Русское бедное

Что осталось от программы повышения безопасности на дорогах

Фото: Александр Вайнштейн / Коммерсантъ

В начале октября премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил федеральную целевую программу, направленную на повышение безопасности на российских дорогах и рассчитанную на срок до 2020 года. Ее окончательный бюджет оказался в три раза меньше суммы, заложенной в первоначальном проекте, при разработке которого МВД вдохновлялось успехом предыдущей госпрограммы. «Лента.ру» решила узнать, как резкое сокращение расходов федерального бюджета скажется на безопасности российских дорог.

Федеральную целевую программу (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» начали критиковать еще в начале года, как только был опубликован посвященный ей доклад экспертного совета при российском правительстве. Составителей программы, в частности, упрекали за низкие целевые показатели и нежелание уравнять в правах всех участников дорожного движения («Лента.ру» подробно писала об этом). С тех пор о госпрограмме практически ничего не было слышно — пока в октябре правительство не утвердило окончательно ее показатели (.pdf).

Новый, весьма изменившийся вариант ФЦП эксперты встретили с осторожным оптимизмом. Еще в сентябре на заседании правительства директор Института экономики транспорта и транспортной политики «Высшей школы экономики» Михаил Блинкин так охарактеризовал итоговый вариант программы, предложенный для оценки экспертам: «Похоже, что ущерба от отсутствия этой программы существенно больше, чем некоторые позитивные эффекты, которые могут быть связаны с ее дальнейшей доработкой».

Но главные изменения в документе, которому предстоит определять политику государства в сфере дорожной безопасности на семь лет вперед, оказались связаны не столько с отзывами на первую редакцию, сколько с предстоящим сокращением федерального бюджета. На госпрограмму в итоге будет выделено 32,4 миллиарда рублей (17,2 миллиарда из федерального бюджета, 14,2 миллиарда из бюджетов субъектов РФ и миллиард из внебюджетных источников). Сама по себе эта сумма весьма значительна (почти миллиард долларов), но по сравнению с первоначальными планами она «похудела» в три раза. Проекты, представленные осенью 2012 года (.doc), а затем весной 2013 (.pdf) были рассчитаны на 99 миллиардов рублей. Более того, на новую ФЦП выделили даже меньше средств, чем на программу-предшественницу, которая действовала с 2006 по 2012 год и обошлась бюджету в 47,7 миллиарда рублей (российская валюта с тех пор, кстати, еще и потеряла в цене).

Отказаться от первоначальных планов авторам ФЦП пришлось после консультаций с Министерством финансов, рассказал «Ленте.ру» первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Владимир Швецов. «Приходилось все переделывать, практически переделывать. Оптимизировать», — пояснил он. Действительно, результаты срочной «переделки» видны уже в перечне приоритетных задач новой ФЦП. Если раньше на первом месте стояло предотвращение ДТП и развитие системы оказания помощи пострадавшим, то теперь приоритет сместился в сторону пропаганды «с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения».

Мероприятия федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»
МероприятияФЦП 2006-2012, млн рублейФЦП 2013-2020 (проект 27.03.2013), млн рублейФЦП 2013-2020 (утверждено 3.10.2013), млн рублейИзменение (ФЦП 2013-2020), %
Предупреждение опасного поведения участников дорожного движенияНИОКР672293159-46
Капитальные вложения11575215424949-77
Прочие нужды (пропаганда)3675101345008-51
Всего159223196910117-68
Безопасность участия детей в дорожном движенииНИОКР7475+1
Капитальные вложения94001882-80
Прочие нужды (программы для образовательных учреждений)68442707-60
Всего163194665-71
Безопасность транспортных средствНИОКР288160-44
Прочие нужды (обеспечение исследований)1011326-68
Всего1300486-63
Организация движения и безопасность дорожных условийНИОКР294322263-18
Капитальные вложения243613151611895-62
Прочие нужды (мониторинг и анализ)233190031017-89
Всего269864084113175-68
Помощь пострадавшим в ДТПНИОКР41436899-73
Капитальные вложения13653218199-94
Прочие нужды (подготовка спасательных подразделений)158232932029-38
Всего336168782327-66
Нормативно-правовая базаНИОКР961594177-70
Прочие нужды (анализ и текущее управление)52811221476+32
Всего148917161653-4
Всего477119902332423-67

Самые большие сокращения коснулись раздела капитальных вложений в обеспечение помощи пострадавшим при ДТП: от первоначального объема финансирования осталось шесть (!) процентов. На деле это означает полный отказ от строительства вертолетных площадок в российских больницах (планировалось 15 штук) и создания и реконструкции постов МЧС для размещения и обслуживания спасательной техники. Вместо двух тренировочных комплексов спасатели получат один, а количество натурных площадок для отработки приемов помощи потерпевшим сократили в 144 раза (в пересчете на площадь возводимых конструкций).

На второе место по значимости можно поставить изменения в разделе, отвечающем за безопасность детей на дорогах, — от первоначального финансирования там сохранилось только 29 процентов. Научно-проектировочную часть сокращение бюджета почти не затронуло: для детских садов и школ разработают различные программы по обучению правилам дорожного движения (ПДД). Под ударом, как и в случае с помощью пострадавшим, оказалась капитальная часть. В результате 300 школ и детских садов по всей стране остались без целевых средств на ремонт и оборудование знаками прилегающих улиц (это, правда, не означает, что местные власти не могут отремонтировать их по собственной инициативе). Основной упор при расходовании бюджетных средств придется на обучение детей правилам поведения на дороге: закупку мобильных автогородков (269 вместо 960 штук) и создание федеральных учебных центров (три вместо пяти).

Наконец, если говорить об абсолютных цифрах, то больше всего пострадал раздел по повышению безопасности на дорогах общего пользования и организации движения: вместо 40 миллиардов рублей на него потратят всего 13. Из программы полностью исключили строительство барьерных ограждений (планировалось 1600 километров, в том числе между встречными потоками автомобилей). Остальные меры также значительно сокращены: установка пешеходных ограждений — в полтора раза, реконструкция и строительство светофоров — в полтора раза, повышение пропускной способности перекрестков — в два раза. Работы в местах, где часто происходят аварии, решили почему-то оценить количественно, а не по километражу проблемных участков: 144 штуки вместо 620 километров (расходы таким образом сократили вчетверо).

Однако снижение вышеописанных расходов позволило сохранить и даже увеличить затраты в проектах, которые станут наиболее заметны для водителей и пешеходов и напрямую повлияют на безопасность обеих категорий участников движения. Так, вместо капитальных надземных и подземных переходов в населенных пунктах планируется строить только быстровозводимые надземные. Их общая стоимость снизилась в 4,5 раза, но переходов будет построено вдвое больше — 300 штук (по пять миллионов рублей каждый). Также, согласно новой редакции ФЦП, будет переоборудовано в полтора раза больше нерегулируемых пешеходных переходов (2427 штук, в том числе около школ и детских садов), где установят освещение, светофоры и «лежачих полицейских».

«Все равно хорошее осталось — те мероприятия, которые связаны с пешеходными переходами и с безопасностью детей», — отмечает Владимир Швецов. Он отдельно остановился на том, что пришлось отказаться от строительства восьми федеральных базовых учебных центров по подготовке водителей. Кроме того, для подготовки преподавателей автошкол будет построено три учебных центра вместо восьми.

Стоит отметить, что под сокращение попали даже так полюбившиеся российским полицейским комплексы видеофиксации нарушений. Первоначально планировалось за семь лет установить 14 тысяч новых видеокамер — для сравнения, за предыдущие шесть лет закупили только 6203 комплекса. Теперь же до 2020 года на российских дорогах появятся лишь 3936 новых камер по прежней цене — миллион рублей за штуку.

Меньше всего от секвестра досталось разработкам в области новых законов и нормативных актов — эта статья программы «похудела» всего на четыре процента по сравнению с первоначальными планами. Причем «научную» составляющую почти полностью переделали, отдав предпочтение конкретным методикам по снижению аварийности (ранее предполагались лишь масштабные исследования). Раздел «прочие нужды» даже «вырос» на 32 процента — почти вся прибавка (около 350 миллионов рублей) пойдет на создание систем управления безопасностью дорожного движения.

***

Несмотря на все сокращения финансирования, самый главный показатель федеральной целевой программы остался неизменным — это снижение ежегодного количества погибших в результате ДТП к 2020 году до значения 19925 человек (673 ребенка). В относительном выражении по сравнению с 2012 годом это означает снижение смертности на 28,82 процента (28,4 процента для детей). Стоит отметить, что некоторые промежуточные целевые показатели смертности в период с 2013 по 2020 годы в конечном варианте программы оказались даже лучше (ниже), чем в первой редакции. Тем не менее, составителям документа пришлось специально оговориться, что «влияние на состояние аварийности предложенного комплекса мер может отличаться от прогнозного» в условиях «ограниченного финансирования». Впрочем, авторы ФЦП не указали, какие отклонения можно считать допустимыми. Таким образом, ведомство по сути частично сняло с себя ответственность за вероятную неудачу программы, которая и при прежних объемах ассигнований казалась крайне оптимистичной.

О том, что нынешние ожидания действительно завышены, можно судить уже по тому, как часто в тексте документа упоминаются успехи предыдущей госпрограммы (2006-2012 годов), которая, по мнению авторов новой ФЦП, очень хорошо себя зарекомендовала. Вот только за шесть лет действия той программы число погибших сократилось на 14,5 процента (что вдвое меньше сегодняшних планов). Причем речь тогда шла о совершенно других объемах финансирования (в полтора раза больше нынешних, без учета инфляции и валютных курсов), и в МВД еще явно не хотят привлекать внимание к тому факту, что снижалась статистика смертности в ДТП только до 2010 года — в течение двух последних лет она снова начала расти.

Россия00:0124 сентября

«Делая вид, что лечишь»

Как работать без лекарств и оборудования: откровенный рассказ российского врача