Агентство православной журналистики

Как «Ридус» превратился в духовно-державное СМИ

Логотип «Ридуса»
Логотип «Ридуса»

На прошлой неделе сайт «Ридус» обрел новых руководителей: издание возглавил прежде неизвестный на медиарынке Николай Вальковский, его заместителем стал бывший главный редактор сайта «Молодой гвардии Единой России» Андрей Гулютин. По словам действующих сотрудников сайта, реальный руководитель «Ридуса» — именно Гулютин, и он диктует изданию «православно-государственническую редакционную политику». «Лента.ру» выяснила, как «Ридус», созданный некогда блогером Ильей Варламовым и активно писавший о гражданских протестах, превратился в «кремлевский ресурс».

«Ребята, забирайте все, что можно. Выходите по одному и через столовую, а не через главный вход, там охраны нет», — с этими словами две недели назад новый главный редактор «Ридуса» Николай Вальковский объявил своим сотрудникам о грядущем — и совершенно внезапном — переезде издания в другой офис. Накануне он открыто сообщил о новом «православно-государственническом курсе» «Ридуса», но переезд частью этого курса вроде бы не был. За аренду прежнего офиса руководители «Ридуса», судя по всему, давно уже не платили: скопился серьезный долг, и владельцы помещения начали угрожать, что никого не выпустят до тех пор, пока он не будет погашен. В итоге все, что сотрудникам «Ридуса» не удалось сразу «и через столовую» вынести на себе, досталось бывшему арендодателю.

За полтора года до этого в небе над Болотной площадью жужжал беспилотный вертолетик. Он фотографировал людей, которых вышло столько, сколько в Москве не собиралось на одной площади уже лет двадцать. Те фотографии разлетелись по мировым агентствам и стали ярким иллюстративным материалом к волне гражданских протестов, начавшихся в столице в конце 2011-го. Вертолетик запустило «агентство гражданской журналистики» «Ридус». В тот день, 10 декабря 2011 года, «Ридусу», который существовал всего несколько месяцев, удалось совершить немыслимый статистический прорыв — сайт просмотрели за одни сутки более миллиона раз. По итогам того месяца агентство попало на десятое место в рейтинге цитируемости интернет-ресурсов «Медиалогии».

«Ридус» открылся в сентябре 2011-го. Его создатель — фотоблогер Илья Варламов (также известный как Zyalt), разработчик сайта — «Студия Артемия Лебедева»; в редакцию вошли бывшие сотрудники многих важных российских сетевых изданий. Варламов занял пост арт-директора, главным редактором назначили Вячеслава Варванина. По мысли Варламова, журналисты должны были закрывать лишь часть информационного поля «Ридуса» — предполагалось, что основную часть материалов будут поставлять блогеры. «Миссия "Ридуса" — это развитие гражданской журналистики. Мы намерены "уравнять в правах" инструменты и источники профессиональной журналистики и простых людей, которым есть что сказать миру. Разбираетесь в теме лучше, чем журналисты? Добро пожаловать!» — заявил Варламов сразу после запуска сайта.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что идея «агентства гражданской журналистики» провалилась: «Ридусу» так и не удалось собрать достаточное число активно пишущих блогеров. Впрочем, сам этот формат удачно подходил для других целей. «Разумеется, блогерский контент заполнялся очень плохо, — рассказывает бывший сотрудник издания, попросивший не указывать его имени. — Над блогерами не поставишь редактора, который бы отучал их криво писать, и их активности всегда не хватало. Поэтому часто в качестве блогеров выступали сами журналисты: писали посты от лица анонимов, которые затем помещались на первой полосе сайта. Так как формально это пользовательский контент, то к нему может быть меньше претензий с точки нарушения авторских прав и других требований, чем к редакции».

Кто именно стал первым инвестором «Ридуса» — до сих пор доподлинно неизвестно. О том, что «Ридус» может быть как-то связан с администрацией президента, намекало первое сообщение об открытии издания, которое появилось на сайте «Трибуны общественной палаты» (ТОП). В новости подчеркивалось, что «Ридус» создается на базе «партнера ТОП» — ЖЖ-сообщества ridus_news. «Трибуна общественной палаты» не считается официальным сайтом Общественной палаты, хотя и размещается на поддомене совещательного органа. При этом, по сведениям «Ленты.ру», редакция «Трибуны» подчиняется напрямую администрации президента.

Первым официальным собственником «Ридуса» было ООО «Леопард, Медведь и Зайка», созданное весной 2011-го. Варламов утверждал, что сам выбрал для ООО такое название, однако, согласно выписке ЕГРЮЛ, владельцем фирмы значилась некая Юлия Сазонова (полная тезка бывшей мировой судьи Юлии Сазоновой).

Подозрения о плотном сотрудничестве «Ридуса» с прокремлевскими проектами появились с первых дней существования издания. На сайте регулярно публиковали фотоотчеты с акций прокремлевской молодежи, которыми брезговали журналисты других изданий; тут размещали свежие работы арт-группы «Монолог-ТВ», специализировавшейся на высмеивании людей, неугодных в тот момент администрации президента (а именно — Юрия Лужкова и Михаила Прохорова); в «Ридусе» вышло интервью с хакером Хэллом. Журналист Олег Кашин, со свойственной ему мнительностью, отмечал: «Если бы история с Катей Муму случилась бы сейчас, редакции "Ридуса", конечно, удалось бы пообщаться и с ней» (Катя Муму — главная героиня серии компроматных видеороликов про журналистов и оппозиционных политиков — прим. «Ленты.ру»).

«Эти вещи были оговорены вслух: нам было необходимо размещать новости о нашистах. Обычно выпускающий размещал в редакционной программе заявку на соответствующую заметку — и свободным журналистам нужно было ими заниматься, — вспоминает собеседник «Ленты.ру». — "Монолог-ТВ" нам заранее высылали релизы с пояснениями, где и когда можно будет сфотографировать их новые произведения. При этом Варламов был против того, чтобы самые кондовые нашистские новости долго висели на центре сайта, часто просил их убирать. Но была и пара случаев, когда он требовал удалить негативные новости о "Селигере"».

«Концепция заключалась в том, чтобы завоевать лояльную молодежную аудиторию на поле либеральных СМИ, а в какой-то момент начать вбрасывать информацию, необходимую нашим владельцам, чтобы создавать негативный фон вокруг некоторых оппозиционеров среди лояльных им людей. Такая схема работала довольно долго, и иногда мы позволяли себе какие-то вольности», — рассказывает другой бывший работник «Ридуса».

Первый скандал задел лично Илью Варламова: зимой 2012 года в Сети опубликовали электронные письма бывшего пресс-секретаря «Росмолодежи» Кристины Потупчик. В одной из зарплатных ведомостей значилась фамилия Варламова; сообщалось, что за два поста с фотографиями Владимира Путина он получил 400 тысяч рублей. Тогда фотоблогер уверял, что ничего не знает об этих деньгах, которые «могли растаскиваться где-то по пути» к нему.

Скандал вокруг самого «Ридуса» разгорелся спустя пару месяцев, в мае 2012-го — уже по вине главы «Росмолодежи» Василия Якеменко. В этот период Якеменко как раз уходил с госслужбы, активно раздавал интервью и пытался найти деньги на свой политический проект «Партия власти». 21 мая 2012 года он пришел на передачу к писателю Сергею Минаеву. Неожиданно Якеменко разоткровенничался: он сообщил, что финансировал «Ридус», после чего пустился в рассуждения о том, как именно ему удалось стать работодателем оппозиционного фотографа Варламова. «Человек сначала должен привыкнуть получать деньги. Он просто привыкает. Потом ему становится все равно, у кого брать. И тогда приходишь ты и говоришь: "Тебе нужны деньги? Еще много денег?" — и все», — улыбнувшись, произнес Якеменко. Варламов пообещал уволиться, если обнаружатся доказательства финансирования «Ридуса» бывшим руководителем «Росмолодежи». Однако Якеменко через день отказался от своих слов, заявив, что он так «шутил».

Ныне Якеменко ведет почти затворнический образ жизни: деньги на партию не нашлись, отпала и необходимость раздавать интервью. Ему закрыт въезд в Евросоюз — из-за того, что еще в 2007 году движение «Наши» осаждало посольство Эстонии в Москве, протестуя против переноса памятника советскому солдату в Таллине. Якеменко тихо живет на даче в Подмосковье, выкладывает в инстаграм фотографии своей жены, а с журналистами общается только через «ВКонтакте» — и в тех случаях, когда дает комментарии, просит называть его «кулинаром». Тем не менее, на вопрос «Ленты.ру» о том, пытался ли он пошутить по поводу «Ридуса» или говорил честно, Якеменко отвечает загадочно: «Не скажу. Знаю, что, возможно, и зря. Но это не моя тайна».

В те же дни, когда Якеменко заявил о своей причастности к деятельности агентства, появилась информация, что домен «Ридус» перешел от «Леопарда, Зайки и Медведя» к группе компаний «КАМАЗ». При этом сам «Ридус» начал рекламировать грузовики и запчасти для них (все это до сих пор выглядит немного дико, учитывая целевую аудиторию сайта, ориентирующегося на молодых блогеров). Сам Варламов довольно противоречиво высказывается о том, участвовал ли до этого момента «КАМАЗ» в финансировании «Ридуса».

Тем не менее, вслед за появлением информации о «КАМАЗе» из проекта вышел сперва главред Варванин, а позже и Варламов (примечательно, что после этого Варванин ненадолго устроился главным редактором сайта «Единой России»). В течение года, с апреля 2012-го по апрель 2013-го, «Ридус» возглавлял Максим Депутатов. Известно, что прежде Депутатов участвовал в некоторых проектах Константина Рыкова, бывшего депутата «Единой России», занимающегося интернет-проектами Кремля. В «гражданскую журналистику» Депутатова привел Илья Варламов.

После перерегистрации домена на «КАМАЗ» и возникновения Депутатова в «Ридусе» резко изменилась редакционная политика. В распоряжении «Ленты.ру» оказалась диктофонная запись первой планерки, проведенной Максимом Депутатовым с коллективом «Ридуса» сразу после ухода Варванина. В ходе этого совещания новый главред объяснял суть грядущих изменений.

«Помимо "КАМАЗа", у меня состоялся разговор с "людьми оттуда", конкретизировать не буду, — обратился к сотрудникам Депутатов. — Мне сказали следующее: вызывает вопросы наша редакционная политика. Поставили в пример такую новость: как в Хохляндии местные православные поклонялись удобному креслу. Ну ха-ха-ха, как смешно, это ладно. Но дальше к этой новости дописан бэкграунд про скандал с часами патриарха. И мы прекрасно понимаем, что это наброс! До этого у нас было несколько таких конфликтов: прибегал Варламов, начинал рвать волосы на жопе и долбить меня как выпускающего редактора! Мы действительно часто за этот год вырывались, писали провокационные заголовки, набрасывали на Путина, хотя это и редко было. А вы же сами прекрасно знаете, что одним из первых условий существования "Ридуса" было не набрасывать персонально на первых лиц государства. Это было первое условие, которое поставили наверху, когда открывали "Ридус". Тем не менее, мы постоянно позволяли себе какие-то лирические отступления. Не скрою, даже когда я был выпускающим, то тоже несколько раз позволял себе такое: кортеж Путина перегородил движение, и из-за этого в "скорой" умер человек — а, типа, **** ******! Но планомерной работой за прошедший год мы во многом избавились от этой, не побоюсь этого слова, непрофессиональной *****. Теперь нам поступил сигнал от людей, которых мы не слушать не можем. Был еще один пример: что Людмила Алексеева или какие-то Pussy Riot выставляются мучениками. Тут был у нас какой-то **** умник, который написал какой-то провокационный заголовок — типа, как Путин создал какой-то совет имени себя, который сам же и возглавил. Есть ряд таких прикольчиков, которые до этого можно было делать, но теперь — нельзя. Да, мы знаем, что у нас такая плохая власть, что Навальный — молодец, а Pussy Riot закрыли незаслуженно, но так мы не пишем. У Варламова это проходило на уровне истерик, и я их выслушал немало. Но я этого терпеть не буду, если мы не хотим, чтобы у нас был конфликт с теми людьми, кого критиковать нельзя!»

В результате за прошедший год из «Ридуса» ушли все сотрудники, участвовавшие в создании сайта. Сайт начал регулярно публиковать якобы обнаруженный в блогах компромат на оппозицию. Например, именно в разделе новостей «Ридуса» — раньше, чем в других СМИ — появилось признание бывшей жены блогера Рустема Адагамова о том, что тот в Норвегии якобы насиловал несовершеннолетнюю девочку, а также сообщение о том, как писатель Дмитрий Быков согласился поддержать на региональных выборах неизвестного ему кандидата за 500 тысяч рублей. В этот период издание напрочь покинуло рейтинги «Медиалогии».

Сейчас Варламов признается, что для него решение уйти из «Ридуса» было продиктовано изменением финансовой политики инвестора: «Политических причин для моего ухода не было. Инвестор раньше времени решил оптимизировать свои расходы и сократить их, не доделав то, что мы планировали. Прекратились инвестиции в развитие, а я именно им там и занимался».

В конце прошлого месяца из «Ридуса» ушел и Депутатов. Сейчас он пытается предложить проект «агентства гражданской журналистики» крупным российским интернет-изданиям. При этом, по данным «Ленты.ру», в прошлом месяце редакционная политика «Ридуса» претерпела очередные изменения. «Недавно ситуация в корне поменялась. Нам объяснили, что тональность новостей должна полностью измениться — мы теперь кремлевский ресурс. О Путине можно писать или хорошо, или ничего. Никаких фотографий с митингов, где бы фигурировали плохие плакаты о Путине. На Медведева нам должно быть *****, но Путина не трогать ни в коем случае», — рассказал «Ленте.ру» один из бывших руководителей «Ридуса». Он уточнил, что сайту теперь также придется обращать особое внимание на плохие новости о США и «наезды на них нашего МИДа».

Новый главный редактор Вальковский и его заместитель Гулютин сперва согласились побеседовать с «Лентой.ру», но затем передумали, отметив, что для общения им необходим официальный запрос с печатью и подписью главного редактора — и отказались от интервью. В дальнейшей переписке Гулютин выразил опасение, что новое руководство «Ридуса» в материале «Ленты.ру» может быть представлено как «клоуны и подонки», — и поэтому не видит смысла способствовать написанию статьи. Также Гулютин прислал ссылку на антифашистский сайт «Автономное действие», где размещена заметка про него. В ней рассказывается о связи Гулютина с неонацистской организацией «Русский образ», а также о его сотрудничестве с центром МВД по борьбе с экстремизмом: по утверждению автора статьи, Гулютина неоднократно видели на оппозиционных митингах в компании оперативников. При этом Гулютин не стал подтверждать или опровергать изложенные сведения, потому что «не собирается комментировать информацию, написанную на заборе», а также выразил надежду, что автор заметки на «Автономном действии» «исключительно временно пребывает на свободе».

После появления в редакции Гулютина из «Ридуса» ушла примерно треть сотрудников. Некоторые из них уволились по собственному желанию, другим предложили уйти «по понятным причинам». Вместо них в штате появились бывшие работники сайта «Молодой гвардии Единой России».

«Когда в редакцию пришел Гулютин, всем стало ясно, чего можно ожидать. Нам открытым текстом заявили о новом направлении политики редакции — на православие и государственничество, — рассказывает действующий сотрудник «Ридуса». — При этом главный редактор Вальковский подолгу принимает решения, какие новости ставить, а какие — нет, все время созваниваясь с какими-то людьми».

Суматоха, вызванная уходом сотрудников, усилилась из-за внезапного переезда из прежнего офиса (в «Туполев-плазе») в бизнес-центр на Лубянке. По словам работников «Ридуса», задолженность по аренде перед «Туполев-плазой» составила более миллиона рублей. Причем разбираться с долгами пришлось уже соседям «Ридуса» — компании по архитектурной визуализации iCube. В iCube сперва сообщили «Ленте.ру», что у них проблемы с «Ридусом» из-за аренды, но «сейчас этот вопрос решается», а позже отказались от любых комментариев. Любопытно, что «Википедия» руководителем iCube называет Илью Варламова, но для Варламова упоминание в разговоре этой компании в связи с «Ридусом», видимо, не очень приятно. «Когда-то давно я был учредителем iCube, но сейчас не имею к нему никакого отношения. Моя жена там тоже не работает», — раздражается Варламов на вопрос «Ленты.ру», повторяя, что не в курсе дел ни «Ридуса», ни их бывших соседей по офисному пространству. Возможно, это шутка в духе той, которую в свое время Якеменко пошутил про «Ридус»: Любовь Варламова, жена блогера, указала iCube в своем профиле на фейсбуке в графе «работодатель». А в информации сообщества «Городских проектов» Варламова и Максима Каца даже названа должность жены фотоблогера в iCube — руководитель. Следует отметить, что подряд на дизайн прежнего офиса «Ридуса» получило бюро Moom, которым также руководит Любовь Варламова. Но и это не объясняет того, почему Варламов теперь реагирует на упоминание «Ридуса», как черт на ладан.

В «КАМАЗе» «Ленте.ру» заявили, что им «известно о финансовых проблемах издания, но они скоро будут разрешены». Более того, в компании уверяют, что не знают об изменениях редакционной политики. «Мы не влияем на политику издания, для нас важно только то, чтобы проект стал прибыльным и шел по намеченному финансовому графику. Поэтому смена руководства может объясняться только желанием скорее добиться прибыльности», — объясняет глава пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев, доказывая, что его компании нет особого дела до «Ридуса».

Теперь, когда создатели «Ридуса» не хотят иметь с ним ничего общего, владелец сайта тактично отмалчивается, а настоящий куратор вовсе не показывает себя, некогда амбициозный проект без внятных объяснений, по-тихому превращается в оплот православия и державности. «Ридус», красиво говоря, так и остался тем самым беспилотным вертолетом над Болотной площадью — управляется дистанционно неизвестно кем и неизвестно откуда. И вскоре, вероятно, совсем пропадет из виду.

подписатьсяОбсудить
12:59 26 сентября 2016
Памятники «Героям Сталинградской битвы» и «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане

Наглядная агитация

Как города России ведут в сети борьбу за право стать лицом 200 и 2000 рублей
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
Приручить дракона
Что мешает российским машиностроителям покорить Китай
Лада EL LADAДай роботу дорогу
Российские инновационные проекты в области транспорта
На краю долговой ямы
Торговые сети начали разоряться
Рыночный допинг
Какие грязные игры ведут фармкомпании в борьбе за прибыль
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США