Главный завод российского автопрома, тольяттинский «АвтоВАЗ», задумал в 2013 году прекратить выпуск семейства автомобилей Lada Samara. В апреле волжский автогигант объявил о завершении производства легендарной «семерки». В сентябре с конвейера дочернего ижевского автозавода сошла последняя ВАЗовская «классика» — Lada 2104. Дольше всех из безнадежно устаревших, но все еще популярных моделей «АвтоВАЗа» на рынке, похоже, задержится «Нива» (Lada 4x4), выпускаемая в Тольятти еще с конца 1970-х годов.
Сегодня компания «АвтоВАЗ» — это часть гигантской автомобильной империи Renault-Nissan, выпускающей свои машины по всему миру. Для России же, как, впрочем, и для всего постсоветского пространства, тольяттинская продукция — это символ целой эпохи. Эпохи, которая хранила верность итальянскому автомобильному дизайну образца конца 1960-х годов более сорока лет подряд.
В 1980-е годы округлые черты ВАЗовских моделей (2101, 2102, 2103 и 2106), доставшиеся от Fiat 124, слегка заострились, а круглые фары сменились прямоугольными. Модернизации также подверглись салон и большинство узлов тольяттинских автомобилей. Тогда же линейку «классических» заднеприводных автомобилей (2105, 2107 и 2104) дополнили два переднеприводных — ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109.
Облик первых моделей семейства «Самара» (или «Спутник») — «восьмерки» и ее пятидверной версии — вполне соответствовал духу 1980-х. Схожими угловатыми чертами дизайнеры наделили, к примеру, немецкий Volkswagen Golf II и итальянский Fiat Ritmo. Впрочем, это неудивительно, поскольку над кузовом советских переднеприводных хэтчбеков, среди прочих, потрудились специалисты компании Porsche (хотя основной заслугой немцев считается доработка ВАЗовских двигателей). Развал СССР совпал с началом выпуска на «АвтоВАЗе» третьей переднеприводной модели семейства «Самара» — седана на базе «девятки», ВАЗ 21099.
Первое поколение семейства «Самара» продержалось на конвейере «Волжского автозавода» до конца 1990-х — начала 2000-х. В 1997 году в Тольятти начался серийный выпуск обновленной версии «девяносто девятки» — ВАЗ 2115. В 2001 году второе поколение «Самары» пополнила обновленная «девятка» (ВАЗ 2114), а в 2005 — ВАЗ 2113 (новая версия «восьмерки»).
Однако, по информации издания «Автосреда», которое ссылается на вице-президента «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу Артема Федосова, уже в 2013 году семейство Samara может уступить место на конвейере более новым и продаваемым моделям завода — Lada Granta, Kalina, Largus и Priora. Как пояснил Федосов, на рынке планируется оставить лишь модели, которые обеспечат компании «объем продаж в 25 процентов» к 2020 году. А, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), востребованность семейства Samara на рынке падает катастрофически. За период с января по сентябрь 2012 года продажи Samara снизились до 51 тысячи машин, что на 40 процентов хуже показателей аналогичного периода 2011 года. В сентябре продажи рухнули и вовсе на 60 процентов — до 4,34 тысячи машин.
Таким образом, намерение «АвтоВАЗа» отказаться от Samara сложно назвать неожиданным. В 2012 году на дочернем ижевском заводе также из-за низкого спроса прекратился выпуск последних «классических» моделей. В апреле с конвейера сняли Lada 2107, а в сентябре — «четверку». Ранее, в 2006 году, завершилась 30-летняя история ВАЗ 2106. «Пятерка» продержалась на конвейере с 1979 по 2010 год.
Настоящим долгожителем «АвтоВАЗа» пока остается «Нива» (с 2006 года переименована в Lada 4x4), выпуск которой начался еще в апреле 1977 года. За 35 лет внешне машина практически не изменилась и продолжает пользоваться большим спросом (только за девять месяцев 2012 года Lada 4x4 разошлась тиражом в 40,4 тысячи единиц). Справедливости ради отметим, что «Нива» все же претерпела некоторые внутренние изменения. В частности, последние поколения Lada 4x4 поставляются на российский рынок с относительно экологичными двигателями стандарта Евро-4, а на экспорт (за рубежом «Нива» пользуется большим спросом) — и вовсе с двигателем стандарта Евро-5.
Впрочем, до своего 40-летия «Нива», скорее всего, не дотянет. В апреле 2012 года «АвтоВАЗ» объявил о планах в 2016 году представить внедорожник третьего поколения, который, вероятно, и сменит Lada 4x4. Как будет выглядеть преемник «Нивы», пока неизвестно. Если верить «АвтоВАЗу», в основу облика будущих моделей завода ляжет концепт-кроссовер Lada XRAY. Машина разработана новым шеф-дизайнером тольяттинского завода Стивом Маттином, ранее сотрудничавшим с Mercedes и Volvo, и впервые была показана публике на Московском международном автосалоне ММАС-2012. Откровенно говоря, машина действительно выглядит убедительно.
Однако новым внедорожником планы «АвтоВАЗа» не ограничиваются — компания задумала масштабную модернизацию производства. Так, сроки разработки новых моделей сократят до 39 месяцев. Но самое главное — планируется кардинально повысить качество автомобилей. На эти цели до 2017 года будет выделено 5,58 миллиарда рублей.
Оттепель на «АвтоВАЗе» заметна уже сейчас: руководство компании отказывается от морально устаревших моделей, которые диковато смотрятся на фоне задорных иномарок. На смену пережиткам советской эпохи приходят (будем честны) слегка неказистые, но все же относительно современные внешне модели вроде Lada Granta.
Новинку «АвтоВАЗа» нельзя назвать произведением автомобильного искусства. Это бюджетная машина, мало чем отличающаяся в базовой комплектации от той же Samara или «семерки». Но у Granta новая идеология. В конце концов, это первая российская легковушка с автоматической коробкой передач. В октябре тольяттинский завод объявил о начале серийного выпуска Granta с модернизированной, более надежной и комфортной «механикой».
И потребители весеннюю новинку «АвтоВАЗа» уже оценили. С начала продаж в апреле Granta разошлась тиражом в 80,9 тысячи машин, а по итогам сентября — 14 тысяч автомобилей, став самой продаваемой легковушкой в России. В 2015-2016 годах «АвтоВАЗ» планирует представить три новые модели: BM-Hatch, B-Cross и Lada В, в 2017 году — новое поколение своей второй по популярности модели — Lada Priora.