Выборы мэра Москвы закончились максимально эффектно. Сергею Собянину удалось набрать чуть более 50-ти процентов голосов (судя по данным на середину ночи), то есть ровно столько, сколько требуется, чтобы избежать второго тура. Его главный конкурент, Алексей Навальный, хоть и идет с большим отрывом (более 27 процентов), но в принципе тоже может праздновать победу: результат Навального — беспрецедентный для российской оппозиции, к тому же он превзошел все критические прогнозы. Тем не менее Навальный собирается требовать второго тура. Корреспондент «Ленты.ру» следил за тем, что происходило в штабе оппозиционера в день выборов.
Третий час дня. Мы с соратниками Алексея Навального — Петром Офицеровым, Николаем Ляскиным и Владиславом Нагановым — идем инспектировать избирательные участки в районе Курского вокзала. Заходим в школу, где расположены сразу три. Тут тишина, спокойствие и пирожки с повидлом по десять рублей. Людей практически нет. Те немногие, что пришли, берут свои бюллетени, ставят галочки в кабинке, потом засовывают его в КОИБ. «Здравствуйте, бюллетень обработан. Спасибо», — всякий раз отвечает КОИБ женским голосом. Таким в метро на эскалаторах просят стоять справа, а проходить слева.
На одном из участков встречаю знакомую наблюдательницу Алису, которая была тут еще на выборах в Госдуму в декабре 2011 года. Тогда все было очень мило: голоса посчитали, протокол заверили, наблюдателей поблагодарили. А утром они заглянули на сайт ЦИК и увидели, что «Единая Россия» на участке набирает 65 процентов голосов, тогда как накануне в протоколе было зафиксировано 45 процентов. «Я прихожу, а мне председатель — та же самая школьная завуч — с порога говорит: на этот раз все будет честно, не переживай», — рассказывает Алиса. Ляскин с Офицеровым расспрашивают своих наблюдателей о ходе голосования, но тем решительно нечего рассказать.
В самом штабе Навального был как будто обычный рабочий день. В одной из комнат смешались журналисты и волонтеры, в как бы закрытой для прессы части помещения, в полуподвале, сидели сам Навальный и начальник его штаба Леонид Волков. Они принимали гонцов — волонтеров, ответственных за сбор и обработку экзит-поллов. Волков периодически выходил к журналистам, перешучивался и позировал на фоне предвыборных баннеров для фотокорреспондентов: «Что? Нет, страдание я изобразить не могу, только радость».
Радость на лице честно удавалось сдерживать до 17.00. «Явка невысокая, сейчас она постепенно нарастает. По данным наших экзит-поллов, пожилая часть населения голосовала утром. Во второй половине дня идут молодые, меняется и соотношение голосов, — рассказывал Волков. — Мы видим существенный рост голосов за Навального и падение у Сергея Собянина и Ивана Мельникова. Второй тур неизбежен с хорошим для нас запасом».
Явных нарушений штабом при этом зафиксировано не было: разве что на одном из участков за полтора часа на дому проголосовало 300 человек — по три человека в минуту, получается, и это при поквартирном обходе. В низкой явке винили «чертову картошку на дачах», хотя и говорили, что по результату Навального такая активность избирателей сильно не бьет.
Штаб занервничал, когда Мосгоризбирком перестал обновлять данные по явке избирателей. Она так и застыла на 18,5 процентах — данные на три часа дня. В 18.30 Волков вышел к журналистам с экстренным заявлением. «Ситуация поворачивается в неблагополучную для нас сторону. Мы предполагаем, что против нас готовятся фальсификации, иначе я замалчивание явки объяснить не могу, — говорил Волков. — Мы получили информацию, что ТИКи проинструктировали участковые комиссии не сообщать эти данные. Это типичный предвестник нарушений».
После этого заявления мы остаемся с охранниками штаба курить на улице. Они только что вернулись из центра города и показывают сделанные на телефон фотографии: автозаки вдоль одной из стен на Красной площади, на Васильевском спуске, на Чистых прудах. «Как же я не хочу всей этой херни, — говорит один из них. — У меня с октября 1993 года стойкая антипатия к беспорядкам». Около 19.00 Мосгоризбирком дает новые данные по явке: резкого роста нет, то есть и предпосылок к вбросам тоже нет. «Подействовало заявление-то наше», — говорит довольный Волков.
Во дворе штаба уже больше 200 журналистов со всего мира. В восемь вечера закончилось голосование, спустя пять минут к прессе впервые вышел сам Навальный. Ему аплодировали. «Я поздравляю всех, кто работал и помогал нам с завершением первого тура нашей кампании, — сразу обозначил порог своих требований и ожиданий кандидат. — Все наши данные говорят о том, что будет второй тур». Штаб обнародовал данные экзит-поллов: 35,6 процента за Навального против 46 процентов у Собянина. «Ленту.ру» потом познакомили с данными экзит-поллов в динамике. С утра соотношение было 40:21 в пользу Собянина, к полудню — 40:24, ко второй половине дня отставание Навального вообще сократилось до восьми процентов — 35:27 в пользу Собянина; но все это время не меньше 20 процентов опрошенных отказывались говорить сборщикам экзит-поллов, за кого они голосовали. Большинство промолчавших, получается, были за врио мэра.
В 21.00 в штабе включили «Первый канал» — обычно в дни серьезных выборов к этому времени государственное телевидение сообщает явку и результат по итогам пяти-десяти процентов подсчитанных бюллетеней. Вместо этого по телевизору дали только данные экзит-поллов главных социологических служб, уверенно отдававших Сергею Собянину от 52 до 56 процентов голосов. «Еще утром желавших голосовать на дому было 1,7 процента от общего числа избирателей, и это нормально, — говорил вновь вышедший к журналистам Волков. — Но к вечеру неожиданно дома проголосовало 7-8 процентов избирателей, что и объясняет разницу между нашими данными и данными ФОМ и ВЦИОМ, которые уже давно не социологией занимаются, а политическим обслуживанием».
Волков пообещал, что штаб в течение получаса определится с дальнейшей стратегией, но на самом деле все случилось гораздо быстрее. В твиттерах руководителей штаба и самого Навального зазвучали призывы раньше времени по домам не расходиться и спать рано не ложиться. Запахло прогулкой к зданиям органов власти с максимально непредсказуемыми для всех последствиями.
В 22.15 к журналистам вновь вышел Навальный и потребовал незамедлительного оглашения данных по явке и по результатам голосования с помощью КОИБов. «Мы не признаем те результаты, которые начинают обнародовать. Я призываю Кремль провести второй тур, как это и следует сделать».
К тому моменту избирком после обработки трех процентов бюллетеней давал 57 процентов за Собянина и около 25-ти за Навального. Параллельно все следили за подсчетом СМС-ЦИК ассоциации «Голос» (наблюдатели отправляли смс по итогам подсчетов голосов на своих участках). Там Собянин с 52-х процентов довольно быстро спустился до 48-ми, рейтинг Навального же постоянно рос. При появлении результата 49,9 процента за Собянина начались радостные возгласы, бунтом уже не пахло. Даже появились шампанское и фрукты. «История творится. Прямо здесь!» — торжествовал приехавший вечером в штаб муж Надежды Толоконниковой Петр Верзилов.
Волков вновь вышел к журналистам в половину первого ночи. Отсутствие данных по явке он назвал беспрецедентным событием в истории российских выборов. Сказал, что Навальный побеждает в центре города, в районах Университет, Войковский и Аэропорт. В других же данные с участков показывают второй тур. Официальные данные Мосгоризбиркома в это же время показывали, что у Собянина 52 процента голосов, и Волков говорил, что такого просто не может быть. Он выдвинул новую теорию, согласно которой для достижения результата больше 50 процентов власти необходимо будет «правильно» пересчитать голоса всего-то на десяти участках из трех с половиной тысяч — и эти 20 тысяч голосов все и решат.
Судя по начавшим появляться в это же время сообщениям о том, что бюллетени из ТИК возвращают в некоторые участковые комиссии назад из-за формальных нарушений или чьих-то жалоб, предположение Волкова не выглядело лишенным смысла. «Леонид, вы чего дальше-то будете делать?» — спросил я. «Понятия не имею. По ситуации», — только и развел он руками.
По ситуации стало понятно к двум часам ночи, когда перед прессой в третий раз за вечер появился Навальный. «Помните сказку "Алиса в стране чудес"? Там была фраза: они опять взялись за свое, — Навальный в этот момент больше всего был похож на терпеливого педагога, который хоть и пытается, но никак не может добиться от ученика результата. — Так вот, они опять взялись за свое. Это очевидная фальсификация, которую устраивает мэрия. Видимо, по указу Кремля. Нарисованный результат в 51,5 процента получен на голосовании вне участков». Навальный не признает этот результат, требует признать недействительным голосование на дому и настаивает на втором туре. В противном случае, пообещал он, мы все «увидимся на улицах нашего прекрасного города». После этого штаб взял тайм-аут до утра понедельника.