Россия
20:33, 3 апреля 2012

Халявы не будет Будущих водителей обяжут пройти автошколу

Алексей Михалев

В ближайшем будущем россиян могут лишить возможности самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения. Соответствующие требования содержатся в законопроекте "О безопасности дорожного движения", находящемся на рассмотрении Государственной Думы России. Второе чтение документа состоится в июле, и, если парламентарии его одобрят, всех кандидатов в водители обяжут изрядно потратиться на прохождение автошколы.

Как пишет "Российская газета", поводом для ужесточения правил выдачи водительских удостоверений стало общее снижение качества подготовки кандидатов в водители. Все меньшему количеству людей удается сдать экзамен в ГИБДД с первого раза. Одновременно растет число аварий с участием водителей со стажем до трех лет. Одной из причин такой ситуации называют стремление многих россиян не тратить время и деньги на автошколы, а готовиться к экзаменам в ГАИ самостоятельно.

По данным ГИБДД, в 2011 году в России водительские удостоверения получили 2,2 миллиона человек. Из них с первой попытки испытания прошли лишь 967,5 тысячи кандидатов в водители. Среди общего числа заявителей 130 тысяч человек готовилось к экзаменам на права самостоятельно, но лишь 39,5 тысячи из них удалось справиться со всеми заданиями с первого раза.

В Москве количество человек, решивших обойтись без услуг автошколы, в 2011 году достигло 22 процентов от общего числа кандидатов в водители. В ряде регионов после самоподготовки на права сдают до половины заявителей.

По словам президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, которую цитирует "РГ", в столице работают 265 автошкол, способных ежегодно готовить до 200 тысяч водителей. При этом в прошедшем году из 146 тысяч человек, сдавших на права в Москве, 32 тысячи предпочли автошколам экстерн.

Стоит отметить, что до сих пор сдать на права в Москве без справки об окончании автошколы можно было лишь в двух подразделениях ГИБДД - на Варшавском шоссе (дом 170) и на Лобненской улице (дом 20). Оба подразделения расположены, мягко говоря, не в самых удобных местах. Однако количество москвичей, готовых сдать водительский экзамен экстерном, неуклонно растет.

В подспорье сторонникам экстерна ГИБДД Москвы в середине марта объявила, что впредь на права после самостоятельной подготовки можно будет сдать в любом экзаменационном подразделении ГАИ. Те же правила будут касаться и всех остальных жителей Москвы. Теперь выбрать удобное подразделение автоинспекции для сдачи водительского экзамена можно вне зависимости от адреса прописки.

Более того, как писала "РГ", впредь кандидатам в водители по всей России разрешат сдавать теоретическую часть экзамена на права и практический экзамен на площадке непосредственно в автошколах. Ехать в ГИБДД придется только для сдачи второй (и наиболее сложной) части экзамена - вождения по городу.

Инспектор ГИБДД принимает экзамен. Фото РИА Новости, Илья Питалев
Lenta.ru

Одновременно автоинспекция решила усложнить испытания для будущих водителей. Как сообщалось, изменения коснутся только практической части экзамена (теория по-прежнему будет состоять из 20 вопросов, на два из которых можно ответить с ошибкой). Так, количество обязательных заданий на площадке увеличится с трех до четырех. В них войдут параллельная парковка, остановка и трогание на подъеме, разворот в ограниченном пространстве и повороты под прямым углом. Кроме того, сдающих лишат права на ошибку.

Помимо "площадки" в ГИБДД намерены усложнить и сдачу практического экзамена по вождению в городе. О конкретных нововведениях пока не сообщалось. В настоящее время кандидат в водители имеет право совершить ошибки общей "стоимостью" не более четырех баллов. Так, например, один штрафной балл полагается за несвоевременное включение поворотника, неуверенное переключение коробки передач или езду с выключенным светом фар. Тремя баллами карается, в частности, нарушение правил остановки, а пятью - серьезные нарушения, включая выезд на полосу встречного движения.

Исходя из приведенной выше статистики в ГИБДД полагают, что подготовка водителей в автошколах оказывается эффективней самостоятельного изучения правил. Кроме того, на организованных занятиях кандидатам в водители объясняют основы устройства автомобиля, знакомят с правилами оказания медицинской помощи и другими сферами ответственности водителя.

Отменой возможности сдавать экзамен экстерном ГИБДД фактически принуждает будущих водителей тратить на автошколы в среднем от 20 до 40 тысяч рублей (в зависимости от региона и интенсивности обучения). При этом обучение в автошколе никоим образом не гарантирует сдачу на права с первой попытки. Ряд лицензированных автошкол и вовсе за умеренную плату предоставляют желающим справку о прохождении водительской подготовки без фактического посещения занятий.

Вместе с тем, свои преимущества есть и у самостоятельной подготовки. Так, будущий водитель может заниматься в удобное для себя время, не привязываясь к графику работы автошколы. Кроме того, для сдачи "площадки" и "города" любому кандидату в водители необходимо хотя бы пару десятков часов уделить практическому вождению. А, справедливости ради, стоимость часа вождения с инструктором от автошколы или с таким же частным преподавателем стоит примерно одинаково. В Москве, к примеру, час учебного вождения в среднем обходится в 800-1000 рублей.

Стало быть, чтобы действительно улучшить качество подготовки водителей ГИБДД, помимо запрета самоподготовки, неплохо бы задуматься и об увеличении ответственности автошкол. Ведь получается довольно странно, когда выпускник автошколы без ошибок и с первой попытки сдает внутренний экзамен, а потом по несколько раз приходит на пересдачу в ГАИ. Хотя может дело вовсе не в автошколах, а в том, что автоинспекторы, порой, видят в будущих водителях дополнительный источник доходов и не готовы кому попало выдавать права с первой попытки.

< Назад в рубрику