Гостиницы отказывают в заселении, работодатели ― в трудоустройстве, парикмахерские ― в стрижке, военкоматы ― в праве служить в армии. Со всем этим сталкиваются россияне, чьи имена не похожи на «славянские». Вопреки закону бытовая ксенофобия распространилась и на частный предпринимательский сектор, и на сферу государственных услуг, причем отказы в обслуживании часто объясняются вполне прагматичными причинами. «Лента.ру» попыталась разобраться в них и выяснить, как можно бороться с такой дискриминацией.
В середине сентября 2013 года в Москву на биеннале современного искусства приехала фотограф из Ташкента Умида Ахмедова. Она решила остановиться в одном из хостелов на Брянской улице, но по телефону ей сходу заявили, что пускают на ночлег только лиц «русско-славянской внешности». Своего сайта у хостела нет, зато есть объявление на сайте по поиску жилья. В условиях заселения там указано: «Ждем адекватных, порядочных людей славянской внешности без алкогольных привычек». Этот случай, разумеется, не единственный, когда потенциальных постояльцев ограничивают в заселении по национальному признаку. Например, в прошлом году спортсменов-каратистов из Чечни отказались селить в гостиницу в Нижнем Новгороде. Как заявлял тогда тренер команды Магомед Надаев, персонал гостиницы сначала сообщил, что места есть, но увидев отметки о регистрации, в заселении отказал, указав, что мест нет. Сообщение об этом поступало в прокуратуру Нижнего Новгорода. О результатах рассмотрения жалобы неизвестно.
«Любое предложение товаров и услуг ― это публичная оферта, и она должна заключаться с любым потребителем. Любой потребитель имеет право воспользоваться услугами. Сам предприниматель не вправе регулировать: этим окажу услугу, этим продам, а этим ― нет», ― ссылается на документы Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль». Его слова четко подтверждает Гражданский кодекс. Согласно п.1 ст. 426, «коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора», а п. 3 ст. 423 уточняет, что «отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».
В некоторых случаях коммерческие организации могут вводить дополнительные правила. Так, работа ресторанов и кафе помимо Гражданского кодекса регулируется и «Правилами оказания услуг общественного питания». Единственное, что может сделать ресторан или кафе, согласно одному из пунктов, ― это установить внутренние правила, которые не противоречат российским законам. Например, запретить курить или находиться в помещении в верхней одежде. А гостиницы, по «Правилам предоставления гостиничных услуг в России», могут отказать в заселении всего в двух случаях: при отсутствии свободных номеров или при нарушении потенциальным постояльцем общественного порядка. «С хостелами все сложнее, ― говорит Ламшин. ― Определение, что это такое, еще только появляется в правилах и стандартах. А пока этого понятия официально нет, они себя чувствуют достаточно вольготно. Хостелы часто не зарегистрированы как юридические лица, незаконно работают и творят что хотят».
Дискриминация Ахмедовой в Москве или выходцев с Кавказа в Тольятти, которым отказали в допуске в городские ночные клубы, — это частные случаи бытовой ксенофобии. Связана она, как правило, не с нелюбовью к определенным нациям как таковым, а с тотальным неприятием их культуры. Сотрудники заведений боятся, что если они пустят кого-то «не своего» к себе, то обязательно столкнутся с непривычной им культурой поведения и отпугнут своих постоянных посетителей. В 1980-х годах британские исследователи назвали такой подход «новым расизмом». Это уже не расовый предрассудок, а предубеждение в отношении образа жизни «чужака» и страх, что его поведение на «нашей территории» будет вызывающим и принесет много проблем.
Например, хозяева тольяттинских клубов напрямую говорили журналистам, что не пускали выходцев с Кавказа потому, что боятся конфликтов. Так же рассуждают и некоторые военные. В России военкоматы стараются не призывать в армию молодых людей из Чечни и Дагестана. «Неофициально военкоматы говорят, что это связано с тем, что “покупатели”, представители воинских частей, которые приезжают на сборный пункт, не стремятся брать в часть молодого человека, который является мусульманином или уроженцем Северного Кавказа. По их мнению, из-за этого будут проблемы с образованием землячеств, дедовщиной, с отказом исполнять какие-то обязанности», ― говорит Владимир Тригнин, адвокат и председатель столичной Военной коллегии адвокатов. Похожая ситуация сложилась и в сфере аренды квартир: очень часто в объявлениях указывается, что жилплощадь хозяева сдадут только «лицам славянской внешности». «Это может быть связано не обязательно с ксенофобией. Может быть, они бы и сдали жилье иностранцам, но они не хотят сдавать, опасаясь привлечь внимание правоохранительных органов», ― считает Елена Буртина, зампредседателя Комитета помощи беженцам «Гражданское содействие».
По закону
Запрет на дискриминацию внесен в 19-ю статью Конституции. Кроме того, дискриминация, допущенная при любых обстоятельствах, является административным правонарушением и сама по себе, без привязки к конкретной сфере деятельности. Согласно статье 5.62 КоАП, гражданина, допустившего нарушение прав и свобод человека на основании того, что он иной национальности или расы, ждет штраф в размере от тысячи до трех тысяч рублей; если в дискриминации виновно юридическое лицо ― штраф повышается до 50-100 тысяч рублей. Есть аналогичная статья и в Уголовном кодексе ― 136-я. Она касается тех, кто третирует людей «с использованием своего служебного положения»; при этом наказание по ней куда жестче: штраф до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы до 480 часов, либо принудительные работы до пяти лет или даже лишение свободы на тот же срок.
Подробнее всего защита от дискриминации прописана в трудовом праве. Запрет на нее встречается буквально на каждом шагу трудоустройства. 2 июля 2013 года были приняты поправки в закон «О занятости населения». Они определяют, что «пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, положение человека, возраст, место жительства, отношение к религии, убеждения» и еще целый список «обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников», в объявлениях указывать не разрешается. Но и прежде трудовое законодательство запрещало «прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ (…) в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности» (ст. 64 Трудового кодекса). За нарушение этих положений предусмотрены наказания. Согласно статье 5.27 КоАП «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», за дискриминацию грозит штраф от тысячи до пяти тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц ― приостановление деятельности до 90 суток и штраф до 50 тысяч рублей.
Есть дополнительные требования и к врачам. «Министерство здравоохранения и социального развития Карелии подтвердило информацию о том, что в республике врач-гинеколог отказалась принять пациентку из-за ее национальной принадлежности», ― вслух читаю я новость медицинскому юристу Жанне Алтунян. Этот случай произошел в июле 2013-го. Как сообщала русская служба «Би-би-си», врач-гинеколог отказала в приеме мусульманке, заявив, что «она сама еврейка и не будет принимать пациентку в “платочках”». «Да это же противоречит всем федеральным законам, кодексам, клятве врача, наконец!» ― возмущается Алтунян. Согласно клятве, врач обязан «действовать исключительно в его [пациента] интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения». Юрист сходу называет ст. 11 закона «Об основах охраны здоровья граждан», по которой отказ в оказании медпомощи не допускается. Если врач не принял пациента и это повлекло серьезную угрозу жизни и здоровью, то врач попадает сразу под две статьи УК: ст. 124 ― «Неоказание помощи больному» и ст. 125 ― «Оставление в опасности».
Доказать факт дискриминации по национальному признаку очень сложно. В первую очередь, нужно зафиксировать, что отказ в обслуживании был связан именно с национальностью. «Лучше всего, конечно, получить письменный отказ с изложением причин. Однако вряд ли в реальности вы такую бумагу получите. Поэтому лучший способ ― это свидетели. Дальше вариантов действий много: обратиться в Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей, в суд», ― советует Аншаков. Если пациенту отказали в медицинской помощи и это обернулось серьезными последствиями, то надо писать в прокуратуру.
Сложнее дело обстоит с трудоустройством. По словам Елены Герасимовой, директора Центра социально-трудовых прав, правоприменительная практика по делам о дискриминации при приеме на работу остается неразвитой. Она приводит в пример случай, когда работодатель письменно подтвердил, что не берет на работу барменом одного из ее клиентов именно из-за национальности ― явившийся на собеседование оказался представителем коренных народов Севера. «Но работодатель попросту сослался, что решение об отказе в приеме работе приняло лицо, которое не было на это уполномочено. И эта аргументация очень сильная. Но мы в итоге это дело выиграли и настояли на компенсации», ― говорит Герасимова. Иногда приходится идти и на уловки. Так, самый простой способ добиться призыва выходца с Кавказа в армию ― зарегистрировать его на срок более трех месяцев в другом регионе России, рассказывает Владимир Трингин.
По понятиям
Дискриминация не всегда наказывается законом. С одной стороны, объявления об аренде квартиры с указанием «сдам славянам» незаконны. С другой ― собственник квартиры может самолично определять, кому он сдаст свою квартиру и даже не объяснять причин отказа. Такое проявление ксенофобии остается в легальном поле. Но и здесь не всегда удается определить, что национальные предрассудки первичны. «Только в десяти процентах случаев возникают недопонимания. Да и то, напрямую с ксенофобией они редко связаны. Как правило, люди просто не определились и не договорились по имущественным вопросам: аренде, цене, претензии какие-то появились, или договаривались сначала на одно, а получили другое. А потом люди пытаются найти объяснение в национальном вопросе», ― уверен Бахром Исмаилов, юрист-правозащитник и член рабочей группы комитета по охране здоровья Государственной Думы.
По закону, единственный, кто может совершенно легально обращать внимание на национальность человека, ― это полицейский. Основанием для проверки документов или задержания человека, как правило, служит ориентировка. Национальность в ней ― это важнейшая деталь, которая сама по себе уже может стать причиной для подозрений, говорит Исмаилов. Поэтому даже если доказательно установить, что полицейские останавливают сотни киргизов на основании исключительно их этнической принадлежности, это не возымеет никаких последствий. Если существует ориентировка на уроженца Киргизии, то полицейский имеет право проверить всех киргизов в городе. В США такая практика получила название racial profiling (дословно ― «расовое профилирование») и означает, что сотрудники полиции заочно подозревают всех латиноамериканцев в нелегальной иммиграции, арабов и мусульман ― в терроризме, а афроамериканцев ― в продаже оружия и наркотиков. Эту практику в Америке уже неоднократно подвергали критике за нарушение презумпции невиновности человека, но она до сих пор не изжита.
Впрочем, российские исследователи считают, что повышенное внимание полицейских к иностранцам в нашей стране объясняется не предрассудками, а чисто экономическим интересом. Такой тезис еще в 2011 году выдвинул петербургский социолог Борис Гладарев, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований. В своем исследовании «Милиция и этнические мигранты. Практики взаимодействия», проведенном в Петербурге и Казани, он изучил причины напряженных взаимоотношений полицейских с одной стороны и мигрантов, представителей других этносов ― с другой. В одном из интервью социолог рассказывал: «Наше общество очень иерархично, рядовые сотрудники милиции ― нередко сами приезжие в крупные города, люди с финансовыми и культурными проблемами, находятся на низкой ступени иерархии, трудовые мигранты и этнические мигранты тоже внизу иерархической лестницы. И та, и та группа хочет чего-то достичь в большом капиталистическом городе, и это просто перераспределение ресурсов на низшей ступени российской иерархии, а ксенофобия и расизм ― лишь средство».