Колеса в кредит

Почему в России растет популярность автозаймов

Фото: Матыцин Валерий / ИТАР-ТАСС

Почти половина автомобилей, реализуемых в России, покупается в кредит, свидетельствуют июльские данные Национального бюро кредитных историй. В первой половине 2013 года доля автомобилей, проданных в кредит, увеличилась примерно на десять процентных пунктов по сравнению с прошлым годом и достигла 44,13 процента. «Лента.ру» решила разобраться, по каким причинам автозаймы пользуются все большей популярностью у россиян.

В НБКИ, которое следит за развитием российского рынка автокредитования совместно с аналитическим агентством «Автостат», учитывали информацию примерно о 2,5 миллиона действующих ссуд на покупку автомобиля общим объемом 1,2 триллиона рублей. Средний размер автокредита в России составляет около 495 тысяч рублей.

В 2012 году, по данным НБКИ, доля «кредитных» автомобилей в общем объеме продаж немногим превышала 34 процента. Примерно такие же цифры приводили в Ernst & Young. Специалисты консалтинговой компании отмечали, что доля проданных в кредит машин упала по сравнению с докризисным 2008 годом, когда показатель достигал 46,3 процента. Однако в денежном выражении объем выданных для покупки авто ссуд в прошлом году увеличился на 37 процентов по сравнению с 2008-м и на 20 процентов — по сравнению с 2011 годом.

По информации портала «Банки.ру», в 2012 году только 59 крупнейших российских банков выдали автозаймов почти на 593 миллиарда рублей, что на 27 процентов превышает показатель предыдущего года. В Ernst & Young оценили объем всего российского рынка автокредитования за прошлый год в 26 миллиардов долларов, или примерно в 830 миллиардов рублей (рост к 2011-му на 20 процентов).

Среди причин, заставляющих россиян все активнее обращаться в банки за автокредитами, можно выделить несколько основных.

Любовь к иномаркам

По итогам 2012 года в десятке самых популярных марок автомашин, продающихся в России, оказалась только одна отечественная: Lada от «АвтоВАЗа». И хотя она продолжает оставаться самым популярным автомобилем у россиян, число покупателей, отдавших ей предпочтение перед другими, сократилось за год на 12,8 процента. Остальными марками оказались Chevrolet, Kia, Renault, Hyundai, Volkswagen, Toyota, Nissan, Ford и Skoda. Объем продаж у всех этих брендов в России вырос, причем значительно (на 13-39 процентов).

В апреле ВЦИОМ отметил, что впервые за все время измерений количество россиян, владеющих иномарками, превысило число владельцев отечественных автомобилей (54 процента против 48 процентов соответственно). До кризиса эти показатели составляли 36 и 64 процента соответственно.

С учетом постоянно растущих цен на все автомобили, а также потерянную надежду на снижение стоимости подержанных иномарок из-за введенного утилизационного сбора, копить на новую машину, тем более зарубежного производства, становится все труднее. Неудивительно, что россияне все чаще стали обращаться в банк за кредитами на покупку авто. По данным того же ВЦИОМа, за последние пять лет доля граждан, решивших взять автозайм, увеличилась с 30 до 53 процентов. Доля россиян, решивших покупать машину за собственные деньги, за прошедший год снизилась с 37 до 32 процентов.

Любовь к новому

По оценкам «Автостата», средний возраст парка легковых автомобилей в России составляет 11,8 года. Для «легковушек» отечественного производства этот показатель выше — 14,8 года, а для иномарок ниже — 8,4 года. Другими словами, обновление автопарка становится в России прямой необходимостью. Однако если средний россиянин «дозревает» до покупки новой машины, то он выбирает в первую очередь иномарку (и желательно новую). Что и приводит его в банк за кредитом.

Стремление россиян обновить автопарк в Ernst & Young называли одним из факторов роста авторынка в текущем году. Дополнительным фактором может служить низкая обеспеченность жителей России автомобилями (260 машин на тысячу человек против 535 в Германии и 641 в США).

Сравнительно низкая закредитованность россиян

В апреле в ЦБ оценили совокупную задолженность россиян перед банками в 7,7 триллиона рублей, или примерно по сто тысяч рублей на каждого трудоспособного гражданина. Однако если сравнить уровень долговой нагрузки россиян с аналогичными показателями в других странах, то выяснится, что нам еще очень далеко, скажем, до европейцев или американцев. Если в России имеющийся долг перед банками можно погасить, при средней зарплате, за четыре месяца, то в Германии на это потребуется уже девять месяцев, в Румынии — больше полутора лет, а в США — почти два года.

Таким образом, несмотря на беспокойство ЦБ по поводу закредитованности россиян, очевидно, что пока у банков еще есть возможность наращивать объемы выдаваемых займов, в том числе на покупку автомобилей. Тем более что, по словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, 95 процентов автокредитов обслуживаются без просрочек.

Поддержка государства

С 1 июля текущего года в России была возобновлена государственная программа льготного автокредитования. Она предполагает частичное субсидирование процентной ставки при покупке в кредит новой легковой автомашины стоимостью до 750 тысяч рублей.

Как заявлял в конце июля заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Рахманов, ставка по льготному автокредиту будет на 6 процентов ниже ставки по стандартному кредиту и составит 9-10 процентов. Рахманов отметил, что программа не ограничивает россиян покупкой исключительно отечественных автомобилей: она «запускается в полном соответствии с правилами ВТО и не содержит в себе дискриминационных элементов».

Планируется, что госпрограмма льготного автокредитования продлится до 1 апреля 2014 года. В Минпромторге планируют за это время продать около 200 тысяч автомобилей. Первая льготная ссуда на покупку машины была выдана в Башкирии 19 июля.

***

Как отмечал 25 июля глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, представляя правительству план по стимулированию российской экономики, единственный макроэкономический показатель, который растет в стране, — доходы населения, что связано прежде всего с ростом зарплат бюджетников. В таких условиях у многих россиян появляется уверенность в стабильности дохода, и это позволяет им достаточно безбоязненно брать дополнительные кредиты, в том числе и на автомобили.

Экономика00:06Сегодня
Иванка Трамп, Кристин Лагард и Ангела Меркель

Бабий бунт

Главное бизнес-событие мира захватили женщины. Они ждут Дональда Трампа
Бойцы отряда YPG Покатились помидоры
В Сирии новая война: Турция убивает курдов при молчаливом согласии России
Красные и опасные
Китайские наемники воюют по всему миру. На родине про них снимают боевики
«Я ненавижу тупых людей»
Жестокая бойня в школе сделала двух садистов героями Америки
Иванка Трамп, Кристин Лагард и Ангела МеркельБабий бунт
Главное бизнес-событие мира захватили женщины. Они ждут Дональда Трампа
Майнишь небось
Ради биткоина люди потеют, задыхаются и собирают кирпичи
Залетная чайка
Казахи два года рисовали новые деньги. Теперь их засудят за кражу птиц
Свои ребята
Россия угробила советскую космонавтику. Кто виноват?
Другой мир
Какой была бы Россия без большевиков и советской власти
Придется подождать
От России после конца света до войны со зловещей сектой: главные игры 2018 года
Эпоха сильных женщин
Жанна Моро: секс-символ старой Франции и муза интеллектуалов
Сексуальная контрреволюция
Скандалы с изнасилованиями убивают юмор и скоро уничтожат культуру
Бабы с яйцами
Голая натура, кровь и гадюки: мир глазами феминисток
Модели Jeep, про которые вы не знаете
Необычные, редкие и практически неизвестные машины марки Jeep
Песок, вода и медные трубы
Как прошла тяжелейшая гонка на планете: лучшие фотографии «Дакара–2018»
«Не покупайте электромобили!»
Глава Fiat Chrysler рассказал, каким будет кроссовер Ferrari
Снимите это немедленно!
Самые безвкусные примеры украшения автомобилей
Разврат какой-то
Сможете ли вы отличить порностудию от квартиры в Москве?
Копить надо было
В России наступает ипотечная депрессия. Что делать?
«Никогда бы не подумала, что москвичи могут так жить»
Провинциалка искала в столице дешевую квартиру, а попала в кошмар наяву
Жители КапотниЧужой район
Москву окружат гетто для мигрантов