Россия
09:06, 1 марта 2013

Ради славы на земле Российские следователи вступили в борьбу за внимание россиян

Антон Ключкин
Александр Бастрыкин и Владимир Маркин
Фото: Антон Луканин / ИТАР-ТАСС

21 февраля Владимир Путин в ходе встречи с главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным попросил последнего сделать ведомство более открытым. «Следственный комитет должен уметь грамотно, своевременно объяснять свои действия и выслушивать мнения людей, общественности», — сказал Путин. Несколько дней спустя официальный представитель комитета Владимир Маркин завел себе аккаунт в Twitter. С его помощью Маркин намерен решить несколько задач одновременно — исполнить поручение Путина, подтвердить свой статус профессионала, а также лишний раз напомнить коллегам, кто сегодня «царь горы» в российской иерархии силовиков.

«Лента.ру» неоднократно писала о стремительном и последовательном укреплении Следственного комитета в системе силовых ведомств России, а также о многочисленных скандалах, которые это укрепление сопровождали. Знаменитый «выезд» руководителя СК Александра Бастрыкина в лес, его «предпринимательская» деятельность в Чехии, конфликты комитета с МВД, прокуратурой и даже главой правительства РФ — все это следствия практически неограниченной власти, очевидно, полученной ведомством Бастрыкина с санкции президента РФ Владимира Путина.

В публичном поле, однако, СК представляет не столько сам Александр Бастрыкин, сколько его лояльный подчиненный, бессменный пресс-секретарь ведомства, скороспелый генерал и бывший журналист Владимир Маркин. Главной его задачей, впрочем, является не столько установление связей с общественностью (что, кстати, пресс-служба СК делает на удивление неплохо, оперативно поставляя тонны информации СМИ как посредством своего сайта, так и напрямую), сколько укрепление имиджа СК как структуры самостоятельной, влиятельной и, безусловно, необходимой для государства. Для закрепления этого имиджа Маркин с готовностью общается с журналистами, комментирует все громкие дела, которые расследует СК, вступает в перепалки с коллегами из силовых ведомств и с легкостью сам инициирует информационные поводы.

Взять хотя бы громкий скандал с «отзывом» у Маркина диплома юриста, который не только не закончился увольнением пресс-секретаря СК, но, напротив, позволил Маркину утереть нос Генпрокуратуре. «Это не что иное, как преднамеренная попытка дискредитировать меня, предпринятая Рособрнадзором под давлением того ведомства, которое я часто упоминаю в своих комментариях», — сообщил в ноябре 2011 года представитель СК по поводу скандала, в результате которого его временно лишили диплома Института экономики и культуры (Следственный комитет ранее входил в состав Генпрокуратуры и обрел самостоятельность лишь в январе 2011 года). В январе 2012 года, когда Комитет уже окончательно освоился в статусе независимого от Генпрокуратуры силового ведомства, сам же Маркин с удовлетворением сообщил о закрытии уголовных дел о подделке дипломов.

Маркин последовательно поддерживает в целом положительный образ СК, сформировавшийся еще во время конфликта комитета с Генпрокуратурой. На сегодняшний день Маркину удалось стать не только единственным заметным медийным лицом (за исключением, возможно, пресс-секретарей президента и премьера Дмитрия Пескова и Натальи Тимаковой) в безликой среде «говорящих голов» российских ведомств, но и практически столь же неприкасаемым чиновником, как и его начальник Бастрыкин. В результате бренд «тефлоновый Маркин» стал едва ли не составной частью бренда самого СК, что в каком-то смысле гарантирует сохранение за Маркиным его позиций в вертикали власти до тех пор, пока ему удается промоутировать себя (а соответственно — СК) в нужном русле.

В декабре 2012 года пресс-секретарь СК, к примеру, крайне резко отреагировал на конфуз, случившийся с Дмитрием Медведевым. После интервью премьер-министра представителям пяти телеканалов в студии Медведев прокомментировал обыск, проведенный в рамках расследования майских беспорядков в Москве в квартире режиссера Павла Костомарова. Этот комментарий не предназначался для выхода в эфир, однако из-за оплошности телевизионщиков получил распространение в Сети. «Козлы они, что в восемь утра приходят», — сказал премьер-министр. В ответ на сайте СК было размещено заявление Маркина о том, что ведомству «очень странно было услышать комментарии, не только оскорбляющие следователей СК России, но и подрывающие авторитет всех правоохранительных органов страны».

Ради соблюдения приличий во властной вертикали текст вскоре был удален с сайта СК, но заявление Маркина к тому моменту уже успели процитировать все СМИ. И этого пресс-секретарю ведомства оказалось вполне достаточно, чтобы донести свое послание: критиковать СК, подчиняющийся напрямую президенту РФ, непозволительно даже главе правительства. С другими чиновниками и ведомствами пресс-секретарь комитета позволяет себе куда как больше — от МВД, к примеру, Маркин в своих комментариях прямо требует соблюдения субординации, указывая, что только его комментарии по громким делам (в частности, по делу «Оборонсервиса») могут считаться достоверными.

Соперничество двух ведомств происходит как в аппаратной плоскости (СК агрессивно претендует на часть функций МВД, чему полицейские чины отчаянно сопротивляются; в частности, Бастрыкин требует, чтобы налоговые и экономические преступления были переданы из МВД в СК), так и в информационной. Вскоре после спора за право комментировать дело «Оборонсервиса» МВД ощутимо укрепило свою пресс-службу, и соперничество за внимание СМИ вылилось в целый ряд довольно примечательных «перепалок». СК, в частности, разом опубликовал несколько пресс-релизов, в которых сообщил о самых «жареных» преступлениях, совершенных сотрудниками полиции. МВД со своей стороны сочло нужным напомнить следователям, что раскрываемость подобных преступлений повысилась исключительно благодаря мудрому руководству самого же МВД.

Работа Маркина над имиджем СК очевидно отличается от работы, к примеру, пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, чей начальник не лезет в карман за словом и не слишком желает излишней публичности. И если Песков — пресс-секретарь в более-менее классическом понимании, то Маркин, как и СК в целом скорее ощущает себя в информационном поле в качестве «селебрити».

Ведет он себя соответствующим образом — с февраля 2013 года Маркин является обладателем довольно примечательного микроблога в Twitter (@VladimirMarkin), где изрядно веселит своих подписчиков комментариями дел, находящихся у СК в производстве («К слову, сейчас г-н Крайний проверяется на причастность к совершению ряда других преступлений. Кстати, всем рыбакам — "ни хвоста, ни чешуи!"»), а также ретвитя шутки в свой адрес (@VladimirMarkin все, кого вы начнете фолловить, автоматически получат по килограмму сухарей и по пачке чая»). На новой для себя платформе Маркин, впрочем, еще освоился не до конца, поэтому периодически путает время вызова на допрос фигурантов некоторых дел.

Бурная деятельность Владимира Маркина, как и любого другого человека, жаждущего публичности, частенько приводит к странным на первый взгляд результатам, которые в нормальной ситуации вряд ли можно было бы счесть проявлением профессионализма. В ноябре 2012 года «Новая газета», отношения с которой у СК крайне непростые, заявила, что Маркин под вымышленным именем пришел в комментарии к одной из новостей на сайте издания. В качестве доказательства указывался IP-адрес, с которого был оставлен комментарий и который относится к СК, а также указание на то, что с этого адреса ранее редактировали статью о Маркине на «Википедии».

Однако, несмотря на различные конфузы, руководство СК работу руководителя своей пресс-службы всецело одобряет. Глава ведомства Александр Бастрыкин в 2011 году, к примеру, заявлял, что Владимир Маркин сумел выстроить правильную информационную политику ведомства. «За четыре года СК уверенно занял лидирующие позиции среди всех правоохранительных органов в информационном пространстве», — объяснил Бастрыкин, добавив, что «Владимир Иванович Маркин добросовестно исполняет свои обязанности и будет работать в СК и в дальнейшем».

В 2013 году, очевидно, Бастрыкин мог бы с легкостью повторить в отношении Маркина все то же самое. И это допущение сулит Владимиру Маркину несколько лет безоблачного будущего, ведь, судя по всему, Александр Бастрыкин в своей работе по созданию следственного гиганта останавливаться явно не собирается. И кому как не его подчиненному будет доверено объяснить гражданам, что новое ведомство создается для их же благополучия.

< Назад в рубрику