Почти половина автомобилей, реализуемых в России, покупается в кредит, свидетельствуют июльские данные Национального бюро кредитных историй. В первой половине 2013 года доля автомобилей, проданных в кредит, увеличилась примерно на десять процентных пунктов по сравнению с прошлым годом и достигла 44,13 процента. «Лента.ру» решила разобраться, по каким причинам автозаймы пользуются все большей популярностью у россиян.
В НБКИ, которое следит за развитием российского рынка автокредитования совместно с аналитическим агентством «Автостат», учитывали информацию примерно о 2,5 миллиона действующих ссуд на покупку автомобиля общим объемом 1,2 триллиона рублей. Средний размер автокредита в России составляет около 495 тысяч рублей.
В 2012 году, по данным НБКИ, доля «кредитных» автомобилей в общем объеме продаж немногим превышала 34 процента. Примерно такие же цифры приводили в Ernst & Young. Специалисты консалтинговой компании отмечали, что доля проданных в кредит машин упала по сравнению с докризисным 2008 годом, когда показатель достигал 46,3 процента. Однако в денежном выражении объем выданных для покупки авто ссуд в прошлом году увеличился на 37 процентов по сравнению с 2008-м и на 20 процентов — по сравнению с 2011 годом.
По информации портала «Банки.ру», в 2012 году только 59 крупнейших российских банков выдали автозаймов почти на 593 миллиарда рублей, что на 27 процентов превышает показатель предыдущего года. В Ernst & Young оценили объем всего российского рынка автокредитования за прошлый год в 26 миллиардов долларов, или примерно в 830 миллиардов рублей (рост к 2011-му на 20 процентов).
Среди причин, заставляющих россиян все активнее обращаться в банки за автокредитами, можно выделить несколько основных.
Любовь к иномаркам
По итогам 2012 года в десятке самых популярных марок автомашин, продающихся в России, оказалась только одна отечественная: Lada от «АвтоВАЗа». И хотя она продолжает оставаться самым популярным автомобилем у россиян, число покупателей, отдавших ей предпочтение перед другими, сократилось за год на 12,8 процента. Остальными марками оказались Chevrolet, Kia, Renault, Hyundai, Volkswagen, Toyota, Nissan, Ford и Skoda. Объем продаж у всех этих брендов в России вырос, причем значительно (на 13-39 процентов).
В апреле ВЦИОМ отметил, что впервые за все время измерений количество россиян, владеющих иномарками, превысило число владельцев отечественных автомобилей (54 процента против 48 процентов соответственно). До кризиса эти показатели составляли 36 и 64 процента соответственно.
С учетом постоянно растущих цен на все автомобили, а также потерянную надежду на снижение стоимости подержанных иномарок из-за введенного утилизационного сбора, копить на новую машину, тем более зарубежного производства, становится все труднее. Неудивительно, что россияне все чаще стали обращаться в банк за кредитами на покупку авто. По данным того же ВЦИОМа, за последние пять лет доля граждан, решивших взять автозайм, увеличилась с 30 до 53 процентов. Доля россиян, решивших покупать машину за собственные деньги, за прошедший год снизилась с 37 до 32 процентов.
Любовь к новому
По оценкам «Автостата», средний возраст парка легковых автомобилей в России составляет 11,8 года. Для «легковушек» отечественного производства этот показатель выше — 14,8 года, а для иномарок ниже — 8,4 года. Другими словами, обновление автопарка становится в России прямой необходимостью. Однако если средний россиянин «дозревает» до покупки новой машины, то он выбирает в первую очередь иномарку (и желательно новую). Что и приводит его в банк за кредитом.
Стремление россиян обновить автопарк в Ernst & Young называли одним из факторов роста авторынка в текущем году. Дополнительным фактором может служить низкая обеспеченность жителей России автомобилями (260 машин на тысячу человек против 535 в Германии и 641 в США).
Сравнительно низкая закредитованность россиян
В апреле в ЦБ оценили совокупную задолженность россиян перед банками в 7,7 триллиона рублей, или примерно по сто тысяч рублей на каждого трудоспособного гражданина. Однако если сравнить уровень долговой нагрузки россиян с аналогичными показателями в других странах, то выяснится, что нам еще очень далеко, скажем, до европейцев или американцев. Если в России имеющийся долг перед банками можно погасить, при средней зарплате, за четыре месяца, то в Германии на это потребуется уже девять месяцев, в Румынии — больше полутора лет, а в США — почти два года.
Таким образом, несмотря на беспокойство ЦБ по поводу закредитованности россиян, очевидно, что пока у банков еще есть возможность наращивать объемы выдаваемых займов, в том числе на покупку автомобилей. Тем более что, по словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, 95 процентов автокредитов обслуживаются без просрочек.
Поддержка государства
С 1 июля текущего года в России была возобновлена государственная программа льготного автокредитования. Она предполагает частичное субсидирование процентной ставки при покупке в кредит новой легковой автомашины стоимостью до 750 тысяч рублей.
Как заявлял в конце июля заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Рахманов, ставка по льготному автокредиту будет на 6 процентов ниже ставки по стандартному кредиту и составит 9-10 процентов. Рахманов отметил, что программа не ограничивает россиян покупкой исключительно отечественных автомобилей: она «запускается в полном соответствии с правилами ВТО и не содержит в себе дискриминационных элементов».
Планируется, что госпрограмма льготного автокредитования продлится до 1 апреля 2014 года. В Минпромторге планируют за это время продать около 200 тысяч автомобилей. Первая льготная ссуда на покупку машины была выдана в Башкирии 19 июля.
***
Как отмечал 25 июля глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, представляя правительству план по стимулированию российской экономики, единственный макроэкономический показатель, который растет в стране, — доходы населения, что связано прежде всего с ростом зарплат бюджетников. В таких условиях у многих россиян появляется уверенность в стабильности дохода, и это позволяет им достаточно безбоязненно брать дополнительные кредиты, в том числе и на автомобили.