Осенью 2008 года группа калифорнийских подростков (что характерно, преимущественно из обеспеченных семей) занялась противозаконным промыслом. Старшеклассники начали забираться в дома знаменитостей, которые в Голливуде на каждом углу, и выносить оттуда драгоценности, одежду и наличность. В 2009 году юных преступников задержали и приговорили к тюремным срокам. В 2013 году София Коппола сняла фильм «Элитное общество» о том, как действовали голливудские грабители.
В фильме внимание сосредоточено на пяти участниках ограблений (на самом деле компания была больше), а имена их изменены. Марк (Израэль Бруссар) недавно перешел в новую школу, где чувствует себя изгоем. Однако у него довольно быстро завязываются отношения с Ребеккой (Кэти Чанг). Она предлагает Марку для начала обшарить оставленные на обочинах улиц машины, затем наведаться «в гости» к уехавшему из города соседу, а после и вовсе навестить дом Пэрис Хилтон. Со временем к паре присоединяются еще три девушки — их играют Клер Жюльен, Таисса Фармига и Эмма Уотсон (последняя — фактически единственная известная актриса, снявшаяся в «Элитном обществе», не считая Кирстен Данст и Пэрис Хилтон в эпизодических ролях самих себя).
Примечательно, что грабители действовали не столько дерзко, сколько бестолково. Выяснив в интернете, кто из звезд в отпуске или на съемках, они забирались в пустые дома (в некоторых случаях срабатывало классическое «ключ под ковриком»), даже не особо прячась от камер слежения. Более того, увешав себя краденными сумками Birkin, подростки еще и делали фотографии, которые тут же отправлялись на общедоступные страницы в Facebook. Разумеется, полиция с легкостью разыскала преступников (другое дело, что поиски начались далеко не сразу — Хилтон, например, долго не замечала, что из ее дома что-то постоянно пропадает).
По сравнению с другими фильмами Копполы, «Элитное общество» буквально нашпиговано событиями. Тут и преступление, и наказание, и торговля крадеными «Ролексами», и вечеринка у Хилтон, и суд (последний, правда, показан лаконично: двери зала закрываются, раздается удар молотка судьи, двери открываются). При этом Коппола наблюдает за происходящим отстраненно — она не дает никаких оценок. Режиссер не обвиняет и не оправдывает подростков-воров — такое ощущение, что она просто проходила мимо, ее взгляд скользнул по людям и на некоторых из них остановился. Заинтересованность возникла, но крайне сдержанная.
Эта отстраненность особенно заметна в одной сцене. Марк и Ребекка забираются в особняк очередной знаменитости, который представляет собой что-то вроде сложно устроенного аквариума: прозрачные стены с внутренними перегородками и лестницами. Зритель наблюдает за грабителями снаружи, причем камера держится в нескольких десятках метров от дома. Вся сцена снята одним планом.
Коппола при этом не только не навязывает зрителю свою оценку персонажей, но еще и выводы предлагает делать самостоятельно. Что заставило старшеклассников забираться в чужие дома? Видимо, даже не жажда наживы, а патологический интерес к образу жизни звезд. Сами звезды в последние годы стали гораздо доступней благодаря интернету — за считанные секунды можно узнать, чем именно сейчас занимается и где находится та или иная знаменитость. Но Коппола не осуждает ни Сеть, ни Facebook, ни многочисленные блоги, посвященные селебрити — она просто наблюдает.
А объект для наблюдения она на этот раз выбрала идеально. В «Марии Антуанетте» 2005 года режиссер так же отстраненно смотрела на королеву Франции — но там дистанцию определяли еще и прошедшие века; в результате фильм получился безжизненным. В «Где-то» 2010 года Коппола смотрела на голливудского актера в исполнении Стивена Дорффа практически в упор — очевидно, оттого, что подобные персонажи, по всей видимости, и составляют ее круг общения. Кино вышло невозможно скучным (что не помешало ему взять главный приз на кинофестивале в Венеции).
Теперь же Коппола сняла ленту о людях, которые постоянно крутятся поблизости (в конце концов, она тоже вполне себе селебрити), но с которыми ее пути никогда не пересекаются. Режиссер испытывает к ним любопытство — возможно, не без примеси брезгливости, но это пусть сам зритель решает. Кроме того, Коппола в «Элитном обществе» демонстрирует и чувство юмора — в основном оно проявляется в сценах, где героиня Эммы Уотсон пытается оправдать свое поведение при помощи избитых фраз о благотворительной деятельности и духовном развитии, будто бы позаимствованных из интервью тех самых звезд, чьи шмотки она недавно экспроприировала. В результате «Элитное общество» получилось, пожалуй, самой удачной режиссерской работой Копполы за десять лет.