Мир
16:08, 12 февраля 2013

Пошалить по-крупному Пхеньян отметил китайский Новый год ядерным взрывом

Иван Яковина
Ким Чен Ын
Фото: KNS / KCNA / AFP

Северокорейские товарищи в третий раз провели испытания атомной бомбы, причем взрыв оказался существенно мощнее, чем в 2006 и 2009 годах, что не на шутку встревожило остальной мир. Но пока Пхеньян раздувается от гордости, радуясь нервной реакции соседей, над столицей КНДР сгущаются тучи: взрыв крайне разозлил Китай — последнюю страну, с которой у Северной Кореи были добрососедские отношения.

Первый секретарь Трудовой партии Кореи, председатель Центрального военного комитета партии, руководитель Комитета обороны КНДР, «верховный руководитель», «король утренней звезды» и просто «выдающийся товарищ» Ким Чен Ын может гордиться собой. Пока прогрессивное человечество отмечает наступление года Змеи по лунному календарю, он устроил всему миру такой фейерверк, что перед ним померкли все остальные, включая знаменитый гонконгский.

Не беда, что подземный взрыв урановой бомбы мощностью от пяти до десяти килотонн никто не видел. Земная кора сотряслась с такой силой, что на сейсмографах по всему миру стрелки самописцев подскочили, зафиксировав землетрясение с магнитудой 5. При этом было установлено и место происшествия: северо-восток Корейского полуострова, где расположился ядерный полигон Пунгери. Пхеньян догадки сейсмологов подтвердил, официально объявив об успешном тесте «миниатюризированной бомбы повышенной мощности».

Но выдающийся эффект от взрыва был вызван вовсе не его «повышенной мощностью» (например, американцы в свое время испытали на Хиросиме бомбу в 15 килотонн), а в том, что Северная Корея — страна с диковатой идеологией и непредсказуемыми лидерами — уже совершенно точно получила возможность одним ударом смести с лица земли небольшой город. Более того, «миниатюрность» заряда — это, по всей видимости, намек на то, что при желании его можно запросто прикрутить к ракете «Хвасон» (по-корейски «Марс»), более известной под названием «Тэпходон», которое ей дали соседи с Юга. С учетом того, что гражданская модификация «Тэпходона» в декабре 2012 года успешно вывела на орбиту столь же «миниатюрный» спутник, картина складывается вполне ясная: товарищ Ким не только решил обзавестись средством доставки ядерного оружия, но и, похоже, уже получил, что хотел.

Хорошо известно: главными врагами КНДР официально значатся «американские империалисты» и их «южнокорейские марионетки». А недавно северокорейские мастера чучхейских искусств одарили мир видеороликом (уже, правда, удаленным) о мечтах юного гражданина КНДР. Как выяснилось, под песню «We Are The World», написанную американцами Майклом Джексоном и Лайонелом Ричи, молодой кореец грезит вовсе не о сверстнице с третьего этажа и не о мире во всем мире. Снятся ему горящие американские флаги и разрушенные небоскребы Нью-Йорка, взятые напрямую из шутера Call of Duty: Modern Warfare 3. В общем, толкователи снов не нужны. И так ясно, к чему клонит «король утренней звезды», окончивший элитную школу в Швейцарии.

И надо сказать, что ход мыслей младшего Кима мало кому нравится. Если в прошлом мечты молодого корейца (Ким Чен Ыну едва за 30) вызывали озабоченность только у его южных соседей и США, то сейчас ситуация несколько поменялась. Китай — страна, всегда молчаливо терпевшая эксперименты Пхеньяна с ракетами и ядерными зарядами, — на сей раз дал понять, что Ким Чен Ын зашел слишком далеко. Еще до проведения испытаний в государственных СМИ КНР появились статьи, авторы которых обещали, что Северная Корея «заплатит высокую цену», если проведет новые подземные испытания ядерного оружия.

Китайцев можно понять. Пока северокорейские ракеты не летали, а бомбы не взрывались, никакой серьезной опасности для стабильности в регионе КНДР не представляла. Но появление у Пхеньяна того и другого означает, что у Пекина под боком появилась «оторванная пушка», которую швыряет по палубе терпящего бедствие корабля, и неизвестно, куда она выстрелит.

Что творится в голове нового руководителя КНДР, похоже, не представляют даже его старшие китайские товарищи. Более того, ядерные испытания показали, что Пекин более не может существенно влиять на политику адептов Чучхе: взрыв был произведен несмотря на очень серьезные возражения со стороны Китая. В этой ситуации западные аналитики в один голос заявили, что КНР для корейцев уже не указ. В Пекине это восприняли очень болезненно: получается, что «новая сверхдержава» не смогла повлиять даже на своего многолетнего, но нищего союзника.

Тем не менее в создавшейся ситуации многое будет зависеть именно от действий Китая, который фактически является для КНДР единственным окном в мир. Если китайцы введут жесткие ограничения на торговлю с Пхеньяном и перемещение людей через общую границу, Ким Чен Ыну действительно придется заплатить высокую цену за свое непослушание: экономика его страны (и так полумертвая) держится лишь за счет возможности беспрепятственно торговать с Китаем.
box#1329701

Правда, есть еще одна загвоздка: экономический коллапс, голод и холод в Северной Корее имели всегда лишь одно объяснение — происки врагов. А с врагами там разговор короткий. В прошлом КНДР сходили с рук шалости вроде артиллерийского обстрела южнокорейского острова и потопления южнокорейского корвета. Сейчас, когда у Пхеньяна уже есть ядерное оружие и средства его доставки, искушение пошалить по-крупному и реализовать наконец мечты юного корейца станет почти непреодолимым.

В мире прекрасно понимают, что ситуация выходит из-под контроля. Именно поэтому днем 12 февраля в Нью-Йорке состоится экстренное заседание СБ ООН, участники которого попытаются придумать, как дальше быть. Ранее подобные заседания заканчивались лишь новыми санкциями в отношении КНДР и словами осуждения в адрес ее вождей. Теперь, возможно, всем уже станет ясно, что этого явно недостаточно.

< Назад в рубрику