В последние годы российские власти в лице Владимира Путина, называвшего мотоциклы «символом свободы», неоднократно публично демонстрировали свою симпатию к мотосообществу. Вместе с тем, для облегчения жизни мотоциклистов на российских дорогах делается крайне мало, пропаганда культуры мотодвижения практически не ведется, а большинство мер сводятся к ужесточению контроля и штрафных санкций. «Лента.ру» собрала воедино и обсудила с экспертами последние законотворческие инициативы, которые непосредственно касаются мотоциклистов.
В начале июня 2013 года было объявлено об инициативе московских властей по ужесточению контроля за соблюдением мотоциклистами правил дорожного движения. Представители Центра организации дорожного движения (ЦОДД) заявили, что в течение двух месяцев в качестве эксперимента на дорогах будут работать камеры, которые смогут фиксировать нарушения, совершаемые водителями мотоциклов. Специальным образом расположенные камеры позволят считывать информацию с номерного знака мотоцикла, который расположен сзади (в отличие от автомобилей, которые в подавляющем большинстве случаев идентифицируют по переднему номерному знаку).
Такие меры столичный Департамент транспорта объяснил двумя главными причинами: во-первых, до сих пор нарушения мотоциклистов (их в Москве около 200 тысяч) никак целенаправленно не администрировались, а во-вторых, именно превышение водителями мотоциклов максимальной разрешенной скорости (соблюдение которой будут контролировать камеры) приводит к большому количеству ДТП с летальным исходом.
Мотоциклисты к предложенному нововведению отнеслись с вынужденным спокойствием. «Не то чтобы мы это поддерживали, но от камер никуда не денешься», — заявил в интервью «Ъ» лидер Союза мотоциклистов России Павел Фролов. Он, однако, не исключил возможность того, что некоторые несознательные водители могут после появления камер снять свои мотоциклы с учета и ездить без номеров. С Фроловым согласен координатор волонтерской программы помощи на дороге «Motocitizen» Павел Сосков, который подчеркнул, что увеличение штрафов за езду без номера также не поможет. «Увеличат штрафы существенно — перестанут останавливаться. Начнутся гонки по городу», — рассказал он «Ленте.ру». В настоящее время штраф за нечитаемый номер составляет 500 рублей, а за управление транспортным средством без номера — 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Инспекторов ГИБДД и ранее упрекали в том, что с мотоциклистами они предпочитают иметь дело только в рамках оформления ДТП — штрафуют водителей в исключительных случаях. Немаловажную роль в этом играет неспособность или нежелание сотрудников полиции задерживать нарушителей на мотоциклах. Специальных мотобатальонов ГИБДД, инспекторы которых могут догнать мотоциклиста без создания аварийных ситуаций, в России немного — основная часть из них находится в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах за соблюдением ПДД среди мотоциклистов следят обычные экипажи ДПС.
Сами водители мотоциклов в качестве альтернативы контролю и штрафам за превышение скорости предлагают воспитательные меры внутри мотосообщества. «Больше надо делать упор на агитацию, на пропаганду безопасности движения и соблюдения скоростного режима, чем на какие-то карательные меры», — пояснил Сосков. Такой вид самоорганизации предусматривает прежде всего проведение пропагандистских акций, встреч, распространения информационных материалов. В повседневном варианте это принимает форму совета более опытных водителей начинающим мотоциклистам. Острая необходимость таких советов обусловлена, как считают представители мотосообщества, серьезными недостатками в системе обучения на права категории А (для управления мотоциклом) в России. «Теорию безопасного вождения вообще не преподают — преподают только правила, а это разные вещи», — отмечает Сосков.
Теоретический экзамен на знание ПДД для мотоциклистов ничем не отличается от экзамена на права категории В (для управления легковыми автомобилями). К практической подготовке мотоциклистов при этом предъявляются не такие строгие критерии — в экзамене присутствует только так называемая «площадка». От начинающего водителя требуется выполнить серию упражнений, показывающих минимально необходимые навыки управления транспортным средством. В результате на улицы мотоциклисты выезжают совершенно неподготовленными к реальной дорожной обстановке. Права категории А при этом можно получить с 16 лет. Проблема усугубляется тем, что в российских регионах практически отсутствуют специализированные автошколы.
В Великобритании, к примеру, практическая часть экзамена на права для мотоциклистов состоит из двух частей. «Площадка» практически не отличается от российской: «змейка», «восьмерка», движение с малой скоростью, разворот, поворот, управляемое и экстренное торможение, а также уклонение от препятствия. При этом на экзамене в обязательном порядке присутствует так называемый «город». От водителя требуется продемонстрировать умение остановиться в потоке, выехать с парковочного места и тронуться в горку. В «городскую» часть экзамена также входит свободное вождение по заранее оговоренному маршруту в течение 10 минут. Экзаменатор контролирует действия ученика по рации, находясь поблизости (как правило, на мотоцикле).
Но если водители мотоциклов в России сдают экзамен на права, то за руль мопеда в настоящее время имеет право сесть любой человек, которому исполнилось 16 лет. На практике же некоторые подростки водят скутеры и в более раннем возрасте, поскольку для проверки паспорта (если он у них есть) их останавливают крайне редко — в основном в рамках специальных рейдов. «Дети ездят на скутерах по дорогам без шлемов, без ничего. Причем дети явно более младшего возраста, чем это разрешено правилами дорожного движения. Государство этим не занимается», — прокомментировал ситуацию Павел Сосков. Статистика ГИБДД, в то же время, свидетельствует о значительной доле аварий со скутерами в общем числе ДТП с участием двухколесных транспортных средств — в среднем 41,4 процента (до 60 процентов в отдельных регионах).
Этой проблемой озаботились депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, поддержавшие весной 2013 года изменения в законе «О безопасности дорожного движения» и Кодексе об административных правонарушениях, которые затем одобрил президент Владимир Путин. К управлению скутером и мопедом было решено допускать только тех, кто получил водительское удостоверение (любой категории). Для начинающих водителей, желающих управлять маломощными транспортными средствами, ввели отдельные права категории М, которые, как и права на мотоцикл, можно получить с 16 лет. По имеющейся на настоящий момент информации, единственным отличием мопедных и мотоциклетных прав будет полное отсутствие практической части экзамена в ГИБДД для водителей скутеров.
Не все депутаты, однако, готовы ждать до ноября 2013 года, когда поправки вступят в силу. 19 июня парламентарий Сергей Тен из фракции «Единая Россия» предложил еще до появления новой категории прав ввести временный «мораторий» на пользование мопедами — запретить ездить на скутерах несовершеннолетним и водителям без прав. В качестве повода было названо удвоение в начале 2013 года количества ДТП с летальным исходом с участием мопедов по сравнению с предыдущим годом (при том, что по данным ГИБДД количество ДТП с мотоциклистами снизилось на 20 процентов). Под запрет в той форме, в которой его предложил Тен, попадали и обладатели прав категории А, которым не исполнилось 18 лет. Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин призвал на этом не останавливаться и обязать владельцев мопедов оформлять полис ОСАГО.
Еще до того, как другой депутат Вячеслав Лысаков выступил с опровержением, назвав временный мораторий на мопеды «дутой сенсацией», в интернете началось обсуждение того, кто на самом деле виноват в гибели скутеристов на дорогах. Одни приводили в пример случаи наезда автомобилей на мопеды по вине водителей первых, делая вывод о том, что права и полис ОСАГО в кармане в таких случаях бесполезны. Другие напоминали, что ситуации на дорогах бывают разные, а неопытность молодых водителей скутеров только способствует ДТП, в которых они оказываются наиболее беззащитными.
Несмотря на обилие новых ограничительных мер в отношении владельцев двухколесных транспортных средств, в некоторых случаях власти идут им навстречу. В центре Москвы мотоциклистам разрешено парковаться бесплатно, а в мае руководство города и столичная ГИБДД организовали запланированный еще в 2012 году эксперимент по допуску мотоциклов на полосы для общественного транспорта. В течение нескольких часов 25 водителей на мотоциклах двигались по выделенным полосам на проспекте Андропова. «Выводы были сделаны однозначные. Самое главное, мы не мешаем общественному транспорту — он нас просто не замечает. Более того, движение мотоциклистов по выделенным полосам препятствует выезду автомобилей на эти полосы», — описал итоги эксперимента Сосков. Вместе с тем, ГИБДД и ЦОДД пока не объявляли о дальнейших планах по результатам испытательных заездов.