Новости партнеров

Три плюс один

Ведьмы и фокусник в новом фильме Сэма Рэйми «Оз: Великий и Ужасный»

Кадр из фильма «Оз: Великий и Ужасный»

Когда-то давно в Канзасе жил некто по имени Оскар Диггс. Он работал фокусником в передвижном цирке, звезд с неба не хватал, но кое-какими навыками все же обладал. Кроме того, он был эгоистичным бабником, за что однажды поплатился: коллеги из цирка загнали его в гондолу воздушного шара, а затем шар унесло ураганом в неизвестном направлении.

В результате Оскар оказался в волшебной стране Оз (это название, кстати, совпало со сценическим именем Диггса), где встретился с тремя ведьмами, летающими обезьянами и другими странными существами. Чем все закончилось, все знают с детства (кто-то — из книги Фрэнка Баума, кто-то — благодаря пересказу Александра Волкова). Оскар не научился использовать магию, но благодаря трюкам сумел взобраться на трон в Изумрудном городе. Новый фильм Сэма Рэйми «Оз: Великий и Ужасный» позволяет увидеть, как именно мистер Диггс шел к престолу.

Сначала о хорошем: с визуальной точки зрения кино о приключениях Оскара Диггса получилось крайне впечатляющим. Страна Оз Рэйми немного напоминает страну чудес из фильма об Алисе Тима Бертона — те же безумные ландшафты и невероятные цвета. (Правда, Рэйми, говорят, предпочитал снимать актеров в настоящих декорациях — на компьютере пририсовывали только фоны.) Среди достопримечательностей, которые приходится посетить героям картины, — знаменитое маковое поле, фарфоровый город, лес с лианами-людоедами, каньон с водопадами. Может, каждое из этих мест само по себе не уникально (в конце концов, все видели не только бертоновскую «Алису», но и «Аватара» Кэмерона, а также еще кучу фильмов, демонстрирующих чудеса современной компьютерной графики), но все вместе они складываются в почти всамделишную сказочную страну — а этого Рэйми, видимо, и добивался.

Удивительно, но пролог в «Великом и Ужасном» впечатляет даже больше, чем сама страна Оз. В отличие от всего остального фильма, вступление Рэйми решил сделать черно-белым и не широкоформатным. Поскольку фильм снят в 3D, темные края кажутся стенками, а сам маленький и почти квадратный экран — окном, через которое зрители наблюдают за жизнью Диггса (его играет Джеймс Франко) и других артистов цирка.

Прибытие Оскара в страну Оз тоже обставлено сногсшибательно — стены раздвигаются, мир наполняется цветами, с экрана в зрительный зал летит какая-то пыльца. К сожалению, этот эпизод был включен в трейлеры к фильму, и это в каком-то смысле спойлер: зрителя, видевшего рекламный ролик, эпизод с прилетом Диггса, возможно, впечатлит чуть меньше. Тем не менее ленту Рэйми стоит посмотреть на большом экране — и именно в стереоскопическом формате, поскольку 3D в кои-то веки делает картину лучше, а не портит ее.

Теперь о грустном: со сценарием «Великому и Ужасному» повезло гораздо меньше, чем со спецэффектами. Ведьмы страны Оз (Мишель Уильямс, Рейчел Вайс) — это даже не карикатурные персонажи, а воплощенные стереотипы: одна стопроцентно добрая, вторая абсолютно злая. Третья сестра (Мила Кунис) не может определиться, но ни о каком развитии характера речи не идет. Просто Кунис поначалу ведет себя как 12-летняя наивная девочка (что актрисе, прямо скажем, не идет), а затем в буквальном смысле зеленеет от злости и улетает прочь на метле.

Более того, одна из ведьм зачем-то выглядит как возлюбленная, оставленная Оскаром Диггсом в Канзасе (это совпадение в фильме никак не объясняется и, в общем-то, особой роли не играет).

В довесок к этому стоит упомянуть глуповатые диалоги и сюжетные повороты — их можно предугадать сильно заранее. Хронометраж «Великого и могучего» — 130 минут, и взрослому зрителю эти два с небольшим часа, скорее всего, покажутся скучными.

Но Рэйми снял кино не для взрослых. Многие критики пишут, что «Великий и могучий» — это история успеха самого режиссера: начал он с дешевых фокусов (бюджет «Зловещих мертвецов» 1981 года — что-то в районе 400 тысяч долларов), затем покорил Голливуд и переключился на многомиллионные блокбастеры (подразумевается трилогия о «Человеке-пауке»). Может, Рэйми действительно задумывал «Великого и могучего» как частично автобиографическую ленту — но при этом кажется, что прежде всего кинематографист хотел сделать подарок детям. И подарок более чем удался — он блестит, громыхает, а под конец еще и выстреливает в небо фейерверком. А большего десятилетнему зрителю и не надо.

(В российском прокате фильму Сэма Рэйми «Оз: Великий и Ужасный» был присвоен рейтинг 12+.)