Там, куда мы едем, не нужны дороги

«Лента.ру» оценила «инновационность» российских магистралей будущего

Фрагмент афиши к фильму «Назад в будущее»
Фрагмент афиши к фильму «Назад в будущее»

В 2014 году начнется реализация Федерального пилотного проекта «Инновационная дорога» — инициативы госкорпорации «Роснано» по развитию новейших технологий в области дорожного строительства. В рамках проекта различные компании будут предлагать современные технологические решения, лучшие из которых отберут для применения по всей России. «Лента.ру» проанализировала наиболее интересные разработки и оценила степень их «инновационности» и перспективы реального внедрения.

«Инновационная дорога» стала одним из пяти проектов, которые в конце 2011 года находившийся тогда на посту президента РФ Дмитрий Медведев поручил реализовать правительству. Уже весной 2012 года было заявлено о первых инициативах московских властей по организации пилотного проекта на улицах Маросейка и Покровка. Окончательно, однако, планы по внедрению были оформлены только осенью — в ноябре 2012-го проект презентовали на форуме «Открытые инновации». В качестве полигонов для испытания новых технологий были выбраны три дороги разных типов: федеральная трасса — участок от села Шали до поселка Бавлы в Татарстане (Р-239), региональная автодорога — участок от города Касимов до поселка Дмитриево в Рязанской области (Р-125) и городская улица — участок Пятницкой улицы в Москве от Садового кольца до Кадашевской набережной.

Проект должен был решить несколько основных задач. Прежде всего предполагалось испытать новейшие автодорожные технологии и выбрать лучшие из них для дальнейшего распространения в масштабах всей страны. Но главное, внедрение передовых технологий должно было привести к обновлению нормативной базы — стандартов, по которым разрабатываются, строятся и (что важнее) реконструируются и ремонтируются российские дороги.

Затем, правда, снова повисла пауза длиной в год. Конкретный перечень компаний, участвующих в проекте, будет определен по итогам тендера в 4 квартале 2013 года, заявил в комментарии «Ленте.ру» главный аналитик Департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» Александр Наумов. При этом еще в марте на сайте корпорации был представлен набор технологий, предварительно одобренных правительством Москвы для применения на самом заметном участке — Пятницкой улице в столице. Основное отличие этой дороги от других двух «пилотных» трасс заключается в том, что к ней применят не только инновации, связанные с дорожным покрытием, разметкой и освещением, но и новые технологии в области инфраструктуры для общественного транспорта и пешеходов.

Лазерные пешеходы

Именно для безопасности пешеходов в рамках проекта было сформулировано, пожалуй, самое футуристическое предложение. Инновационный центр подмосковного Физтеха, МФТИ, выступил с инициативой оборудовать «зебры» лазерными проекторами, которые при приближении пешехода к переходу будут создавать посреди дороги трехмерное голографическое изображение шагающего человека. Предполагается, что эксперимент по установке проекторов пройдет не только в Москве, но и в Долгопрудном, где располагается институт. Авторы не уточнили стоимость необходимого оборудования, но сообщили, что оно обойдется дешевле пешеходных светофоров, цена которых может достигать миллиона рублей за один комплект.

Виртуальные преграды на пешеходных переходах предлагали создавать и ранее — в 2008 году южнокорейский дизайнер Ли Хан Ён получил немецкую премию iF Concept Award за концепцию подобной проекционной системы, которая, правда, так и не была реализована. В более простом исполнении виртуальные барьеры применялись в 2007 году в Австралии, где знак «STOP» проецировался на водяную завесу перед въездом в тоннели, чтобы предупредить водителей негабаритных грузовых автомобилей.

Что касается трехмерных изображений для привлечения внимания водителей на пешеходных переходах, то существуют и более экономные решения. Так, для создания объемного изображения перед приближающимся автомобилем в различных странах на дороги наносят рисунки, создающие, к примеру, иллюзию того, что на переходе стоят люди.

Амбициозное предложение Физтеха, как сообщил Александр Наумов, пока не было оформлено в качестве официальной заявки для возможного участия в проекте. «Однако финальный ответ по тому, будет ли технология применена или нет, будет известен после составления технического задания правительством Москвы», — добавил он, заметив, что в рамках проекта предварительно одобрены другие технологии для защиты пешеходов: парапеты и столбы на остановках общественного транспорта.

Много шума

Другим новшеством, которое, по замыслу авторов проекта, должно обезопасить пешеходов, станут наносимые перед «зебрами» шумовые полосы. Поперек дороги на расстоянии около 20 метров перед пешеходным переходом будут размещать несколько пластиковых неровностей. Шум, раздающийся при наезде на такую разметку на большой скорости, предупреждает водителя о необходимости притормозить.

Шумовые полосы, впрочем, не являются для России технологической новинкой. В 2011 году их начали устанавливать в Новосибирске, а год спустя — в Калининграде и Санкт-Петербурге. Именно в Санкт-Петербурге эксперимент с шумовыми полосами на отдельных улицах вызвал значительный общественный резонанс.

Всего в городе было установлено около 140 шумовых комплексов на нерегулируемых перекрестах, общая стоимость работ составила 21 миллион рублей. Однако позже городской Дирекции по организации дорожного движения пришлось выдать 14 предписаний на демонтаж полос из-за жалоб жителей. Оказалось, что вибрация, которую создают автомобили при наезде на такие полосы, не только будит жителей соседних домов по ночам, но и приводит к появлению трещин в стенах зданий. Таким образом, если на региональных дорогах применение шумовых полос оправданно, так как количество ДТП с участием пешеходов снижается благодаря им в несколько раз, то для городских улиц они слишком неудобны (на федеральных же трассах, где вообще не должно быть пешеходных переходов, им и вовсе делать нечего).

Вторсырье

В проекте «Инновационная дорога» значительное внимание уделяется современным материалам для дорожного строительства: фибробетону (применяется в России с 1979 года) для основы дорог и возведения эстакад, георешеткам (производятся с 1998 года) для укрепления грунтов, геотекстилю (используется около 10 лет) для разделения слоев дорожного полотна и другим. Одно из предложенных решений связано с главной характеристикой асфальтобетонного покрытия дорог — его износостойкостью. Чтобы ее повысить, в рамках проекта предлагается добавлять к асфальтным смесям специальный модификатор, изготовленный из отработанных автопокрышек.

Модификатор, как сообщается в перечне рекомендованных к применению технологий (.pdf), представляет из себя активный резиновый порошок с микро- и наномозаичной структурой, который изготовляется по методу высокотемпературного сдвигового измельчения, разработанному Институтом химической физики имени Семенова РАН. Это описание практически дословно повторяет свойства модификатора «Унирем», промышленное производство которого было запущено в России в 2004 году фирмой «Уником» — портфельной компанией «Роснано».

Комментируя применение модификаторов асфальтобетонного покрытия, Александр Наумов напомнил, что компания-производитель будет определена только по итогам тендера. На вопрос о том, подразумевается ли под разработками Института химической физики модификатор «Унирем», Наумов ответил, что «речь идет о другой технологии».

Надо отметить, что «Унирем» был разрешен Федеральным дорожным агентством (Росавтодором) для широкомасштабного применения при строительстве и ремонте дорог еще в 2009 году. Год спустя, по итогам пятилетней эксплуатации модификатора на участке трассы М-10 Москва — Санкт-Петербург, было установлено, что в результате применения «Унирема» коэффициент сцепления дороги соответствует ГОСТам, а глубина колеи за истекший период достигла 11 миллиметров — это вдвое меньше допустимого значения. Таким образом, получается, что в пилотном проекте «Роснано» будут «внедрять» технологию, которая не только уже одобрена Росавтодором, но и была отработана при участии корпорации в рамках многолетнего применения на российских дорогах.

По итогам завершения эксперимента с «Униремом» представители компании-изготовителя и «Роснано» заявили, что единственным препятствием для широкого применения модификатора в России является его стоимость. Несмотря на низкую цену эксплуатации, простоту в использовании и долговечность, стоимость изготовления дорожного покрытия с «Униремом» на 5 процентов превышает стоимость обычного асфальта, и поставщики проигрывают тендеры, которые организуются в соответствии с законом о госзакупках (где автоматически побеждает тот, кто предложит наименьшую цену). Следовательно, новый проект «Роснано» в лучшем случае послужит лишь очередной площадкой для продвижения этого или других модификаторов асфальтобетонной смеси, но вряд ли изменит положение на рынке, вынужденном подчиняться положениям закона о госзакупках.

Светлый путь

Отдельное место в перечне предложенных к внедрению технологий отведено различным способам освещения автотрасс и улиц. Пилотный проект «Роснано» предполагает обширное применение светодиодных ламп, работающих как за счет солнечной энергии, так и от обычной электросети. Но если дорожные фонари со светодиодами по большому счету являются логическим продолжением запущенной президентом Медведевым в 2010 году программы повышения энергоэффективности российской экономики, то предложение использовать светящиеся маркеры в дорожной разметке — это новшество, которое действительно способно упростить жизнь водителям.

Светодиодные дорожные маркеры могут применяться на дороге в различных целях: как часть разметки, разделяющей транспортные потоки; как предупреждение для водителя перед пешеходным переходом; как обозначение металлических отбойников по краям дороги. В российских условиях, где разметка редко выдерживает более одного сезона, а световозвращатели (катафоты) по краям дорог быстро покрываются слоем пыли, постоянно горящие или мигающие маркеры, подпитываемые солнечными батареями, могут повлиять на статистику аварийности.

С предложением об установке в рамках «Инновационной дороги» светодиодных маркеров выступила компания ИПК Солар, которая, как рассказал «Ленте.ру» ее исполнительный директор Валерий Несмеянов, уже более трех лет монтирует такие системы на российских дорогах. Притом что сами устройства изготавливаются в Китае и Южной Корее, цена на них относительно высока — до 3000 рублей за один «доукомплектованный» маркер, который может гореть до 60 часов и полностью заряжаться от встроенных солнечных батарей за 3 часа.

Как сообщалось, на оснащение такими маркерами одной только Пятницкой улицы длиной 1,8 километра потребуется 2,8 миллиона рублей (1,6 миллиона рублей за километр). Такая стоимость маркеров в России, когда другой китайский производитель предлагает аналогичные по всем параметрам модели втрое дешевле (31 доллар за штуку), может стать решающим препятствием на пути их масштабного внедрения.

***

Несмотря на то что предлагаемые для реализации в рамках «Инновационной дороги» технологии трудно назвать действительно инновационными, эксперты отмечают необходимость подобных проектов. «Запуск „Инновационной дороги“ на Пятницкой улице позволит наглядно оценить результативность и целесообразность нововведений в условиях конкретной региональной специфики, которая может серьезно повлиять на процесс эксплуатации даже хорошо изученных и отработанных в иных условиях решений», — заявил в комментарии «Ленте.ру» директор по продажам компании «Авторусь» Дмитрий Шевцов. С ним согласен управляющий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Новоселов: «Это своеобразная попытка создать „витрину“ новейших технологий».

Поможет ли подобная демо-версия дорог будущего сдвинуть в лучшую сторону положение дел на реальных российских трассах, неизвестно. Пока же Росавтодор констатирует, что 57,5 процента российских дорог являются непригодными для эксплуатации, а плохие дороги, согласно статистике, являются причиной каждого пятого ДТП.

Обсудить
Россия. Москва. 13 апреля 2016. Член комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Андрей Свинцов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин, член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Диденко (слева направо на втором плане) и член комитета Госдумы по образованию Егор Анисимов (слева на первом плане) на пленарном заседании Государственной думы РФ. Станислав Красильников/ТАССПретерпевшие
На что жалуются депутаты при зарплате в 400 тысяч рублей
Россия для грустных
Тест «Ленты.ру» на экстремизм
Владимир Путин«Волосы дыбом встают»
Чему ужаснулся Путин на Совете по правам человека
Рамзан Кадыров Рамзан сбережет
Почему финансирование Чечни продолжит расти
«Родишь — будешь халат мне от крови отстирывать»
Молодые матери о хамстве и унижениях в родильных домах
«Верните наше будущее!»
О чем мечтают альтернативные правые — друзья Трампа и враги политкорретности
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
От ковбоя до рака легких
Сложная история отношений американцев и табачной продукции
Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа

Не твой, вот и бесишься
Что нужно продать, чтобы купить новый MacBook Pro 2016
«Его вряд ли воспитывала бабка»
Кем на самом деле был основатель Киевской Руси князь Владимир
Киндер-сюрприз
В мумии литовского ребенка нашли смертоносный вирус оспы
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
SAN MARCOS, CA - FEBRUARY 5:  Finished silicone RealDoll sex dolls are seen at the Abyss Creations factory on February 5, 2004 in San Marcos, California. RealDolls are created using Hollywood special effects technology and have orifices made of a special soft grade of silicone for people who want to "enhance their sex lives", according to Abyss Creations literature. Standard female models sell for about $6000, males for $7000, and are sold only over the Internet. "Shemales" and other special orders are also available.       (Photo by Макдоналдс секс-индустрии
Зачем лондонскому кафе эротические роботы
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее