Экономика
19:13, 12 марта 2013

Оценка: «средне» Инвестбанки отказали России в развитии без реформ

Кирилл Сугробов
Работа никелевого рудника "Таймырский"
Фото: Кожевников Денис / ИТАР-ТАСС

Прошлый год принес России не лучшие результаты: экономический рост замедлился до минимальных с конца кризиса значений. Начало 2013 года тоже оказалось не очень удачным: рост ВВП продолжил замедляться, а промышленное производство упало. Это контрастирует с планами правительства сделать Россию одной из богатейших стран мира, а в начале года инвестиционные банки опубликовали исследования, согласно которым без реформ Россия заявленных целей достичь не сможет.

О стагнации экономического роста в России заговорили осенью прошлого года. По итогам третьего квартала рост экономики составил 2,9 процента против 4 и 4,9 процента во втором и первом кварталах соответственно. В результате за год ВВП увеличился всего на 3,4 процента. Это стало одним из худших показателей за последние 12 лет. В первой половине 2000-х и вплоть до 2008 года рост экономики в среднем составлял от шести до восьми процентов в год. Во время кризисного 2009 года экономика упала, а в 2010-2011 годах она восстанавливалась с темпами в 4,3 процента в год.

Начало 2013 года для российской экономики также стало не очень удачным. По данным Министерства экономического развития, с учетом сезонного фактора ВВП страны в январе снизился по сравнению с декабрем на 0,3 процента. По сравнению с январем прошлого года он вырос всего на 1,6 процента. Больше остальных пострадали розничная торговля (минус 1,5 процента по сравнению с январем 2012 года), промышленность (1,3 процента) и добыча полезных ископаемых (2,3 процента). Экономический рост не смогло поддержать даже увеличение объемов оказываемых услуг.

Сценарии будущего

Негативная динамика роста ВВП не вписывается в сценарии, которыми власть пытается описать будущее России. Президент Владимир Путин заявлял о необходимости поддерживать рост экономики на уровне в шесть процентов в год; премьер-министр Дмитрий Медведев на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе говорил о показателе в пять процентов. При этом эксперты, выступавшие на этом же форуме, рассказывали в основном о негативных сценариях развития страны.

В феврале Минэкономразвития опубликовало собственный прогноз, согласно которому к 2030 году Россия войдет в число богатейших стран мира, пенсии вырастут минимум в три раза, а зарплаты — в два раза. Прогноз разбит на три сценария: инновационный, консервативный и форсированный. Самый негативный из них — консервативный — предусматривает рост экономики на 3,2 процента в год. Инновационный и форсированный предполагают увеличение ВВП на 4-5 процентов.

При этом сам по себе прогноз министерства представляет из себя набор целевых показателей, в котором практически нет указания на конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей. Инновационный сценарий предусматривает рост инвестиций в образование, здравоохранение и науку, но как это сделать при нехватке бюджетных средств на предвыборные обещания действующего президента, не написано. Форсированный сценарий предусматривает достижение показателей, заложенных в уже упомянутых обещаниях (например, создание 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест), но плана действий для совершения «рывка» опять-таки не предусмотрено.

Экономисты, опрошенные агентством «Финмаркет», прогнозы министерства раскритиковали. Так, в Высшей школе экономики обратили внимание на то, что чиновники оценивают перспективы намного более оптимистично, чем их коллеги из МВФ, которые предсказывают рост ВВП на 0,6-1,2 процента ниже. Траектория роста ВВП при консервативном сценарии явно завышена, считают в ВШЭ — по оценке института, показатель составит два процента в год.

В Аналитическом центре при правительстве отметили, что прогноз основан на поступательном и равномерном развитии мировой экономики, в то время как для нее характерны кризисы. Кроме того, все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что чиновники не смогут обеспечить резкий рост ВВП, перспективы отечественной экономики переоценены и нереалистичны, а ставка Минэкономразвития на инвестиции («больше вкладываем в экономику — ускоряем рост») не сработает.

Успокоение или реформы

В феврале и марте о перспективах развития России высказались и крупнейшие мировые инвестиционные банки. Из их исследований можно сделать краткий вывод: существует только один выход из создавшегося тупика — это реформы. В феврале нанятый для продвижения России за рубежом Goldman Sachs оценил потенциал роста российского ВВП в 5,3 процента, но лишь при условии, что в стране произойдет ряд изменений.

Инвестиционный банк положительно оценил макроэкономические успехи России. В частности, Центробанк страны смог перейти на таргетирование инфляции (планирование результата и его достижение), а для баланса государственной казны было принято «бюджетное правило». Но несмотря на это (а также на вступление России в ВТО), в стране сохраняются значительные риски для предпринимательства.

Улучшение позиций России в рейтинге Всемирного банка, оценивающего условия ведения бизнеса (Doing Business), в Goldman Sachs считают важным, но не самым результативным шагом. По подсчетам инвестбанка, вхождение в первую двадцатку рейтинга — цель, которая в соответствии с планами Путина должна быть достигнута до 2018 года (а сейчас РФ занимает 112 место), — принесет экономике страны только 0,2 процента роста ВВП в год. Намного более существенный результат могла бы дать реформа государственного управления — около 1,7 процента.

На качество управления в стране сетуют и в Morgan Stanley (результаты его исследования приводит газета «Ведомости»). Аналитики банка считают, что без проведения реформ обещанный шестипроцентный рост ВВП невозможен, а большинство предвыборных обещаний Путина не может быть исполнено. В банке оценивали результаты России в 12 сферах экономики. Государственное управление получило оценку «средне»; к успехам в этой сфере инвестбанк отнес повышение зарплат и ужесточение контроля (что имеется в виду, не уточняется), но «развилкой» названо решение вопроса о том, выдвинут ли обвинения попавшим в поле зрения правоохранительных органов чиновникам.

Из остальных 11 сфер оценку «средне» получили еще пять: торговая политика, финансовый рынок, инфраструктура, налогообложение нефтяного комплекса и приватизация. В числе достижений Morgan Stanley перечисляет вступление в ВТО (в качестве «развилки» указывается выполнение или невыполнение обязательств), поддержание инвестиций в инфраструктуру на уровне в семь процентов ВВП, принятие нового плана по приватизации, предусматривающего продажу госактивов в среднем на 300-450 миллиардов рублей в год, и льготы для новых нефтяных и газовых месторождений.

В то же время, отмечают в инвестбанке, хотя правительство и начало приватизацию, в 2012 году только национализация ТНК-BP «Роснефтью» обошлась в сумму, сопоставимую с доходом от продажи госактивов на несколько лет. В Morgan Stanley, так же, как и в Goldman Sachs, положительно оценили успехи России в макроэкономике: монетарная и фискальная политика получили оценку «хорошо». Заслуги те же: «бюджетное правило» и победа над инфляцией.

Оценку «плохо» получили как раз те сферы, в которых реформы действительно осуществляются. Так, пенсионная реформа лишит Россию обязательного накопительного компонента. В результате будет утрачен внутренний источник инвестиций, а зависимость страны от поступлений средств из-за рубежа, считают в инвестбанке, является одним из ее основных рисков. Что касается тарифной политики, то к негативным сторонам аналитики отнесли ограничение роста тарифов шестью процентами.

Сами чиновники пока, похоже, не очень оптимистичны и в «экономический рывок» не верят. По прогнозам Центрального банка, ориентир роста российской экономики составляет всего 2,4 процента в год. По словам руководителя экспертного управления администрации президента Ксении Юдаевой, потенциал роста российской экономики находится на уровне в 3,5-4 процента в год. Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач в феврале заявил, что показатель может составить 3,3 процента (при официальном прогнозе 3,6 процента). Возможно, что многие чиновники сомневаются и в возможности власти быстро провести реформы: те же преобразования пенсионной системы в течение прошлого года пересматривали несколько раз.

< Назад в рубрику