Страшный сон механика

Правительство предложило ужесточить техосмотр

Пункт технического осмотра
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Правительство России подготовило законопроект, ужесточающий процедуру прохождения техосмотра автомобилей. В первую очередь, законопроект предлагает отказывать в выдаче диагностической карты на транспортное средство, не соответствующее хотя бы одному требованию безопасности. Согласно действующим правилам, без диагностической карты нельзя получить полис ОСАГО и, следовательно, нельзя управлять автомобилем. Зато теперь весь груз ответственности за техническую исправность машин предлагается возложить на сотрудников техцентров.

Как пишет «Российская газета», предложенный правительством законопроект обязывает пункты техосмотра иметь хотя бы одного технического эксперта и вводит ответственность для таких экспертов за недобросовестно проведенный осмотр. Наказывать техцентры за некачественную диагностику будет Российский союз автостраховщиков (РСА), которому ранее поручили курировать пункты техосмотра.

Кроме того, разработанный кабинетом министров законопроект наделяет федеральные органы исполнительной власти правом утверждать требования к техническому оснащению пунктов технического осмотра и порядку использования передвижных диагностических линий. Одновременно документом предусмотрено введение методики расчета максимальной стоимости проведения техосмотра (в том числе повторного) с учетом трудоемкости.

Однако обо всем по порядку. Новые правила прохождения техосмотра вступили в силу с 1 января 2012 года и законодательно ограничили время прохождения ТО 30 минутами. Помимо этого, был скорректирован перечень узлов и компонентов автомобиля, подлежащих обязательной проверке на соответствие требованиям безопасности. Теперь для прохождения техосмотра в надлежащем состоянии, в частности, должны находиться двигатель, рулевое управление, тормозная система, ремни безопасности, шины и колеса, замки дверей, фаркоп, клаксон, внешние световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели, а также зеркала и стекла (лобовое должно пропускать не менее 75 процентов света, а передние боковые — не менее 70 процентов).

30 июля 2012 года в России решили отказаться от привычного талона техосмотра и заменить его диагностической картой, которую разрешили выдавать не только в пунктах государственного техосмотра, но также в автосервисах и сертифицированных дилерских центрах. Таким образом, новые правила освободили владельцев автомобилей, обслуживающихся у официальных дилеров, от необходимости повторно проходить диагностику.

Диагностическая карта представляет собой бланк формата А4, в который вносятся сведения о соответствии (или несоответствии) основных узлов и компонентов автомобиля требованиям безопасности. Карта выпускается в трех экземплярах (двух бумажных и в электронном виде), действует один год и является основанием для получения полиса ОСАГО. Причем легковым автомобилям возрастом до трех лет карта не требуется. Для коммерческих автомобилей и общественного транспорта льготный период составляет шесть месяцев. Но самое главное: диагностическую карту (в отличие от отмененного техталона) не надо возить с собой и показывать дорожным инспекторам; об исправности автомобиля должно говорить наличие полиса ОСАГО.

В новых правилах также решили отказаться от нормы, согласно которой полис ОСАГО можно получить, только если до окончания срока действия техосмотра осталось не менее полугода. Сейчас страховка выдается, даже если действие диагностической карты истекает на следующий день. Причем, согласно статье 10 закона «Об ОСАГО», можно получить краткосрочный полис на 20 дней без диагностической карты, чтобы в этот срок пройти техосмотр и купить полноценную страховку.

Если же по каким-либо причинам автомобиль не соответствует требованиям безопасности, в диагностическую карту вносятся необходимые пометки, а автовладельцу дают 20 дней на устранение неисправностей. При этом формально получается, что при действующем полисе ОСАГО проходить техосмотр в срок (или устранять дефекты) не обязательно. Более того, как утверждают автомобильные юристы, в случае ДТП страховщики обязаны выплатить компенсацию даже при не пройденном техосмотре. Впрочем, эта норма касается только легковых автомобилей.

Предложенный правительством законопроект, запрещающий выдавать диагностическую карту неисправным автомобилям, таким образом, касается в большей степени сотрудников техцентров и страховщиков. Ведь формально страховщик и так должен отказать в выдаче полиса ОСАГО на автомобиль, не прошедший ТО, но получивший «неудовлетворительную» диагностическую карту. Тем не менее, не все страховщики чисты на руку и могут выдать полис ОСАГО «авансом» (в надежде на то, что автомобилист все-таки пройдет техосмотр). Теперь же страховые агенты не смогут выдать полис ОСАГО без пройденного техосмотра, не нарушив при этом закон.

Для водителей же легковушек, по сути, все останется по-прежнему. Если автомобилист уже получил ОСАГО с действующей диагностической картой (ее срок может истекать хоть на следующий день), то предстоящая процедура техосмотра его особо волновать не должна. Тем более что штраф за отсутствие техосмотра для легковых машин отменили (владельцам коммерческого и общественного транспорта за не пройденный техосмотр полагается штраф от 500 до 800 рублей). Исключением станут лишь владельцы автомобилей, стоящих на гарантии у официальных дилеров. Чтобы эта гарантия не сгорела, плановую диагностику придется проходить в срок.

Таким образом, с помощью уже утвержденных законодательных преобразований российские власти фактически вывели водителей легковушек из круга ответственных за техническое состояние их автомобилей. Крайними теперь стали эксперты центров технического осмотра. И в случае одобрения нового правительственного законопроекта парламентом ответственность технических специалистов лишь вырастет. На вершине же «пищевой» «финансовой» цепи еще прочнее закрепятся страховщики, которые будут строго — за счет денег автолюбителей — спрашивать с «технарей» за безопасность машин.

В нынешнем виде предложенные правительством поправки в законодательство вроде бы должны облегчить жизнь автомобилистам и в перспективе повысить безопасность на дорогах. Члены РСА, в свою очередь, получат формальную гарантию того, что застрахованные ими машины технически исправны. Однако повысится ли качество техосмотра после ужесточения требований к автоцентрам, пока не ясно. Тем более сомнительно, что новое законодательство поборет привычную коррупцию при прохождении ТО. Что касается автомобилистов, то их ответственность за отказ от своевременного прохождения техосмотра в законе так и не прописана.