Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Министерству финансов, а также властям Москвы и Подмосковья проработать поправки в законодательство, которые позволят усилить контроль за парковками. По мнению Медведева, парковки вместе с сопутствующими штрафами необходимо передать из ведения ГИБДД субъектам федерации.
Идея передать парковки в ведение местных властей принадлежит Москве. Впервые о создании «парковочной полиции» заговорили еще осенью 2010 года. Тогда столичный департамент транспорта внес предложение о создании отдельного органа по надзору за парковками на рассмотрение в экспертную группу Минтранса России.
По задумке чиновников, «парковочная полиция» могла бы не только следить за соблюдением правил остановки и стоянки, но и самостоятельно собирать административные штрафы, а также наказывать неплательщиков. В ноябре 2012 года власти Москвы подготовили необходимые поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Помимо Москвы в законопроекте, по данным «Коммерсанта», значился и Санкт-Петербург, где ситуация с парковками также стоит остро.
Как говорилось в пояснениях к поправкам в КоАП, у ГИБДД для адекватного контроля парковок и взимания штрафов попросту не хватает персонала. Кроме того, региональные власти в большей степени заинтересованы в сборе штрафов, чем федеральный орган, ведь плата за парковку и штрафы за нарушения ПДД — соблазнительный источник для пополнения местной казны. К примеру, москвичи с января по ноябрь 2012 года нарушили правил дорожного движения на три миллиарда рублей. Из них почти половину составляют штрафы за выезд на выделенные полосы, которые Москва также хочет собирать самостоятельно.
Штраф за неправомерный выезд на полосу для общественного транспорта с 1 июля 2012 года вырос для регионов до 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 3000 рублей. Примерно так же обстоит ситуация и с санкциями за неправильную парковку. Однако собираемость штрафов заметно разнится. По данным руководителя экспертного центра «Probok.net» Александра Шумского, за 11 месяцев 2012 года нарушителей правил остановки и стоянки в Москве оштрафовали на 324,6 миллиона рублей. При этом за выезд на выделенную полосу ГИБДД выписала 484,5 тысячи штрафов, а за неправильную парковку — 108,2 тысячи постановлений.
Впрочем, приведенная статистика может быть не вполне объективной, поскольку за всеми выделенными полосами в Москве следят автоматические камеры (которые могут несколько раз оштрафовать за одно и то же нарушение), а контроль за парковками в городе носит скорее выборочный характер. Сейчас за соблюдением правил парковки в столице (как и ряде других российских регионов) следят автоматические комплексы «Паркон», размещенные на патрульных автомобилях. В столице, по последним данным, работают 110 таких машин. Из них только часть следит за парковкой, остальные же контролируют выделенные полосы.
«Парконы» появились в Москве в апреле 2012 года и подчиняются Центру организации дорожного движения (ЦОДД), учрежденному столичным департаментом транспорта. При этом ЦОДД фактически взял на себя значительную часть функций ГИБДД по контролю за соблюдением правил дорожного движения, поскольку вся информация с автоматических дорожных камер фотовидеофиксации поступает сначала в ЦОДД и только потом передается в ГИБДД для оформления протоколов.
Ведомства, подобные столичному ЦОДД, существуют во многих регионах, где работают дорожные камеры и «Парконы». Таким образом, передача функций полиции по контролю за соблюдением ПДД и конкретно ситуацией с парковками субъектам федерации уже началась. Развитие таких центров также уже предусмотрено федеральной целевой программой: к 2020 году дорожные камеры должны появиться во всех регионах России. Федеральному правительству во главе с Дмитрием Медведевым осталось лишь наделить регионы правом собирать штрафы за парковку и преследовать неплательщиков.
Однако и здесь Москва успела раньше всех. С ноября 2012 года в столице заработали первые платные муниципальные парковки. Проект называли опытным, однако уже в декабре власти объявили об успехе эксперимента. Теперь с мая 2013 года платить за парковку придется внутри Бульварного кольца, а до конца года — в пределах всего Садового кольца. Следить за платными муниципальными стоянками поручили новому ведомству — «Администратору московского парковочного пространства». И этот «администратор» не только собирает плату за парковку (которая стоит 50 рублей в час), но и взимает штрафы за ее неоплату.
С июня 2013 года столичное парковочное ведомство, судя по всему, станет следить и за платной эвакуацией неправильно припарковканных машин. Штраф за эвакуацию пока не утвердили, но ранее сообщалось, что он может составить пять тысяч рублей. Еще в тысячу рублей в день обойдется хранение машины на штрафстоянке (начиная со вторых суток).
В итоге получается, что предложенный Медведевым законопроект должен избавить ГИБДД от фактически рудиментартной функции. По крайней мере в Москве силы и средства для самостоятельного контроля за парковкой уже есть, а остальным регионам останется только взять пример со столицы. В самой ГИБДД, впрочем, не совсем довольны грядущими переменами. Как рассказал представитель ведомства «Коммерсанту», гражданские структуры фактически получат доступ к автомобильным базам данных МВД, что чревато утечками информации. Впрочем, вряд ли дорожных инспекторов волнует именно это — их по сути отодвигают от значительного денежного потока в виде штрафов, как официально оформленных по протоколу, так и неофициально перекочевавших в карман к гаишнику.
Для рядовых же автомобилистов новые правила, скорее всего, обернутся очередным ростом санкций за неправильную парковку и ряд других нарушений. Предложенный Москвой и поддержанный Медведевым законопроект, очевидно, придуман не для водителей. Похоже, что столичные власти нашли способ оставлять себе миллиарды рублей с дорогостоящих штрафов за парковку и выделенные полосы. А заодно такую возможность получат и другие регионы. Москва тем временем взялась повысить штрафы за стоянку на газонах и мытье машин во дворах. Впрочем, как пишут «Ведомости», эти поправки в КоАП Мосгордума пока рассматривать все же не стала.