Министры финансов еврозоны вместе с МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссией придумали новый план спасения Кипра, который больше не предполагает списания средств со счетов мелких вкладчиков. Несмотря на это киприотов в ближайшее время ничего хорошего не ждет: страна почти наверняка будет мучительно долго выбираться из рецессии, ведь ее финансовая система лишится доверия как граждан страны, так и россиян, которые начнут искать новые юрисдикции для «серых» сделок.
В конце прошлой недели Европа включила для Кипра таймер с обратным отсчетом времени: если бы переговоры по спасению страны от банкротства ни к чему не привели до 26 марта, местные банки лишились бы средств ЕЦБ, которые тот выдает в рамках Emergency Liquidity Assistance (ELA). Это, если опустить несколько неважных звеньев, означало бы крах финансовой системы Кипра.
Включенный таймер постоянно держали в голове как местные чиновники, так и чиновники из Евросоюза. Именно поэтому последний раунд переговоров о выделении помощи Кипру длился целых 11 часов и завершился в ночь с воскресенья на понедельник. Формально переговоры оказались успешными: Евросоюз обещал Кипру помощь в размере 10 миллиардов евро в обмен на реструктуризацию местного банковского сектора. Следовательно, страна останется в еврозоне и избежит банкротства, но обрадуются ли сами киприоты такому исходу — большой вопрос.
«План А», вводящий налог в 6,75-9,9 процента на все некредитные счета, открытые в банках Кипра, провалился из-за того, что его надо было согласовывать с парламентом Кипра. Местные законодатели не захотели платить своей политической карьерой ради конфискации денег у вкладчиков, и проект налога 20 марта отклонили. «План Б» лишен этого недостатка: поскольку речь больше не идет о налоге, обсуждать спасение страны с парламентом кипрскому правительству необязательно. К тому же законодатели 23 марта одобрили пакет мер, необходимых для рекапитализации банков, тем самым санкционировав переговоры с Европой.
С другой стороны, спасение Кипра должно быть одобрено всеми странами еврозоны. Сейчас на него согласились только министры финансов, и риск того, что хотя бы в одной из 17 стран валютного блока «План Б» раскритикуют и выделение помощи заблокируют, вовсе не равен нулю. Но даже если все пройдет хорошо, на формальное одобрение антикризисных мер уйдет по крайней мере несколько недель, так что деньги от ЕС и МВФ Кипр вряд ли начнет получать раньше мая.
Основное преимущество нового плана в том, что многие киприоты (да и иностранные граждане, держащие деньги на острове) прямого убытка от спасения страны не понесут: все депозиты меньше ста тысяч евро от поборов освободили. Кроме того, экстренные меры коснутся лишь клиентов двух финансовых организаций, правда, крупнейших в стране: Laiki Bank (Народный банк) и Bank of Cyprus (Банк Кипра).
Первый полностью прекратит свое существование. Маленькие депозиты из него перейдут в Bank of Cyprus, а остальные — в так называемый «плохой банк». По предварительным подсчетам, туда отправится 4,2 миллиарда евро, и сколько из них получат вкладчики обратно и, главное, когда — непонятно. Во всяком случае пока они будут заморожены. Списать с них, по неофициальным данным большинства СМИ, планируется до 40 процентов, хотя некоторые называют и цифру в 60 процентов.
Пострадают от ликвидации государственного банка (правительству Кипра принадлежит в нем 84 процента) и держатели облигаций Laiki, причем потери коснутся как крупных, так и мелких инвесторов. Объем их «вклада в спасение Кипра» пока не уточняется, но в любом случае эта мера для Евросоюза беспрецедентна — никогда еще антикризисные кредиты не выдавались с условием разорения частных кредиторов.
Что касается Bank of Cyprus, то его решено было сохранить, в том числе и за счет жизнеспособных активов Laiki Bank. Тем не менее в ближайшее время он будет закрыт, а это значит, что вывести средства из него вкладчики пока не смогут. По всей видимости, их убытки после того, как банк откроется, будут сравнимы с убытками клиентов Laiki — речь идет о нескольких десятках процентов.
В Еврокомиссии специально подчеркивают, что у них больше нет цели привлечь за счет средств, размещенных на кипрских депозитах, 5,8 миллиарда евро, как это предполагал «план А». Тем не менее очевидно, что убытки клиентов банков и держателей облигаций будут оцениваться именно в миллиардах евро. Уже одно это означает, что Кипр в ближайшее время ждут тяжелые времена.
Будущее банковской системы Кипра сейчас туманно — причем как для европейских, так и для кипрских чиновников. В течение последней недели все финансовые организации на острове были закрыты, и хотя владельцы кредитных и дебетовых карт могли спокойно по ним расплачиваться, доступ к другим счетам был ограничен. Соглашение о выделении актикризисной помощи означает, что в ближайшее время банки откроются (не исключено, что уже во вторник, 26 марта), и вот тут-то местную финансовую систему ждет «час X».
По самому пессимистичному сценарию, вкладчики тут же выстроятся в очереди, чтобы забрать свои деньги, а крупные компании начнут выводить активы в другие юрисдикции, что приведет к кризису ликвидности и, возможно, к закрытию финансовых организаций, в том числе и отделений зарубежных банков. Не исключено, что кредитный рынок будет на Кипре еще долгое время заморожен, а без заемных денег не может расти ни одна экономика.
Как правительство Кипра будет пытаться убедить инвесторов остаться в стране, тоже непонятно. Местные чиновники не могут гарантировать, что изъятия средств с депозитов не повторятся, ведь проблемы в местной экономике пока не решены. Обещать какие-то новые послабления для зарегистрированных на острове иностранных компаний Кипр тоже не может, потому что тогда Европа, которая и борется с «офшорностью» острова, заблокирует перевод антикризисной помощи.
Единственное, что может спасти Кипр от массового исхода зарубежных (то есть в значительной степени — российских) компаний, — это то, что им некуда больше идти, а на острове хоть и существуют высокие риски конфискации, но все же место это уже насиженное, привычное. Газета «Ведомости» еще 19 марта писала, что идеальной замены Кипру нет: в других офшорах, например в Люксембурге или Нидерландах, будут существенно выше ставки корпоративного налога, а в Швейцарии с каждым кантоном по налоговой ставке приходится договариваться отдельно.
Многое в этом смысле будет зависеть от реакции руководства России. На «План А» премьер-министр Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин отреагировали исключительно жестко, и эта жесткость была не последним аргументом в пользу блокировки налога на депозиты.
Новые договоренности по Кипру Кремль пока не прокомментировал, а вот Дмитрий Медведев уже заявил, что ситуация нуждается в дополнительном обсуждении на уровне вице-премьеров. Глава правительства назвал антикризисное соглашение «грабежом награбленного», и это должно быть сигналом российскому бизнесу, который не хочет быть заподозренным в отмывании или уклонении от уплаты налогов: с Кипра пора уводить деньги, причем как можно быстрее.
Если отвлечься от проблем собственно Кипра и российского бизнеса на Кипре и посмотреть на ситуацию с точки зрения Европы, то и в этом случае станет ясно, что спасение острова было проведено, мягко говоря, неидеально. Экстренная помощь понадобилась уже пятой стране еврозоны после Греции, Ирландии, Португалии и Испании, но никакого единого инструмента для выделения этим государствам денег придумано не было.
Более того, выяснилось, что совершенно по-разному на спасение отдельных стран или банковских систем отдельных стран от банкротств смотрят не только представители богатых и бедных государств ЕС, но и даже представители тех органов, которые и должны выдавать кредиты. Например, как пишет The Financial Times, разногласия возникли в «тройке» кредиторов, куда входят Еврокомиссия, МВФ и ЕЦБ. Если источники издания правы и противоречия между чиновниками действительно серьезны, то следующий антикризисный кредит будет выдавать уже не «тройка», а, например, «двойка» или «четверка».
Из истории с Кипром стало ясно, что Европа панически боится распада еврозоны и этот страх мешает ей продумать внятные правила вывода государств (или их добровольного выхода) из валютного блока. При этом все более и более ужесточающаяся от одного антикризисного кредита к другому риторика Германии показывает, что вечно Берлин кредитовать своих партнеров по блоку не намерен, но и предложить что-то взамен не может. Во всяком случае, когда Германия попыталась настоять на сверхжестких условиях выделения денег для Кипра, улицы Никосии тотчас же заняли протестующие, а правительство страны оказалось в шаге от отставки. Превращать экономический кризис в социальный и политический Европа не решилась, и это хороший пример гражданам тех стран ЕС, которым Германия в будущем захочет выдвинуть похожие требования.