Скандал с теперь уже бывшим главой СУНЦ МГУ Андреем Андрияновым, закончившийся разоблачением сомнительного диссертационного совета, привел к массовому поиску случаев плагиата и подлога в российских научных трудах. Блогеры, СМИ и Минобрнауки изучают работы отечественных депутатов, чиновников и спортсменов. Тем временем «Лента.ру» столкнулась с фальсификацией иного вида: российский гражданин приписывает себе научные достижения, которых он якобы добился за рубежом.
Российское образование переживает не лучшие времена, но надо признать, что в большинстве республик бывшего СССР дела с образованием обстоят еще хуже. Миграционные процессы и переток специалистов, как, впрочем, и довольно большое число желающих получить образование в РФ, привели к тому, что в России была введена довольно сложная процедура нострификации — подтверждения дипломов иностранных вузов для дальнейшей учебы или работы в РФ. Обладателям иностранных «корочек» Российская Федерация предоставляет услугу, смысл которой заключается в подтверждении диплома, выданного иностранным вузом, соответствия этого диплома российским стандартам и наконец подтверждение самого факта выдачи диплома. Выполняет эту работу Главэкспертцентр.
Процедура нострификации занимает до нескольких месяцев и требует сбора многочисленных справок и документов, но часть выпускников может ее избежать — у Минобрнауки имеются соглашения с рядом бывших республик СССР о взаимном признании документов об образовании. Выпускникам вузов из тех стран, с которыми соглашения заключены не были, приходилось подтверждать свою «корку» в России даже в том случае, если это был диплом, скажем, всемирно известного Гарварда. Но больше всех страдали молодые ученые, получившие за рубежом научную степень. Сложная процедура ее подтверждения, унизительная для многих, стала преградой, блокировавшей процесс возвращения на работу в Россию обладателей PhD («доктор философии» — с оговорками, аналог российской степени кандидата наук).
В 2009 году Дмитрий Медведев, бывший тогда президентом, поднял вопрос об упрощении правил признания иностранных научных степеней, а в мае 2012 года правительство утвердило список зарубежных вузов, дипломы об окончании которых будут признаваться в России без экспертизы. В него вошли (.xlsx) 210 учреждений из 25 стран. При этом больше всего в перечне оказалось американских (66) и британских (30) вузов. «Лента.ру» подробно разбирала эту инициативу в статье «Студент мира» в 2012 году.
Надо полагать, что ни Дмитрий Медведев, ни ученые, поддержавшие данную инициативу, не предполагали, что упрощение правил признания иностранных научных степеней приведет к тому, что приписывать себе степени лучших университетов мира будут и те, кто никогда в этих университетах не учился.
Сергей Сергеевич Судаков в 2001 году закончил Государственный университет гуманитарных наук (ГУГН) при Институте философии РАН по специальности «политология», а спустя три года защитил в МГИМО диссертацию на соискание научной степени кандидата политических наук. К 2006 году он уже был доцентом кафедры политической теории МГИМО, а в 2012 году возглавил кафедру глобальных информационных процессов и ресурсов. В университете Судаков не только заведует кафедрой, но и рассказывает студентам о вопросах безопасности в интернете. «Полную анонимность в сети сохранять невозможно. Любые удаленные файлы при наличии программ можно восстановить. А ваши цитаты из форумов нарезкой вставить в CV при приеме на работу», — предупреждал он в ноябре.
Сам Судаков (или редакция сайта МГИМО, зарегистрированного, между прочим, как СМИ) тем не менее «занес» в интернет информацию о том, что у него имеется ученая степень (Philosophiae Doctor — PhD) по политической экономии и управлению, полученная в США, в Гарвардском университете, в ноябре 2005 года. Сейчас его персональная страница на сайте вуза об этом умалчивает, но интернет (а в данном случае — крупнейший архив веб-страниц) помнит все и хранит версию от 23 января 2013 года. Первый раз в разделе «Степени и звания» просто упоминается PhD in Political Economy & Government (PEG), а второй раз черным по белому написано: Ph.D. in Political Economy & Government. Harvard University, John F. Kennedy school of government, November 2005.
Однако начиная с 20 февраля 2013 года страница Судакова на сайте МГИМО была несколько раз обновлена. Теперь она выглядит скромнее: на ней больше нет упоминаний ни о гарвардском PhD, ни о лекциях, якобы прочитанных в американском университете, ни о ряде американских же публикаций.
Предположить, что упоминание PhD в биографии Судакова — это техническая ошибка, сложно по двум причинам. Во-первых, сайт МГИМО при этом все еще хранит изображение сертификата на имя Судакова (копия) о получении степени PhD — правда, не в ноябре, а в июне 2005 года. Во-вторых, 20 февраля на сайте вуза появилась новость о визите Судакова в Балтийский федеральный университет имени Канта. В новости было сказано: «...ранее С.Судаков получил степень доктора философии по направлению «Политическая экономика и государственное управление» в Гарвардском университете». Сейчас эта страница также удалена, но и она сохранилась благодаря кэшу Google (а также, на всякий случай, копия кэша «Яндекса») и перепечатке в новостном агрегаторе.
Согласно официальному списку диссертаций (.pdf) по политической экономии и управлению, защищенных в гарвардской Школе управления имени Джона Кеннеди, в 2005 году степень PhD получил только один человек — Шанна Роуз, ныне работающая в университете Нью-Йорка. Защитила диссертацию она как раз-таки в июне. Администрация Гарварда в своем ответе на запрос «Ленты.ру» официально опровергла факт присуждения степени PhD человеку по фамилии Судаков (Sudakov).
Степень PhD — не единственное, что в ранней версии страницы Судакова на сайте МГИМО связывало его с Гарвардом. Там также утверждалось, что в течение нескольких лет российский ученый приезжал в Америку читать лекции американским студентам — о Конгрессе, внешней политике США и последствиях 9/11. При этом темы гарвардских лекций Судакова за 2007-2008 годы дословно совпадали (или были к ним очень близки) с темами лекций, которые в эти же годы читал американский историк Юджин (Евгений) Б. Коган, в свое время эмигрировавший из России. Так, лекцию «Peace, Congress and Foreign Policy in the New Administration» Коган читал в Коннектикуте в ноябре 2008 года; о Конгрессе и внешней политике США после терактов 11 сентября 2001 года (у Судакова фигурирует под заголовком «Congress and U.S. Foreign Policy after 9/11») ученый рассказывал в 2005 году; «Truth: the new agenda for peace and security» — это тема лекции (.pdf) Когана от августа 2007 года; «Congress, war powers and the two Gulf wars» — от апреля того же года, а «War powers, use of force and the new Congress: challenges and opportunities» — тема дискуссии в феврале 2007 года. Модератором этой дискуссии, конечно же, тоже был Коган.
Можно было бы предположить цепочку необычных совпадений, но бритва Оккама подсказывает: все дело в том, что этих лекций Судаков в Гарварде не читал. Официальная информация от Гарварда, полученная «Лентой.ру», эту версию подтверждает.
Не публиковал российский ученый в американском университете и монографий о прагматике и идеологии США во внешней политике («Pragmatism and ideology in U.S. foreign policy in the global war on terror») и проигранной битве против антиамериканизма («The losing battle against anti-Americanism»), заверили в Гарварде «Ленту.ру». Второй заголовок полностью совпадает с заголовком статьи Нэнси Сноу, опубликованной Foreign Policy in Focus в 2004 году, а первый — с темой бакалаврской работы (.pdf) Фатмы Изри Фоленсби, написанной в университете Джорджтауна в 2009 году.
Информация о монографии «Pragmatism and ideology in U.S. foreign policy in the global war on terror», якобы написанной Судаковым, на сайте МГИМО все еще есть (копия). Сейчас ее описание буквально совпадает с тэгами — ключевыми словами, но так было не всегда. До внесения изменений в биографию Судакова аннотация (копия кэша Google) к монографии слово в слово копировала абзац из джорджтаунской работы. Судя по поисковой выдаче (копия) портала МГИМО, сведения о данной монографии Судакова были размещены три года назад — 23 февраля 2010 года.
В числе того, что после всех правок на странице Судакова осталось неизменным, — список его публикаций. Судя по метаданным файла (кэш Google; чтобы открыть копию, нужно добавить расширение .docx), он был создан 29 сентября 2012 года пользователем sergeu sudakov. Публикаций, утверждается на сайте МГИМО, более 40, однако если мы заглянем в список, то обнаружим лишь 30 научных работ (всего упоминается 31 номер, но строка под номером 19 при этом пустует) и 4 учебных пособия. Многие из них действительно существуют: обзор круглого стола о демократиях и автократиях, монография «Понятие традиции в современном американском либерализме» (точно так же звучала и тема диссертации Судакова), серия обзоров литературы в «Международных процессах» («Внутренние угрозы могуществу Америки», которая фигурирует в списке дважды — под этим названием, а также под названием «Внутренние угрозы Америке», «Прививки импортной демократии» и «Соблазн согласиться с Бжезинским»).
Но это касается далеко не всех работ. Так, в списке утверждается, что в 2005 году Судаков написал для «Сборника научных трудов Калининградского государственного университета» статью «Калининградский эксклав — последний форпост России?». В издательстве этого вуза, ныне носящего название Балтийский федеральный университет имени Канта, «Ленте.ру» сообщили, что подобного сборника не существует. Не издавалось в университетском издательстве и учебное пособие «Теории политики для журналистов». Кроме того, редакция журнала «Политическая наука», как и «Лента.ру», не смогла отыскать следов публикации «Истоки лидерства США» (хотя в указанном номере оказалась другая работа Судакова — реферат книги американского политолога Фрэнсиса Фукуямы), а «Вестник Томского государственного университета» опроверг факт публикации у себя статьи «Сибирский регион как самоорганизующийся форпост».
«Единожды занесенное в интернет ты уже не удалишь», — говорил Судаков на мастер-классе «Безопасность и ответственность в сети интернет», организованном для студентов МГИМО. Его соведущий Вадим Самодуров, управляющий партнер Агентства стратегических коммуникаций (экспертом в котором числится и сам Судаков), поведал слушателям об информационной безопасности и репутационных рисках. Он вспомнил прогремевшую в 2011 году в блогосфере историю практики одного студента в Государственной Думе и заявил, что своими откровениями тот дискредитировал не только нижнюю палату парламента, но и всю российскую власть в целом.
Сергей Судаков по сей день числится сотрудником МГИМО, одного из самых уважаемых вузов России, который готовит не только дипломатов, но и сотрудников крупнейших российских госкорпораций.
Управление интернет-политики МГИМО отказалось прокомментировать «Ленте.ру» стремительную правку страницы Судакова, предложив обратиться за комментарием в ректорат университета. Зато на вопросы «Ленты.ру» согласился ответить проректор по общим вопросам университета Артем Владимирович Мальгин. Он, в частности, сообщил, что ректорат в курсе сложившейся ситуации, а в ближайшее время на сайте университета будет опубликовано разъяснение в отношении Судакова.
Проректор МГИМО заявил, что у Судакова нет PhD Гарварда, зато «действительно есть гарвардский сертификат», который подтверждает его научную степень, полученную в России. По словам Мальгина, в Гарварде якобы существовала процедура подтверждения российских степеней. Автор степени переводил свою работу, заверял ее, после чего комиссия, которая на тот момент существовала в Гарварде, производила верификацию того, что степень кандидата наук, полученная в РФ, соответствует степени PhD в Гарварде. Соответствующий сертификат якобы и был выдан Судакову. Проректор МГИМО заявил «Ленте.ру», что данная информация была проверена.
При этом Мальгин указал, что слово conferred (confer — англ. жаловать, даровать; давать) свидетельствует именно о том, что Судаков не был награжден степенью PhD Гарварда, так как в противном случае в документе были бы использованы слова awarded или rewarded (на самом деле это не так: сертификат о присуждении степени Гарварда выдается на латыни, а не на английском языке. Более того, в переводах степеней используется именно слово «conferred» — прим. «Лента.ру»).
Господин Мальгин также отметил, что Судакову, безусловно, следовало бы «разъяснить» свою позицию (с господином Судаковым «Ленте.ру» на момент публикации статьи связаться не удалось), но из-за того, что это не было сделано вовремя, университету придется публиковать разъяснение на сайте. Проректор МГИМО также добавил, что «часть пишущих людей», обсуждающих Судакова в блогах, не являются выпускниками университета (хотя якобы утверждают обратное), а шумиха по поводу Судакова, по всей видимости, «пошла от коллег».
Список сомнительных работ Судакова в ректорате предложили прислать по почте, чтобы передать их автору. При этом вскоре после разговора проректора Мальгина с журналистом «Ленты.ру» с личной страницы господина Судакова исчезли упоминания и этих публикаций.