника нынешнего конфликта - студию Pixar, которая принадлежит студии Диснея. Она пользуется иными технологиями и не занимается игровым кино, но ситуацию с 3D ее пример иллюстрирует ярко. За последние три года Pixar выпустила три картины, созданные в трехмерном формате. "Историю игрушек 3", ставшую рекордсменом сборов 2010 года, предпочли посмотреть в объеме 72 процента зрителей. Фильм "Тачки 2" 2011 года, на котором, кстати, триумфальное шествие студии вообще замедлилось, посмотрели в трехмерном формате уже только 42 процента зрителей. Наконец, последняя работа Pixar - "Храбрая сердцем" - собрала и вовсе меньше трети любителей объемного изображения; остальные предпочли теплую ламповую плоскость.

Что же до игровых фильмов, то подтверждением тезиса о снижении интереса могут служить прокатные данные фильма "Судья Дредд" в Великобритании, которые приводит The Independent. Согласно этим данным, римейк картины об обществе, отказавшемся от разделения властей, привлек изрядное число зрителей и даже побил рекорд "Пилы" среди фильмов с рейтингом 18+. Однако в целом цифры не слишком вдохновляющие. Причиной тому оказалось почти полное отсутствие кинотеатров, в которых "Судью" можно было бы посмотреть не в 3D. А зрители хотят. Сейчас кинотеатры требуют у дистрибьютора Lionsgate копии фильма в двухмерном формате.

Причиной спада интереса публики к 3D, помимо психологических ("Надоело!") и физиологических (глазные болезни вроде астигматизма или катаракты сводят усилия трехмерщиков на нет), можно назвать экономику. В конце концов, билет на сеанс в 3D стоит дороже, чем в 2D. Трехмерный бум последних относительно благополучных лет начался аккурат после завершения кризиса ликвидности 2008 года. Выйди "Аватар" на год раньше, в разгар рецессии, ни о каком "прорыве в средствах художественной изобразительности в кино", скорее всего, и речи бы не шло - сдается, большинство предпочло бы посмотреть шедевр Кэмерона на пиратских экранках.

Сейчас, когда маятник экономических циклов, по всей видимости, качнулся обратно в сторону рецессии, 3D вновь может превратиться в неинтересную роскошь. Каковой он, к слову, становился уже не раз - эксперименты с объемом длятся уже лет шестьдесят, и их популярность каждый раз вырастает и падает в корреляции с экономическими показателями и индексами США. Просто сейчас научный прогресс упростил создание трехмерных фильмов. Но если невидимая рука рынка вновь отшвырнет объемное кино за ненадобностью, правовые конфликты с конвертацией фильмов в трехмерный формат станут для компании Диснея, как и для других студий, не самыми насущными.