Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Представь, что рядом Говорухин

Интимные откровения, трагедия «Курска» и «Уренгой-Помары-Ужгород»: репортаж с «Кинотавра»

Кадр из фильма «Интимные места»

В Сочи в 24-й раз проходит «Кинотавр». И без того важнейшее событие в российском кинематографе, в этом году фестиваль привлек к себе дополнительное внимание скандалом на открытии: режиссер Станислав Говорухин так обиделся на смех зрителей его фильма, что в сердцах пообещал уйти из кино. «Лента.ру» представляет отчет-репортаж с первой половины фестиваля.

«Кинотавр» перевалил за середину, а главной темой для обсуждений до сих пор остается фильм открытия «Weekend» и его автор Станислав Говорухин. Судя по тому, что повторный показ его новой картины для иностранных гостей фестиваля без каких-либо объяснений со стороны создателей отменили, режиссер, кажется, и вправду обиделся на зрителей и критиков и снимать кино больше не собирается. «Weekend», являющийся вольным неофициальным римейком «Лифта на эшафот» Луи Маля (неофициальным — в том смысле, что официального разрешения Говорухин на съемки не спрашивал), тем не менее еще можно будет увидеть — в обнародованном на днях трейлере фильма анонсируется его скорый выход в прокат. Только под другим, пока необъявленным, названием.

Кулуарные разговоры прессы на Кинотавре мало отличаются от разговоров сочинцев на улице — все заинтересованы в том, чтобы Станислав Сергеевич прекратил свою государственную деятельность, а что до вопроса продолжения режиссерской карьеры — пускай снимает. Те, кто посмотрел фильм на открытии, в один голос говорят, что «Weekend», снятый в ч/б — зрелище довольно специфичное, зато, как это обычно бывает у автора «Ворошиловского стрелка», про мораль и нравственный выбор человека. Поэтому особое удовольствие от «Кинотавра»-2013 можно получить, если воображать, как тот или иной конкурсный фильм Говорухин оценивал как председатель жюри. Тем более что мастер исправно посещает все сеансы фестиваля.

Дебютный фильм телевизионного режиссера Дмитрия Тюрина «Жажда» — экранизация одноименного романа писателя Андрея Геласимова, который создал и сценарий ленты. Это история четырех парней, вместе прошедших войну в Чечне. У заглавного героя, которого играет начинающий актер Михаил Грубов, сильно обезображена половина лица — результат ожога, полученного от загоревшегося БТР. В первоисточнике много сюжетных линий, в фильме они все скрупулезно сохранены — отношения героя Грубова с отцом (Алексей Гуськов), друзьями, новой мачехой, соседкой и ее сыном-дошкольником, которому он по ночам вместо сказки рассказывает про свое детство и юность (это тоже визуализировано). Не обходится кино и без флэшбеков с войны — в частности, показана сцена ожога. Жажда из названия — это поначалу алкогольная зависимость молодого ветерана («Чернуха», — сказал бы Говорухин, особенно с учетом того, что речь ключевых персонажей насыщена матом), которая потом под влиянием внешних факторов превращается в любовь к жизни. Несмотря на тематику, Тюрину удалось снять светлое кино, в котором при этом передана травма целого поколения. Чего Тюрину, к сожалению, не удалось, так это уйти от телевизионного формата — по картинке отчетливо видно, что «Жажда» родилась на телестудии (Russian World Studios).

Наиболее мрачный и безысходный фильм конкурса на данный момент — «Стыд» Юсупа Разыкова («Гастарбайтер», «Беглянки»). Речь в нем идет о небольшом пограничном городе в Мурманской области, где живут подводники и их жены. Фильм начинается с образов подводной лодки в самых разных проявлениях — в виде брелока в машине и граффити на стене дома, но ни одной настоящей подводной лодки зрителю не покажут, даже когда одна из них пойдет ко дну. В ней — муж главной героини Лены (Мария Семенова), его мы тоже так и не увидим. Зато без внимания не останется роман Лены с местным бизнесменом (занимающимся рыбным промыслом), который начнется незадолго до рокового события. Позволит она его себе потому, что не любит мужа, который ей изменял — город слишком мал, все друг о друге всё знают. Разыков явно отсылает к трагедии с «Курском», но в интервью от этих ассоциаций открещивается, а акцент в фильме сделан на другом — местном ландшафте, пустынном и заснеженном, и человеческой трагедии, разворачивающейся на этом фоне. Это сугубо фестивальное кино, которое сложно представить в кинотеатральном прокате. Зато фестивальная судьба у «Стыда» уже складывается отлично — фильм включен в основной конкурс кинофестиваля в Карловых Варах.

В отличие от «Стыда», точно выйдет в прокат новая документальная работа Виталия Манского «Труба». Манский — единственный режиссер-документалист, чьи фильмы никогда не остаются без широкого зрительского внимания (в прокат выходили и «Девственность», и «Родина или смерть»). На легендарном советском газопроводе «Уренгой-Помары-Ужгород» до сих пор держится экономика нашей страны. Манский движется по маршруту трубы, снимая людей, которые вдоль нее живут — начиная с России, продолжая Украиной и Белоруссией и заканчивая Чехией и Германией. «Трубу», которую режиссер снимал последние несколько лет, нельзя назвать большой удачей: в отличие от предыдущих фильмов Манского, в фильме не видно главного — собственно режиссерской работы. Такой материал легко представить в исполнении студентов Марины Разбежкиной, но никак не режиссера уже состоявшегося.

На сегодняшний день в Сочи показали половину основного конкурса; в нем и «Отдать концы» дебютантки Таисии Игуменцевой (о фильме «Лента.ру» писала в репортаже из Канн). Бесспорный фаворит фестиваля — «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Это еще один дебют — в этом году их количество удивляет в сравнении с прошлыми «Кинотаврами». Фильм — ловко сшитый альманах из множества пересекающихся историй о москвичах среднего класса, которые открывают свои сексуальные стороны. Среди героев — фотограф (Юрий Колокольников), снимающий на пленку мужские и женские половые органы; семейная пара на грани расставания (супругу играет художник Екатерина Щеглова), в полном составе влюбившаяся в артиста цирка (музыкант Павел Артемьев); чиновница (Юлия Ауг), которая на работе придумывает законы, чтобы до 2020 года поднять уровень нравственности в России, а дома истязает вибратор; и многие другие. Кино это гомерически смешное и, несмотря на тематику, крайне целомудренное, и если оно доберется до проката (а в фильме очень много откровенных сцен и не менее откровенных диалогов), то обречено стать культовым.

Во время показа 5 июня в зале несколько раз гас свет (говорят, электричество отключалось во всем городе), и это мгновенно породило несколько шуток: «Происки Мединского», «Говорухин не выдержал», — так что, как ни крути, а Станислав Сергеевич стал ключевой фигурой фестиваля.

Впереди еще шесть конкурсных фильмов: «Небесные жены луговых Мари» Алексея Федорченко, премьера которых состоялась в прошлом году на Римском кинофестивале; «Разносчик» Андрея Стемпковского; фильм, открывавший Римский смотр — «В ожидании моря» Бахтияра Худойназарова; «Географ глобус пропил» Александра Велединского (экранизация прозы Алексея Иванова); «Майор» Юрия Быкова (о нем можно подробнее прочесть в другом репортаже с Каннского фестиваля); и еще одна дебютантка фестиваля — Ирина Волкова с фильмом «Диалоги». Победителей «Кинотавра» назовут 9 июня.

Культура00:0521 октября

Непростые движения

Крамп, би-боинг и пластичность змеи: что происходит с уличными танцами в России и мире