В декабре 2012 года президент России Владимир Путин провел одно из последних выездных совещаний в вагоне поезда Сочи — Адлер — Красная Поляна. Речь шла о подготовке к зимней Олимпиаде-2014. Представители МОК, похвалив усилия российской команды по подготовке к соревнованиям, выразили робкую надежду, что Россия не сойдет с дистанции на последних поворотах. Путин, кажется, прислушался к гостям — 15 января президент образовал госкомиссию по подготовке к Олимпиаде в Сочи, которую возглавил вице-премьер Дмитрий Козак. Тем самым Москва, включившаяся в проект за год до начала Игр (они состоятся в период с 7 по 23 февраля 2014 года), продемонстрировала, что намерена довести начатое в Сочи до конца.
В 2012 году Россия доказала, что готова тратить на значимые проекты любые, сколь угодно гигантские суммы. Саммит АТЭС, событие в мировой политике незначительное, стал настоящим подарком для Владивостока и одной из самых значимых инфраструктурных строек в стране. Запредельные 680 миллиардов рублей, выделенные на модернизацию столицы Дальнего Востока, помогли обновить критически устаревшую калитку страны в Азиатско-Тихоокеанский регион. Но эффективность этих трат оказалась под вопросом — в сущности, до сих пор так и не ясно, сможет ли регион эксплуатировать свою географическую близость к экономическому центру планеты.
Реконструкция Владивостока была связана с многочисленными скандалами, а проверки аудиторов продолжаются и после проведения саммита (а вместе с ними — и посадки отдельных неэффективных растратчиков). Но, кажется, все это мелочи по сравнению с тем, как государство готовит к зимнему спортивному празднику четырехсоттысячный Сочи. В середине января президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко просил у сочинцев прощения за «болезненную мутацию всей городской системы», а также обещал по справедливости решить проблемы всех тех, кто был обижен в ходе олимпийского строительства. Но, что на самом деле останется в городе после завершения Олимпиады, неизвестно — возможно, гигантские пробки и коммунальные катастрофы различного масштаба (к примеру, отключения света) никуда не денутся, а экология района будет окончательно загублена. В лучшем случае Сочи вернется к статусу города-курорта, пусть и не международного уровня, как ему прочат в генплане, а федерального, то есть элитарного и недоступного для обычного россиянина; в худшем — сочинцев ожидают кризис и обвал рынка недвижимости.
До сих пор стройка в Сочи продвигалась рывками и сопровождалась целой чередой скандалов (последний из них был спровоцирован громкими статьями об участии в «олимпийском» бизнесе убитого киллерами криминального авторитета Аслана Усояна, известного также под прозвищем Дед Хасан). И нет никаких оснований полагать, что они прекратятся вместе с завершением Олимпиады.
Российская заявка на проведение игр победила в июле 2007 года. С тех пор только госкорпорацией «Олимпстрой», отвечающей за строительство олимпийских объектов, успели «порулить» четыре руководителя, в том числе экс-президент «Транснефти» Семен Вайншток и основатель пивоваренной компании «Балтика» Таймураз Боллоев. Менялись управленцы и на других постах, уровнем пониже — чаще всего потому, что оказывались замешаны в не слишком эффективных схемах по освоению олимпийских бюджетов. Сохранить свой пост удалось лишь «олимпийскому» вице-премьеру Дмитрию Козаку, но для многих других олимпийская стройка оказалась карьерной могилой (Счетная палата уже называла целый ряд лиц, ответственных за финансовые нарушения, а по ряду фактов попыток мошенничества и хищения средств следователи местного УВД даже завели уголовные дела). Но что будет в случае, если власть, уже не опасаясь «олимпийского» скандала, пожелает всерьез взять за грудки растратчиков государственных средств, предсказать сложно.
Слухи о масштабных хищениях на стройках в Сочи обсуждают многие, но во весь голос о воровстве никто не заявил. Да и не факт, что без коррупции эта махина (всего к Олимпиаде будет создано 800 объектов капитального строительства), связанная госфинансированием и средствами госбанков, вообще завелась бы и доехала до финиша в срок. Сейчас государство больше волнует, где набрать людей для олимпийских строек, а с дополнительными тратами, которые только и позволят уложиться в план-график строительства спортивных объектов и гостиничного фонда, чиновники, кажется, уже смирились. Генподрядчикам же, осваивающим государственные средства, «Олимпстрой» уже сейчас грозит уголовными делами, тем самым намекая, что будет с олимпийским бизнесом в случае, если сроки сдачи объектов окажутся сорваны.
С 2008 года, когда началось олимпийское строительство в Сочи, на возведение объектов для зимней Олимпиады-2014 уже потрачено 1,1 триллиона рублей (из государственных, квазигосударственных и частных фондов), а общая сумма расходов грозит превысить 1,5 триллиона рублей. Еще в 2010 году журналисты называли Сочи-2014 самыми дорогими играми в истории олимпийского движения, причем выхода за бюджетные границы многие ожидали с самого начала. В конце концов, с повышением «олимпийских» затрат по ходу строительства спортивных объектов столкнулось большинство стран, принимавших игры в последние годы. Чиновники уверены, что, как и в случае с АТЭС, главной статьей расходов являются траты на инфраструктуру региона, и поэтому подобная расточительность оправдана. Вопросы о том, окажутся ли рентабельными спортивные объекты после завершения соревнований, а также о том, сможет ли Краснодарский край воспользоваться Олимпиадой как поводом для привлечения дополнительных инвестиций, остаются открытыми.
Но весь блеск будущей Олимпиады, — а в том, что это будет блестяще проведенное спортивное мероприятие, сомневаться стоит едва ли — может враз потускнеть из-за причин совсем другого рода. В 2012 году Россию неоднократно критиковали международные организации за нарушения прав человека, а в январе 2013 года правозащитники из Human Rights Watch выпустили доклад, в котором заявили о беспрецедентном наступлении на гражданское общество, начавшемся после возвращения в Кремль Владимира Путина. При этом представители организации обещали прибегнуть к помощи МОК, чтобы хоть как-то повлиять на Москву.
Правозащитники уверяют, что внутренняя политика российских властей противоречит духу Олимпиады, и не исключено, что критика будет усиливаться по мере приближения начала Игр. Решится ли Москва на «олимпийскую либерализацию», станет понятно уже в ближайшее время, но с учетом той истерии, которую российские власти развели в связи с поисками «кукловодов» российской оппозиции, представляется, что мнением со стороны они не слишком-то и дорожат (да и МОК вряд ли пойдет на то, чтобы подмочить имидж Сочи-2014 в угоду критикам Москвы). Впрочем, в ближайшее время в России в любом случае стоит ожидать дальнейшего ужесточения внутренней политики, причем вовсе не в связи с противостоянием либеральной оппозиции и власти.
Олимпиада в Сочи изначально задумывалась в Кремле как имиджевый проект, свидетельствующий о мире на Северном Кавказе и процветании всей страны. Для выполнения этой задачи Москве придется бросить все силы на усиление безопасности в соседних с Краснодарским краем республиках. А это, если вспомнить и без того сложную ситуацию, сложившуюся там, грозит обернуться для Юга России «наведением порядка» методами Рамзана Кадырова. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в начале января уже заявил, что задачей года для республики является пресечение попыток экстремистов сорвать Олимпиаду-2014. «Это общая задача государства, и мы будем в этом направлении работать», — сказал он. С той же целью была произведена смена власти в Дагестане, и новому и.о. главы республики Рамазану Абдулатипову, судя по всему, предстоит в кратчайшие сроки и с опорой на федеральные силовые структуры решать аналогичную задачу.
По мере того как приближаются зимние Олимпийские игры в Сочи, обстановка в регионе все больше беспокоит Кремль. Еще в октябре российские СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщали, что к контртеррористическим операциям на Северном Кавказе привлекаются общевойсковые подразделения. Отсутствие официальных сообщений об усилении группировки в СКФО объяснялось тем, что силовики опасаются публично противоречить заявлениям Кремля о стабилизации региона. Ведь в случае, если Сочи-2014 утеряют имидж мирного и безопасного спортивного праздника, открывшего двери для гостей со всего света, Россию ждет серьезный удар, а подобного развития событий не хочет никто.