Толстолобик и русалка

В прокат вышел фильм Жака Одиара «Ржавчина и кость»

Кадр из фильма «Ржавчина и кость»

Жак Одиар — заслуженный французский кинематографист, лауреат Гран-при Каннского кинофестиваля, премий «Сезар» и BAFTA. Тем не менее он вряд ли хорошо знаком широкой аудитории, и есть вероятность, что российский зритель пропустит картину Одиара «Ржавчина и кость», которая выходит в прокат в РФ на фоне новых Тарантино и Спилберга. Если так, он совершит большую ошибку.

Формально «Ржавчина и кость» — это мелодрама с (относительно) счастливым концом. Место действия — Антибы, главные герои ленты — боксер Али (Маттиас Шонартс) и дрессировщица косаток Стефани (Марион Котийяр). У первого есть малолетний сын, но нет постоянной работы и собственного жилья. Вторая в результате несчастного случая лишается ног. Али предельно маскулинен и твердолоб, он не привык заботиться о других людях и даже собственного ребенка фактически сбрасывает старшей сестре. Стефани же всю жизнь была девушкой самостоятельной и независимой, но теперь как никогда ранее нуждается именно в поддержке.

Стефани и Али — во всех смыслах главные герои фильма, все остальные персонажи остаются на периферии. «Ржавчина и кость» — это лента о взаимоотношениях двух людей, о том, как формируется зависимость одного от другой — и одной от другого. А также о том, что можно научиться ходить без ног, а возможности человеческого тела гораздо шире, чем принято считать.

Потенциальный зритель, совращаемый Тарантино и Спилбергом, конечно, может капризно спросить: а с чего вдруг судьба этих двух персонажей должна меня интересовать? Вы шутите что ли? Он — участник уличных боев, она по собственной воле залезала в аквариум с китами-убийцами... У нас тут, между прочим, зима, а совсем даже не Антибы, и окружают нас представители гораздо более прозаических профессий.

Дело в том, что Одиар рассказывает историю о двух людях с нетипичными, мягко говоря, профессиями предельно прямолинейно, доходчиво и искренне, а Шонартс и Котийяр играют своих героев так, что дух захватывает.

С Шонартсом, правда, все несколько проще — он так естественно смотрится в роли сдержанного и упрямого персонажа, что вплоть до финальной сцены кажется, будто он сам себя и играет. Котийяр же — это совсем другая история (хотя она, безусловно, тоже идеально вписывается в роль). Актрису не назовешь классической красавицей, но есть в ней что-то русалочье — такой девушке действительно идет плавать с косатками.

Но дело, разумеется, не только во внешних данных. В начале фильма героиня Котийяр прикована к инвалидной коляске (ноги ей «отрезают» с помощью компьютерной графики, и это, пожалуй, самый удачный пример использования спецэффектов в 2012 году). Актриса одинаково убедительно играет и депрессию, и возвращение Стефани к жизни. Самые захватывающие сцены «Ржавчины и кости» — те, в которых Котийяр на экране в одиночестве: танцует в инвалидном кресле под песню The B-52s, впервые после несчастного случая возвращается к аквариуму, вспоминает движения, которые использовала во время представления.

Напоследок — о хэппи-энде. У Стефани не вырастают новые ноги. Али не становится менее толстолобым (хотя и учится быть более ответственным). Но «Ржавчина и кость» — это фильм о том, как два не самых благополучных человека в конце концов находят друг в друге поддержку и понимание. Заслуга Одиара в том, что он сумел высказаться на эту тему без излишней сентиментальности.

Культура14:5815 августа
Abelle

Сигнал принят

Диджей года, польский вуду-дэнсхолл, техно, арфа и хардкор: кого слушать на Signal