Мир
14:55, 14 февраля 2013

«Сожгите этого ублюдка!» В Калифорнии покончили с девятидневной «охотой на полицейских»

Василий Чепелевский
Акция в поддержку Криса Дорнера в Калифорнии
Фото: Alex Gallardo / Reuters

Четверо убитых, семеро раненых: таков итог маленькой личной войны, которую объявил полицейским Лос-Анджелеса их бывший коллега. Даже когда окружили убежище в горах, где прятался Крис Дорнер, даже когда оно сгорело дотла, даже когда был найден обугленный труп — полиция не спешила праздновать победу. Никто не знал, на что еще способен резервист ВМС, опытный стрелок и специалист по выживанию.

Вечером во вторник, 12 февраля, журналисты торопились поставить точку: кошмар закончился, домик неподалеку от городка Биг-Беар-Лейк уничтожен огнем — а вместе с ним и Дорнер. Но глава пресс-службы лос-анджелесской полиции Эндрю Смит выступил с опровержением: «Тело внутри хижины не обнаружено, из-за огня там все еще слишком жарко. Все сообщения о нахождении тела не соответствуют действительности».

Казалось бы, можно было уже не осторожничать: сбежать из западни Дорнер попросту не мог — ну куда он денется из охваченной огнем хижины, которую осадила целая армия? Полиция даже пригнала туда бронетранспортер. В какой-то момент подозреваемый попытался выбраться с черного хода, устроив предварительно дымовую завесу, но его выстрелами загнали обратно.

В конце концов полицейские все-таки признали, что охота за «охотником» окончена. Внутри сгоревшей хижины действительно нашли обугленные человеческие останки, а также водительские права на имя Дорнера. Однако официально объявлять о его смерти полиция поостереглась, предложив дождаться результатов судебно-медицинской экспертизы.

Вся эта история выглядит как классический боевик, и Голливуд, надо думать, рано или поздно за нее возьмется. Свои мотивы Дорнер изложил в манифесте, который опубликовал в интернете и разослал журналистам. Оказалось, что в полиции он столкнулся с расовой дискриминацией, хорошо знакомой ему с детства — когда приходилось постоянно драться с белыми одноклассниками, обзывавшими его ниггером. Кроме того, коррупция, ложь, неоправданная жестокость — все это возмутило отставного капитан-лейтенанта ВМС, надеявшегося послужить обществу.

Попытавшись изменить порочную систему изнутри, Дорнер, как он сам утверждает, сумел нажить только неприятности и пришел к логичному концу — в 2009 году его уволили за якобы ложную жалобу на коллегу, которого он обвинял в избиении душевнобольного задержанного. Причем, как подчеркнуто в манифесте, уголовного дела о клевете против него возбуждать почему-то не стали. Тем не менее при позорном увольнении из полиции Крис лишился еще и возможности продолжить службу в ВМС. Гнев он копил четыре года.

Итак, первыми в городе Ирвин были убиты 3 февраля 26-летняя Моника Куон, дочь бывшего капитана полиции, и ее жених, 27-летний Кит Лоуренс. Спустя три дня — когда общественность уже ознакомилась с манифестом — Дорнера заметили в окрестностях Сан-Диего, где он неудачно пытался похитить яхту: тогда и возникло предположение о планах бегства в Мексику. Спустя несколько часов, в ночь на 7 февраля, Дорнер обстрелял полицейских, посланных охранять дом одной из его потенциальных жертв в городе Корона. Все обошлось легким ранением в голову одного из стражей порядка.

Еще через несколько часов двое других полицейских угодили в устроенную Дорнером засаду в городе Риверсайд. Один из них— Майкл Крейн — скончался от полученных ран, его коллегу госпитализировали в критическом состоянии, но смогли спасти. Вечером 7 февраля на просеке в районе Биг-Беар-Лейк обнаружили горящий пикап Дорнера. В эту гористую местность в округе Сан-Бернардино бросили основные силы, там же развернули оперативный штаб. Множество патрулей, блокпосты на дорогах, закрытые школы — все приметы чрезвычайного положения.

Тем временем следствие гадало: так ли «крут» Дорнер, как хотел казаться? Действительно ли он хладнокровный, дьявольски расчетливый профессионал? В манифесте он заверял, что великолепно обучен стрелять, взрывать и выживать во враждебной среде и не упустит ни малейшей возможности, чтобы эти навыки использовать. Но может, он сошедший с ума неудачник, охваченный паникой? «Что движет им? Мы не знаем», — признавался представитель полиции Лос-Анджелеса Энди Ниман. Пытаясь понять психологию убийцы, полицейские обратились за помощью к лучшим криминалистам, в том числе из ФБР.

Действительно, неясностей и вопросов было много. Почему, ратуя за справедливость, он напал на «мирных жителей» — Куон и Лоуренса, лишь косвенно связанных с его злоключениями? Каким образом при попытке угнать яхту он умудрился оставить неподалеку свой бумажник и другие документы? Зачем перед началом «охоты» он приобрел акваланг — что замышлял? Почему бросил на виду горящий пикап — может, это ложный след? И вообще, способен ли он выжить в лесу зимой, пусть и мягкой калифорнийской? «Вероятно, мы гоняемся за призраком, а поймем это лишь через несколько месяцев, когда стает снег», — сетовал один из полицейских.

Не исключено, что некоторые шаги Дорнера действительно объяснялись паникой, но и у его оппонентов нервы тоже явно оказались на пределе. Еще в четверг, 7 февраля, полицейские в городе Торранс, охранявшие дом какого-то лица из «черных списков» Дорнера, без долгих раздумий открыли огонь по «подозрительной» машине. А в ней, как оказалось, ехали две пожилые латиноамериканки — обе были ранены, но, к счастью, выжили.

Потом оказалось, что Дорнер был совсем рядом — недалеко от того места, где бросил машину, и в каких-то десятках метров от оперативного штаба, где полицейские устраивали пресс-конференции. Беглец прятался в одном из летних домиков, каких немало в Сан-Бернардино. Сколько бы он мог там просидеть незамеченным, неизвестно, но во вторник, 12 февраля, его спугнули. В хижину зашла супружеская пара, чтобы навести там порядок.

Связав незваных гостей, Дорнер угнал их машину и попытался побыстрее скрыться. Пленникам, однако, удалось освободиться и сообщить о случившемся властям. Угнанный автомобиль быстро отследили с воздуха и отправили погоню. Почуяв неладное, Дорнер бросил эту машину и отобрал пикап у проезжавшего мимо водителя. Вскоре его обнаружил патруль егерей. Завязалась перестрелка. Уходя от погони, беглец разбил свой автомобиль, отправился дальше пешком и наконец укрылся в еще одном летнем доме.

Первыми на место прибыли егеря и сотрудники офиса шерифа Сан-Бернардино. Снова последовала перестрелка, двое помощников шерифа были ранены — один смертельно, другого удалось спасти после срочной операции. Затем полиция стала действовать осторожнее и попыталась выкурить Дорнера при помощи слезоточивого газа, а также сломать стены броневиком. В конце концов его убежище загорелось. На записях полицейских переговоров отчетливо было слышно: «Сожгите этого ублюдка!» — и многие СМИ предположили, что разозленные копы решили сжечь противника заживо. Однако затем в офисе окружного шерифа уточнили, что возгорание слезоточивого газа произошло случайно.

Даже когда от хижины остались одни горящие обломки, полиция продолжала осаду. Представительница офиса шерифа поясняла: «Мы уверены, что человек, который забаррикадировался в этой хижине и вел перестрелку с помощниками шерифа, а также с сотрудниками других правоохранительных органов, все еще находится внутри, несмотря на то, что здание сгорело». Со своей стороны, полиция Лос-Анджелеса продолжала охранять дома тех, на кого охотился Дорнер.

Пока в горах Сан-Бернардино продолжалась осада, в Вашингтоне с ежегодной речью «О положении страны» выступал Барак Обама. «Шефы полиции просят нашей помощи, — говорил президент, — чтобы убрать стрелковое оружие и многозарядные магазины с наших улиц, потому что они устали от огневого превосходства противника». Битва в Калифорнии всерьез впечатлила и руководителя полиции Лос-Анджелеса, который провозгласил Дорнера террористом, и его коллег по всей стране.

События на Западном побережье не оставили равнодушными и остальных американцев. Некоторые из них жертвовали деньги на поимку «охотника», награда за голову которого в итоге составила миллион долларов. Другие, напротив, видели в Дорнере народного мстителя. Новоявленного «Робин Гуда» славили в интернете и устраивали в его поддержку пикеты. Ходили слухи, что местные жители помогали ему скрываться.

Кто-то откопал статью 2002 года, где рассказывалось, как Дорнер, служивший тогда курсантом на военной базе в Оклахоме, и его товарищ отдали в полицию найденную ими сумку с деньгами. Там было восемь тысяч долларов, собранные прихожанами для местной церкви. «В вооруженных силах честности придают особое значение», — пояснял будущий убийца.

«Я хочу, чтобы журналисты воспользовались всеми своими источниками, чтобы собрать информацию для своих репортажей, — говорится в манифесте Дорнера. — Раскрыв имеющиеся факты и собрав свидетельства, вы увидите правду. К несчастью, сам я не доживу до момента, когда мое имя очистят от позора». Его надежды вполне могут оправдаться: полиции Лос-Анджелеса уже пришлось возобновить дисциплинарное расследование, которое когда-то привело к его увольнению.

< Назад в рубрику