Мир
17:37, 23 мая 2013

«Очень нехорошая западня» Чеченца Ибрагима Тодашева застрелили на допросе ФБР

Василий Чепелевский
Ибрагим Тодашев
Фото: ФБР

История покойного Тамерлана Царнаева, которого власти США считают главным организатором теракта на Бостонском марафоне, продолжает обрастать кровавыми подробностями. Как говорят в ФБР, знакомый Царнаева Ибрагим Тодашев на допросе сознался, что вместе с Тамерланом в 2011 году убил троих человек в пригороде Бостона. Тодашев даже начал излагать признательные показания на бумаге, только вот подписаться не успел — его застрелили.

Инцидент произошел 22 мая в квартире жилого дома на Перегрин-Авеню в Орландо, штат Флорида, где жил 27-летний Тодашев. Именно там его допрашивал агент ФБР в присутствии двоих служащих полиции штата Массачусетс и, возможно, других сотрудников правоохранительных органов. Беседа продлилась два часа, затем Тодашев начал писать признание, а потом вдруг попросил сделать перерыв. «Он идет за сигаретой или еще чем-то, а потом вдруг сходит с ума, — рассказал журналистам один из близких к следствию источников. — Не знаю, что его заставило это сделать, но он набросился на агента».

В настоящее время идет служебное расследование случившегося, подробности пока неизвестны: неясно, в частности, сколько было выстрелов и кто именно стрелял. Оправдывается стрельба тем, что при нападении Тодашев был вооружен ножом. Кроме того, в правоохранительных органах заявляют, что к моменту допроса Тодашев и Царнаев получили статус подозреваемых в деле об убийствах, совершенных в 2011 году в городе Уолтем, штат Массачусетс.

Тройное убийство в Уолтеме, пригороде Бостона, произошло в десятую годовщину терактов 9/11 в доме Брендана Месса, который был близко знаком с Тамерланом Царнаевым. 25-летнему Мессу, 37-летнему Рафаэлю Текену и 31-летнему Эрику Вайсману перерезали горло от уха до уха, а трупы их были посыпаны марихуаной. Прокуратура округа Мидлсекс тогда заключила, что убийц было двое и они, скорее всего, были знакомы с погибшими, но имена подозреваемых не назывались.

Согласно истории, которую якобы рассказал перед смертью Тодашев, убийству предшествовало ограбление: у жертв отняли марихуану, а после этого Царнаев забеспокоился, что его опознают. При этом непосредственно после убийства следствие утверждало, что наркотик рассыпали по трупам в виде «символического жеста», а на месте преступления обнаружили несколько тысяч долларов наличными, что не слишком хорошо согласуется с версией ограбления.

О том, что власти проверяют вероятную причастность Царнаева к убийствам в Уолтеме, стало известно еще в апреле, то есть вскоре после двух взрывов на финишной прямой Бостонского марафона, в результате которых погибли три человека и более двухсот получили ранения. 26-летний Тамерлан погиб в перестрелке с полицией, однако властям удалось задержать его младшего брата и предполагаемого сообщника, 19-летнего Джохара Царнаева.

Джохар тоже был знаком с Тодашевым, однако главным образом с Ибрагимом общался Тамерлан: они были примерно одного возраста и оба занимались единоборствами. После гибели Тодашева его друг Хусейн Тарамов, которого ФБР также допросило на предмет связей с Царнаевыми, рассказал телевизионщикам, что до переезда во Флориду Ибрагим жил в Бостоне и именно там познакомился с Тамерланом: если верить Тарамову, бостонская чеченская община маленькая и очень сплоченная, все друг друга знают.

О Тодашеве, помимо чеченского происхождения, известно, что в 2008 году он получил в Америке политическое убежище. Ибрагим приехал в США учиться за несколько лет до получения этого статуса: первоначально ему дали визу J-1, которую иностранцы получают для развития культурного обмена. На каком основании Тодашеву предоставили политическое убежище, неизвестно, однако недавно, в феврале 2013 года, он благополучно получил грин-карту.

По идее, через несколько лет Тодашев мог бы официально стать американцем, если бы не одна помеха: к американским законам чеченский беженец относился не слишком трепетно. Достаточно сказать, что в момент смерти он находился под следствием за драку, которую устроил в Орландо в начале мая. Ибрагим повздорил из-за места на парковке с двумя мужчинами — отцом и взрослым сыном. В итоге младший из его соперников отправился в больницу с ушибами головы, рассечением губы и несколькими выбитыми зубами.

Тодашев заявил полицейским, что драться ему пришлось в порядке самообороны, поскольку ему совсем недавно прооперировали травмированное колено и он боялся снова его повредить. «Единственная ошибка была в том, что, надрав им задницы, он уехал», — оправдывает друга Тарамов. Его комментарии, впрочем, вообще сводятся к идее о том, что Ибрагим «ни в чем не виноват». В полиции случившееся оценили иначе, Тодашева арестовали, но потом он вышел на свободу под залог в 3,5 тысячи долларов.

Кроме того, Ибрагим неоднократно отличался на дорогах. В частности, он превышал скорость, не останавливался по требованию полицейских и ездил в левом ряду там, где знаки предписывают держаться правее. Самый же «яркий» из известных случаев произошел в феврале 2010 года. Автомобиль Тодашева столкнулся в Бостоне с другой машиной, и Ибрагим попытался избить ее водителя. Полицейским пришлось повалить агрессивного молодого человека на асфальт и скрутить ему руки.

По всей видимости, Тодашев без особых колебаний пускал в ход навыки, полученные при занятиях спортом. В отличие от своего знакомца Тамерлана, боксера-тяжеловеса, Ибрагим выступал в малом весе в смешанных боях. Царнаев с Тодашевым в Бостоне занимались в одном центре единоборств и оба были пользователями форума о боевых искусствах Sherdog.com. Этим же форумом пользовался канадский боксер русского происхождения Уильям Плотников, который стал радикальным исламистом и в июле 2012 года погиб в перестрелке с российскими силовиками в Дагестане.

Какая связь была между Царнаевым и Плотниковым, неизвестно, однако канал CNN отметил, что летом 2012 года Тамерлан также находился на Северном Кавказе. Ранее в ходе расследования теракта в Бостоне американские власти заявляли, что старший из братьев Царнаевых находился под влиянием радикального ислама и даже попал в списки потенциально опасных экстремистов.

Интересовался ли экстремистскими идеями Тодашев, неизвестно, хотя Тарамов утверждает, что его покойный друг был просто мусульманином и из-за этого власти отнеслись к нему с предубеждением. «Он чувствовал, что против него готовится какая-то очень нехорошая западня, — заявил Тарамов. — Он даже сказал мне: „Они выдумывают какие-то безумные вещи, почему — не знаю. Хорошо, я отвечаю на вопросы, но они продолжают выдумывать какие-то связи“». Кроме того, по словам Тарамова, незадолго до смерти Тодашев дал ему телефонные номера родителей и попросил известить их, если с ним что-то произойдет.

Отец Ибрагима, Абдулбаки Тодашев, уже успел прокомментировать гибель сына: он заявил, что Ибрагим намеревался в мае вернуться в Россию и даже купил билет на самолет. Эти сведения подтверждают и американские источники, близкие к следствию: Ибрагим должен был через Нью-Йорк и Москву вылететь в Чечню, однако в связи с допросами от путешествия пришлось отказаться. Зачем Тодашев собирался на родину — увидеться с семьей или же, например, примкнуть к бандподполью, — можно только догадываться.

Абдулбаки Тодашев утверждает, что его сын не был радикалом, а к теракту на марафоне причастным быть не может: во время бостонских событий ему как раз оперировали мениск. Отец погибшего, разумеется, пристрастен, однако обстоятельства смерти Тодашева выглядят, мягко говоря, подозрительно. И если сторонникам теории заговора было не слишком трудно объявить братьев Царнаевых козлами отпущения, то история с убийством на допросе даст им еще больше пищи для размышлений.

< Назад в рубрику