Экономика
17:05, 22 февраля 2013

Обиделись Как в России стало на 200 тысяч честных предпринимателей меньше

Кирилл Сугробов
Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

В начале февраля в России заговорили о новом эффекте, который дала пенсионная реформа. В стране начало резко сокращаться число индивидуальных предпринимателей, и связано это с двукратным повышением для них пенсионных налогов с Нового года. Государство, пытаясь заработать на самом мелком бизнесе ничтожные в рамках дефицита Пенсионного фонда суммы, похоже, сделало только хуже.

На конец прошлого года в России насчитывалось около четырех миллионов индивидуальных предпринимателей, их годовая выручка превысила четыре триллиона рублей. Многие, когда видят аббревиатуру ИП, обычно представляют владельца ларька или небольшого магазинчика. Однако это не совсем так: с начала «перестройки» самые мелкие формы частного бизнеса просочились почти во все сферы экономики. Так, ИП охватывают значительную часть сельского хозяйства: именно эту форму выбирает подавляющее большинство фермеров. Как ИП работают многие репетиторы, индивидуальные юристы, няни, таксисты и большое число людей других специальностей, по тем или иным причинам не захотевших связываться с компанией, которая могла бы купить их услуги.

Экономисты редко относят индивидуальных предпринимателей к «локомотиву» или «опоре» народного хозяйства. Их вклад в ВВП обычно мал, и по масштабам своей деятельности они не дотягивают до более крупных форм бизнеса, которые в России регистрируются как ООО или ОАО. Тем не менее, социальный эффект от развития индивидуального предпринимательства переоценить сложно. Во-первых, самозанятое население сильно снижает безработицу без каких-либо усилий государства. Во-вторых, оно повышает качество услуг и предоставляет их населению в сферах, на которые крупные компании и госсектор не обращают внимания. Российские власти неоднократно говорили о необходимости развивать индивидуальное предпринимательство и малый бизнес, доля которого в ВВП страны значительно уступает показателям государств с развитой экономикой.

Ни бизнеса, ни налогов

Тем не менее в конце прошлого года ИП все-таки попали «под каток» пенсионной реформы. Утвержденный осенью и одобренный правительством в декабре проект пенсионной стратегии подразумевал несколько шагов, главной целью которых стало сокращение дефицита Пенсионного фонда. В частности, были повышены страховые взносы в Пенсионный фонд для работников вредных производств. Правительство также приняло решение перераспределить четыре из шести процентов, направляемых в накопительную часть, в общую солидарную часть, чтобы потратить эти средства на погашение текущих выплат пенсионерам.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то страховые взносы для них были повышены в два раза. В настоящее время на зарплаты граждан, работающих в компаниях, начисляются 30-процентные взносы, в которые входят платежи в Пенсионный фонд (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и в Фонд социального страхования (ФСС). В отношении ИП действует другая налоговая схема. До 1 января 2013 года они платили в ПФР взносы по 26-процентной ставке, умноженной на минимальный размер оплаты труда (МРОТ). На медицинское страхование они отчисляли взносы в 5,1 процента от МРОТ.

С 1 января МРОТ составил 5205 рублей, следовательно, индивидуальные предприниматели должны были бы платить около 19,4 тысячи рублей страховых взносов в год. В рамках реформы платежи в Пенсионный фонд были повышены до двух МРОТ, а выплаты на медицинское страхование остались неизменными. Следовательно, социальные налоги на ИП поднялись уже до 35,6 тысячи рублей. За счет повышения налогов власти планировали сократить дефицит Пенсионного фонда на 40 миллиардов рублей. Предприниматели, в свою очередь, с самого начала предупреждали, что будут закрывать бизнес или «уходить в тень» и не будет ни честного бизнеса, ни налогов.

Это в итоге и произошло. По данным Федеральной налоговой службы, только за декабрь и январь в России было ликвидировано 208 тысяч ИП. Сокращение числа предпринимателей зафиксировано практически во всех регионах страны. Как пишет «Российская газета» со ссылкой на данные «Опоры России» (занимается защитой прав малого бизнеса), такое снижение числа ИП уже сейчас лишило местные бюджеты налоговых поступлений на 3,5 миллиарда рублей. По оценке Минэкономразвития, если такие тенденции в секторе индивидуального предпринимательства сохранятся, к концу 2013 года он потеряет около миллиона рабочих мест. Для сравнения, именно столько сейчас в России составляет вся зарегистрированная безработица.

Скорая помощь

Пожалуй, самым простым способом выхода из ситуации является пересмотр ранее принятого решения о повышении страховых взносов. В середине февраля СМИ сообщили, что профильная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова действительно рассмотрит вопрос о снижении страховых взносов. Пока заседание комиссии не состоялось. Если решение пересмотрят, то от принятой в конце 2012 года пенсионной стратегии почти ничего не останется, кроме новой пенсионной формулы. Дело в том, что решение по накопительному компоненту президент России Владимир Путин также отложил.

В «Опоре России», в свою очередь, предложили ввести дифференцированную ставку пенсионных налогов для индивидуальных предпринимателей. По словам председателя попечительского совета организации Сергея Борисова, можно было бы создать некую «сложную конструкцию», в соответствии с которой налоги предпринимателей будут зависеть от их доходов. Борисов обратил внимание, что уравнивание в правах нотариусов и мелких бизнесменов является несправедливым. Кроме того, в Госдуму был внесен законопроект, снижающий нагрузку на ИП: его в феврале предложил парламенту зампредседателя комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин.

Аргументация о непосильной нагрузке на ИП выглядит слабой. Средний доход индивидуального предпринимателя в России составляет 1,4 миллиона рублей в год, что почти в четыре раза выше средней по стране зарплаты. Конечно, есть определенная доля ИП с доходами 50-100 тысяч рублей в год, но вряд ли так работает большинство. Поэтому проще предположить, что предприниматели «обиделись» на двукратное повышение налогов: маловероятно, что произошедший рост нагрузки мог сделать их бизнес нерентабельным.

Позиция Пенсионного фонда также понятна. Чиновники обращают внимание на то, что индивидуальные предприниматели платят меньше, чем наемные работники, при этом претендуют на те же пенсионные права, пособия по инвалидности или по безработице, что и остальные граждане. Для сравнения, работник с зарплатой даже в 20 тысяч рублей (что на 10 тысяч меньше средней начисленной по стране) выплачивает взносов в Пенсионный фонд на 52,8 тысячи рублей в год. Получается, что даже удвоенная ставка для ИП, вступившая в силу с 2013 года, не позволяет им в полной мере включиться в российскую пенсионную систему.

Вне системы

Это подтверждают и данные о потенциальных пенсиях для индивидуальных предпринимателей. 22 февраля газета «Известия» со ссылкой на письмо Пенсионного фонда написала, что средняя пенсия для ИП, добросовестно платившего налоги с 2002 года (тогда прошла последняя пенсионная реформа), составит 3807 рублей в месяц. При этом 3405 рублей приходится на гарантированную государством базовую часть, своего рода «страховку от бедности», которую получает любой пенсионер независимо от выплаченных им налогов. Непосредственно за счет собственного десятилетнего труда индивидуальные предприниматели смогли увеличить свои пенсии всего на 312 рублей.

Дело в том, что сейчас в России пенсия формируется из трех частей: базовой, солидарной и накопительной. Накопительный элемент пока еще составляет шесть процентов, и граждане передают его в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании, чтобы те увеличивали будущую пенсию. Солидарная часть формируется исходя из выплаченных государству страховых взносов. Работает это так: непосредственно в Пенсионный фонд на текущие выплаты пенсионерам уходит 16 процентов из 30-процентной ставки страховых взносов, они формируют пенсионный капитал. За десять лет бизнеса каждый ИП смог накопить только 71 тысячу рублей пенсионного капитала. Чтобы получить размер ежемесячных выплат, необходимо разделить эту сумму на предполагаемый срок выплаты пенсий — 228 месяцев. Получится 312 рублей.

В ближайшее время в России будет действовать новая пенсионная формула, по которой пенсия будет зависеть не от суммы выплаченных налогов, а от трудового стажа и средней зарплаты. Пока непонятно, как она будет работать для ИП. Если под средней зарплатой будет пониматься все тот же МРОТ (или даже два МРОТ), то ситуация изменится не сильно. Если же вместо МРОТ предприниматель будет указывать реальный доход, то в таком случае могут вырасти и налоги.

Пока индивидуальному предпринимателю совершенно нет никакого смысла рассчитывать на государственную пенсию, которая даже по сравнению со средней по стране пенсией по старости в 10,3 тысячи рублей выглядит ущербной. Скорее всего, непонимание того, зачем ему нужно участвовать в государственной пенсионной системе, и есть главная причина, по которой самый мелкий бизнес не хочет платить налоги. Не стоит забывать, что, в отличие от подоходного налога или налога с оборота по упрощенной системе, пенсионный налог ИП платят всегда, даже при отсутствии доходов как таковых. Это создает для них дополнительный стимул не платить пенсионные взносы.

Вероятность того, что эти 200 тысяч исчезнувших в начале года предпринимателей разорились, невелика. Не исключено, что большинство из них ушло в тень. Скорее всего, фермер продолжил отвозить продукты на рынок, а веб-дизайнер — выполнять индивидуальные заказы. Они просто прекратили оформлять свои отношения и с покупателем, и с государством. Ужесточение законов и надзора в таком случае ничего не даст: проще отказаться от небольшой доли налогов, чем контролировать каждый огород. Сохранение мягкой налоговой нагрузки на ИП, с другой стороны, несправедливо по отношению к остальным гражданам. Возможным выходом из сложившейся ситуации является принципиальное изменение системы пенсионных ставок для ИП и замена фиксированного платежа плоской шкалой — кто больше зарабатывает, тот больше платит. Тем более что именно по такой системе собирается подавляющее большинство российских налогов.

< Назад в рубрику