Колеса в кредит

Почему в России растет популярность автозаймов

Фото: Матыцин Валерий / ИТАР-ТАСС

Почти половина автомобилей, реализуемых в России, покупается в кредит, свидетельствуют июльские данные Национального бюро кредитных историй. В первой половине 2013 года доля автомобилей, проданных в кредит, увеличилась примерно на десять процентных пунктов по сравнению с прошлым годом и достигла 44,13 процента. «Лента.ру» решила разобраться, по каким причинам автозаймы пользуются все большей популярностью у россиян.

В НБКИ, которое следит за развитием российского рынка автокредитования совместно с аналитическим агентством «Автостат», учитывали информацию примерно о 2,5 миллиона действующих ссуд на покупку автомобиля общим объемом 1,2 триллиона рублей. Средний размер автокредита в России составляет около 495 тысяч рублей.

В 2012 году, по данным НБКИ, доля «кредитных» автомобилей в общем объеме продаж немногим превышала 34 процента. Примерно такие же цифры приводили в Ernst & Young. Специалисты консалтинговой компании отмечали, что доля проданных в кредит машин упала по сравнению с докризисным 2008 годом, когда показатель достигал 46,3 процента. Однако в денежном выражении объем выданных для покупки авто ссуд в прошлом году увеличился на 37 процентов по сравнению с 2008-м и на 20 процентов — по сравнению с 2011 годом.

По информации портала «Банки.ру», в 2012 году только 59 крупнейших российских банков выдали автозаймов почти на 593 миллиарда рублей, что на 27 процентов превышает показатель предыдущего года. В Ernst & Young оценили объем всего российского рынка автокредитования за прошлый год в 26 миллиардов долларов, или примерно в 830 миллиардов рублей (рост к 2011-му на 20 процентов).

Среди причин, заставляющих россиян все активнее обращаться в банки за автокредитами, можно выделить несколько основных.

Любовь к иномаркам

По итогам 2012 года в десятке самых популярных марок автомашин, продающихся в России, оказалась только одна отечественная: Lada от «АвтоВАЗа». И хотя она продолжает оставаться самым популярным автомобилем у россиян, число покупателей, отдавших ей предпочтение перед другими, сократилось за год на 12,8 процента. Остальными марками оказались Chevrolet, Kia, Renault, Hyundai, Volkswagen, Toyota, Nissan, Ford и Skoda. Объем продаж у всех этих брендов в России вырос, причем значительно (на 13-39 процентов).

В апреле ВЦИОМ отметил, что впервые за все время измерений количество россиян, владеющих иномарками, превысило число владельцев отечественных автомобилей (54 процента против 48 процентов соответственно). До кризиса эти показатели составляли 36 и 64 процента соответственно.

С учетом постоянно растущих цен на все автомобили, а также потерянную надежду на снижение стоимости подержанных иномарок из-за введенного утилизационного сбора, копить на новую машину, тем более зарубежного производства, становится все труднее. Неудивительно, что россияне все чаще стали обращаться в банк за кредитами на покупку авто. По данным того же ВЦИОМа, за последние пять лет доля граждан, решивших взять автозайм, увеличилась с 30 до 53 процентов. Доля россиян, решивших покупать машину за собственные деньги, за прошедший год снизилась с 37 до 32 процентов.

Любовь к новому

По оценкам «Автостата», средний возраст парка легковых автомобилей в России составляет 11,8 года. Для «легковушек» отечественного производства этот показатель выше — 14,8 года, а для иномарок ниже — 8,4 года. Другими словами, обновление автопарка становится в России прямой необходимостью. Однако если средний россиянин «дозревает» до покупки новой машины, то он выбирает в первую очередь иномарку (и желательно новую). Что и приводит его в банк за кредитом.

Стремление россиян обновить автопарк в Ernst & Young называли одним из факторов роста авторынка в текущем году. Дополнительным фактором может служить низкая обеспеченность жителей России автомобилями (260 машин на тысячу человек против 535 в Германии и 641 в США).

Сравнительно низкая закредитованность россиян

В апреле в ЦБ оценили совокупную задолженность россиян перед банками в 7,7 триллиона рублей, или примерно по сто тысяч рублей на каждого трудоспособного гражданина. Однако если сравнить уровень долговой нагрузки россиян с аналогичными показателями в других странах, то выяснится, что нам еще очень далеко, скажем, до европейцев или американцев. Если в России имеющийся долг перед банками можно погасить, при средней зарплате, за четыре месяца, то в Германии на это потребуется уже девять месяцев, в Румынии — больше полутора лет, а в США — почти два года.

Таким образом, несмотря на беспокойство ЦБ по поводу закредитованности россиян, очевидно, что пока у банков еще есть возможность наращивать объемы выдаваемых займов, в том числе на покупку автомобилей. Тем более что, по словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, 95 процентов автокредитов обслуживаются без просрочек.

Поддержка государства

С 1 июля текущего года в России была возобновлена государственная программа льготного автокредитования. Она предполагает частичное субсидирование процентной ставки при покупке в кредит новой легковой автомашины стоимостью до 750 тысяч рублей.

Как заявлял в конце июля заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Рахманов, ставка по льготному автокредиту будет на 6 процентов ниже ставки по стандартному кредиту и составит 9-10 процентов. Рахманов отметил, что программа не ограничивает россиян покупкой исключительно отечественных автомобилей: она «запускается в полном соответствии с правилами ВТО и не содержит в себе дискриминационных элементов».

Планируется, что госпрограмма льготного автокредитования продлится до 1 апреля 2014 года. В Минпромторге планируют за это время продать около 200 тысяч автомобилей. Первая льготная ссуда на покупку машины была выдана в Башкирии 19 июля.

***

Как отмечал 25 июля глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, представляя правительству план по стимулированию российской экономики, единственный макроэкономический показатель, который растет в стране, — доходы населения, что связано прежде всего с ростом зарплат бюджетников. В таких условиях у многих россиян появляется уверенность в стабильности дохода, и это позволяет им достаточно безбоязненно брать дополнительные кредиты, в том числе и на автомобили.

Обсудить
«У молодых вообще нет собственной позиции»
Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов
Валентина ТерешковаПо космическим законам
Как Терешкова принесла соревнование с американцами из космоса в политику
Казус Чудновец
Чем закончится дело жительницы Катайска, осужденной за репост. Репортаж
Тень независимости
Может ли Россия признать ДНР и ЛНР
Без ствола
Российские власти сокращают число владельцев гражданского оружия
Мне хардбольно
Как играют в самую травмоопасную военно-спортивную игру
Недостаток ресурсов при избытке амбиций
Что не так с индийской системой закупок оружия
Тир во время чумы
Как тренировка в стрелковом клубе обернулась смертью инструктора и ученика
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонииСидеть!
Как молодая советская власть карала своих граждан
Стрелять, Карл!
Подстреленный Гитлер и отпуск в фашистской Италии: обзор Sniper Elite 4
Ястреб сбит, ястреб сбит!
Пушка-ловушка, орлы и другие неожиданные способы уничтожить беспилотник
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
Белая вдова
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Джеки» до «Тони Эрдманна»
Орхан Памук«Ни одна жизнь не достойна романа»
Орхан Памук о современной Турции и противостоянии Востока и Запада
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
В отпуск с кошкой
Как правильно организовать путешествие с домашними животными
Страна оленья
Почему Якутия — главное направление для путешествий в этом году
Руины господского дома в усадьбе Ольгово. Дмитровский район, Московская область
Призрак Пиковой дамы
Где в Подмосковье можно встретить привидение
Северно-ледовитая Венеция
Почему российским туристам стоит заглянуть в немецкий Нюрнберг
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
Фильтр «зависть»
Звезда Instagram из Нью-Йорка показала изнанку интернет-славы
Натянуть уши на нос
Шесть необычных поводов для обращения к пластическому хирургу
Мусорщик в ИндииУ каждого дела запах особый
Daily Mail выбрала самые отталкивающие профессии в мире
Лучшее от Italdesign за 10 лет
Девять проектов Italdesign Giugiaro, которые не оставят равнодушными
20 роскошных авто. В камуфляже
Маскировка, которая нужна, чтобы стать заметным
Что купить за цену Lada Vesta в Европе
От каких моделей Lada Vesta собирается отвадить немцев
6 самых необычных военных машин
Военная техника, от которой волосы встают дыбом
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды