Новости партнеров

Халявы не будет

Будущих водителей обяжут пройти автошколу

В ближайшем будущем россиян могут лишить возможности самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения. Соответствующие требования содержатся в законопроекте "О безопасности дорожного движения", находящемся на рассмотрении Государственной Думы России. Второе чтение документа состоится в июле, и, если парламентарии его одобрят, всех кандидатов в водители обяжут изрядно потратиться на прохождение автошколы.

Как пишет "Российская газета", поводом для ужесточения правил выдачи водительских удостоверений стало общее снижение качества подготовки кандидатов в водители. Все меньшему количеству людей удается сдать экзамен в ГИБДД с первого раза. Одновременно растет число аварий с участием водителей со стажем до трех лет. Одной из причин такой ситуации называют стремление многих россиян не тратить время и деньги на автошколы, а готовиться к экзаменам в ГАИ самостоятельно.

По данным ГИБДД, в 2011 году в России водительские удостоверения получили 2,2 миллиона человек. Из них с первой попытки испытания прошли лишь 967,5 тысячи кандидатов в водители. Среди общего числа заявителей 130 тысяч человек готовилось к экзаменам на права самостоятельно, но лишь 39,5 тысячи из них удалось справиться со всеми заданиями с первого раза.

В Москве количество человек, решивших обойтись без услуг автошколы, в 2011 году достигло 22 процентов от общего числа кандидатов в водители. В ряде регионов после самоподготовки на права сдают до половины заявителей.

По словам президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, которую цитирует "РГ", в столице работают 265 автошкол, способных ежегодно готовить до 200 тысяч водителей. При этом в прошедшем году из 146 тысяч человек, сдавших на права в Москве, 32 тысячи предпочли автошколам экстерн.

Стоит отметить, что до сих пор сдать на права в Москве без справки об окончании автошколы можно было лишь в двух подразделениях ГИБДД - на Варшавском шоссе (дом 170) и на Лобненской улице (дом 20). Оба подразделения расположены, мягко говоря, не в самых удобных местах. Однако количество москвичей, готовых сдать водительский экзамен экстерном, неуклонно растет.

В подспорье сторонникам экстерна ГИБДД Москвы в середине марта объявила, что впредь на права после самостоятельной подготовки можно будет сдать в любом экзаменационном подразделении ГАИ. Те же правила будут касаться и всех остальных жителей Москвы. Теперь выбрать удобное подразделение автоинспекции для сдачи водительского экзамена можно вне зависимости от адреса прописки.

Более того, как писала "РГ", впредь кандидатам в водители по всей России разрешат сдавать теоретическую часть экзамена на права и практический экзамен на площадке непосредственно в автошколах. Ехать в ГИБДД придется только для сдачи второй (и наиболее сложной) части экзамена - вождения по городу.

Одновременно автоинспекция решила усложнить испытания для будущих водителей. Как сообщалось, изменения коснутся только практической части экзамена (теория по-прежнему будет состоять из 20 вопросов, на два из которых можно ответить с ошибкой). Так, количество обязательных заданий на площадке увеличится с трех до четырех. В них войдут параллельная парковка, остановка и трогание на подъеме, разворот в ограниченном пространстве и повороты под прямым углом. Кроме того, сдающих лишат права на ошибку.

Помимо "площадки" в ГИБДД намерены усложнить и сдачу практического экзамена по вождению в городе. О конкретных нововведениях пока не сообщалось. В настоящее время кандидат в водители имеет право совершить ошибки общей "стоимостью" не более четырех баллов. Так, например, один штрафной балл полагается за несвоевременное включение поворотника, неуверенное переключение коробки передач или езду с выключенным светом фар. Тремя баллами карается, в частности, нарушение правил остановки, а пятью - серьезные нарушения, включая выезд на полосу встречного движения.

Исходя из приведенной выше статистики в ГИБДД полагают, что подготовка водителей в автошколах оказывается эффективней самостоятельного изучения правил. Кроме того, на организованных занятиях кандидатам в водители объясняют основы устройства автомобиля, знакомят с правилами оказания медицинской помощи и другими сферами ответственности водителя.

Отменой возможности сдавать экзамен экстерном ГИБДД фактически принуждает будущих водителей тратить на автошколы в среднем от 20 до 40 тысяч рублей (в зависимости от региона и интенсивности обучения). При этом обучение в автошколе никоим образом не гарантирует сдачу на права с первой попытки. Ряд лицензированных автошкол и вовсе за умеренную плату предоставляют желающим справку о прохождении водительской подготовки без фактического посещения занятий.

Вместе с тем, свои преимущества есть и у самостоятельной подготовки. Так, будущий водитель может заниматься в удобное для себя время, не привязываясь к графику работы автошколы. Кроме того, для сдачи "площадки" и "города" любому кандидату в водители необходимо хотя бы пару десятков часов уделить практическому вождению. А, справедливости ради, стоимость часа вождения с инструктором от автошколы или с таким же частным преподавателем стоит примерно одинаково. В Москве, к примеру, час учебного вождения в среднем обходится в 800-1000 рублей.

Стало быть, чтобы действительно улучшить качество подготовки водителей ГИБДД, помимо запрета самоподготовки, неплохо бы задуматься и об увеличении ответственности автошкол. Ведь получается довольно странно, когда выпускник автошколы без ошибок и с первой попытки сдает внутренний экзамен, а потом по несколько раз приходит на пересдачу в ГАИ. Хотя может дело вовсе не в автошколах, а в том, что автоинспекторы, порой, видят в будущих водителях дополнительный источник доходов и не готовы кому попало выдавать права с первой попытки.