Интернет и СМИ
20:40, 10 июня 2013

«Следим строже, чем за русскими» Американская разведка призналась в сборе данных интернет-пользователей

Султан Сулейманов
Фото: Cliff Owen / AP

Май и июнь 2013 года оказались богатыми на разоблачения американских властей. Раз за разом общественность узнавала, что те или иные ведомства тайно следили за гражданами, причем в беспрецедентных масштабах. Кульминацией этой истории, конечно, стало откровение о том, что Агентство национальной безопасности беспрепятственно может получать информацию с серверов крупнейших интернет-компаний.

Нынешняя череда скандалов началась с агентства Associated Press, обвинившего министерство юстиции США в прослушке переговоров своих журналистов. Сколько именно сотрудников агентства пострадало от действий ведомства, неясно, хотя известно, что министерство слушало сразу 20 телефонных линий корпунктов, в которых работало до 100 человек. Власти не стали отпираться, пояснив, что расследовали таким образом утечку информации о спецоперации ЦРУ в Йемене. Всего через пару дней после этой истории выяснилось, что Минюст следил и за корреспондентом Fox News. Основания тут были схожими: ведомство расследовало утечку информации из Госдепа и заподозрило корреспондента Джеймса Розена (James Rosen) в соучастии в этом преступлении.

Вскоре о прослушках отдельных сотрудников СМИ все забыли, потому что появилась более масштабная тема для обсуждений. В начале июня выяснилось, что Агентство национальной безопасности (АНБ) имеет доступ к телефонным звонкам абонентов одного из крупнейших американских операторов, Verizon. Впрочем, даже в секретном решении суда, которое попало в руки журналистов, содержался запрет на прослушку самих телефонных разговоров — спецслужбы могли беспрепятственно узнавать только информацию о том, с какого и на какой номер был совершен звонок, как долго длился разговор и где находились участники разговора. Причем, похоже, одними абонентами Verizon слежка не ограничивалась: две другие компании из топ-3 операторов США — AT&T и Sprint — по сообщению WSJ, тоже оказались вовлечены в эту деятельность. Телеканал NBC пошел еще дальше, заявив, что спецслужбы знают о каждом телефонном звонке, совершенном в Штатах на протяжении последних семи лет.

Вскоре история с телефонами получила неожиданное развитие. 6 и 7 июня американская газета The Washington Post и британская The Guardian рассказали о секретном проекте АНБ под названием PRISM, с помощью которого американские власти следят за миллионами интернет-пользователей. Оба издания опубликовали выдержки из презентации PRISM, в которой говорится, что система собирает сведения с серверов Microsoft, Google, Yahoo!, Facebook, YouTube, Skype, AOL, Apple и малоизвестного в России сервиса обмена текстовыми сообщениями Paltalk. Объем информации различается от компании к компании, говорится в презентации, но обычно сюда входит и содержимое переписки (включая электронную почту), и загруженные пользователями фото и видео, и переданные между ними файлы, и вообще информация об их активности в сервисах, находящихся «под колпаком».

Используя собранные сведения, разведчики могут восстановить чуть ли не каждый шаг активного интернет-пользователя: где он бывает, с кем общается, каковы его предпочтения. Теми же почтовыми сервисами от Google, Microsoft и Yahoo! пользуются не только простые граждане, но и компании и чиновники. И даже агент ЦРУ, вербовавший российского ФСБ-шника, рекомендовал ему завести специальную почту именно на Gmail.

Из той же презентации (на каждом слайде дважды прописан гриф «Совершенно секретно») следует, что первой к работе PRISM присоединилась компания Microsoft — еще в ноябре 2007 года. Следом за ней сотрудничать с АНБ стали Yahoo!, Google и Facebook. Apple оказалась последней в очереди — в презентации говорится, что компания присоединилась к коллегам в октябре 2012 года, ровно год спустя после смерти Стива Джобса. На реализацию программы агентство тратило около 20 миллионов долларов ежегодно. Оказалось также, что данные об интернет-пользователях через PRISM собирало британское агентство электронной безопасности GCHQ.

И в этот раз американские власти не стали отпираться. Директор национальной разведки Джеймс Клаппер (James R. Clapper) не только признал существование такой системы, но и обвинил СМИ в «опрометчивом» раскрытии информации об усилиях спецслужб в деле сохранения безопасности американцев. Сама система (Клаппер ни разу не назвал ее PRISM), по словам разведчиков, действовала законно и с одобрения всех трех ветвей американской власти. Еще один момент, на котором заострили внимание и Клаппер, и президент США Барак Обама: система использовалась исключительно для слежки за иностранцами, находящимися за пределами страны, в целях борьбы с терроризмом.

Неожиданный оборот история с PRISM приобрела в тот момент, когда представители всех упомянутых в презентации компаний на самом высоком уровне опровергли сотрудничество с этой системой. Глава Facebook Марк Цукерберг написал, что соцсеть никогда не участвовала ни в каких программах, предоставляющих властям прямой доступ к своим серверам. То же самое написал глава Google Ларри Пейдж, озаглавив пост в официальном блоге компании «Что за ...?». Остальные высказались в том же духе: мы не пускаем спецслужбы напрямую к своим данным, а предоставляем информацию только по официальным запросам, верьте нам. Довольно забавно высказался бывший инженер Microsoft, обосновывавший неучастие компании в PRISM тем, что для внедрения такой системы пришлось бы привлекать слишком много сотрудников и информация о ней обязательно бы просочилась.

Казалось бы, ситуация выглядит патовой: заявления двух вовлеченных сторон прямо противоречат друг другу. Но газета The New York Times выяснила, что упомянутые в презентации компании не просто предоставляли сведения АНБ — они предлагали свои решения, которые упростили бы обмен информацией о действиях пользователей. Те же Google и Facebook, утверждают источники издания, обсуждали создание специальных секретных порталов, через которые разведчики могли бы изучать нужную им информацию.

В таком случае, как отметили некоторые журналисты, заявления топ-менеджеров интернет-корпораций являются простым жонглированием словами: вместо того чтобы признать, что информация пользователей действительно «сливалась» спецслужбам, они пускают в ход риторику, вводя в заблуждение читателей. На самом деле можно сколько угодно утверждать, что у разведчиков нет прямого доступа к серверам: никакого прямого доступа к ним и не нужно, если есть специальный портал, на котором все разложено как на ладони.

9 июня выяснилось, что информацию о PRISM «слил» бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден (Edward Snowden). Он сам разрешил The Guardian рассказать об этом поступке. Бывший ЦРУ-шник объяснил, что хотел развернуть широкую общественную дискуссию на тему слежки за гражданами (и это ему, надо сказать, удалось). В интервью британской газете он среди прочего отметил: американская разведка собирает об интернет-активности своих собственных граждан «даже больше информации, чем о русских», — то есть опроверг сообщения официального Вашингтона, который подчеркивал, что американцы под действие PRISM не подпадают.

Возможно, гнев общества и журналистов еще заставит руководителей крупнейших интернет-компаний рассказать правду о PRISM, пусть даже и с риском выглядеть «предателями», которые скрывались за красивыми речами о прозрачной деятельности, параллельно выдавая АНБ всю подноготную своих пользователей. Возможно, хоть и маловероятно, что и сами американские спецслужбы признаются наконец в слежке за собственными гражданами. Но даже из той информации, что доступна на сегодняшний день, можно сделать неутешительный вывод: Сеть давно «под колпаком». Осталось научиться жить в новой реальности. И не доверять никому, даже корпорации с девизом «Don't be evil».

< Назад в рубрику