Погрязли в дураках

Эксперты разгромили федеральную программу повышения безопасности на дорогах

Фото: Максим Шеметов / ИТАР-ТАСС

Экспертный совет при правительстве России совместно с «Высшей школой экономики» подготовил и опубликовал доклад о современном состоянии безопасности дорожного движения в стране и неотложных мерах по улучшению ситуации. Документ приурочен к намеченному на 4 апреля заседанию правительства, на котором обсудят федеральную целевую программу по повышению безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах. По мнению авторов доклада, ситуация с безопасностью на российских дорогах более чем плачевная, и в нынешнем виде предложенная федеральная программа ее не исправит.

Проект федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения (БДД) на 2013-2020 годы был представлен еще осенью 2012 года. В нем среди прочего говорилось о том, что Россия существенно отстает от развитых стран по уровню аварийности и смертности на дорогах, несмотря на то, что количество автомобилей на душу населения в России в полтора-два раза ниже, чем в европейских странах и тем более США. За семь лет российские власти взялись сократить смертность на дорогах на четверть и снизить ее уровень с сегодняшних 27,99 тысячи погибших в год до 19,92 тысячи. Транспортные риски в России (то есть количество погибших в ДТП на 10 тысяч автомобилей) по итогам 2012 года достигают, по данным Росстата, отметки 6,6. К 2020 году этот показатель планируется снизить до 4,17.

Основными причинами высокой аварийности в России в концепции ФЦП названы низкое качество дорог (из-за этого происходит каждое пятое ДТП) и легкомысленное отношение водителей к правилам дорожного движения. Упомянуты в документе и пьяные водители, по вине которых происходит каждая четырнадцатая авария. Кроме того, в концепции говорится о необходимости «расширения использования возможности влияния законодательства» на агрессивное и противоправное поведение водителей.

По оценкам составителей ФЦП, если ситуацию с безопасностью дорожного движения пустить на самотек и дальше жить по федеральной программе, принятой до 2013 года, то к 2020 году смертность на дорогах вырастет на 6000 человек в год. Это, подчеркивают составители, испортит имидж России в глазах других государств. Улучшить безопасность на дорогах предлагается обильными финансовыми вливаниями — в программе фигурирует сумма в 99 миллиардов рублей, из которых часть должен предоставить федеральный бюджет (по разным вариантам — от 30 до 70 процентов), а часть — регионы.

На что именно будут потрачены эти деньги, власти, похоже, еще не решили — в концепции ФЦП вместо конкретных решений фигурируют лишь основные направления деятельности. Речь идет, в том числе, о создании во всех регионах центров по обеспечению безопасности дорожного движения и повальной установке как стационарных, так и мобильных дорожных камер, о проведении регулярных профилактических мероприятий среди водителей и пешеходов (в духе акций «Пешеход — на переход», «Зебра» и рейдов «Нетрезвый водитель»), об искоренении правового нигилизма на дорогах и совершенствовании подготовки водителей в автошколах, а также о совершенствовании средств и методов оказания неотложной медицинской помощи на дорогах.

Конкретные же шаги, направленные к тому, чтобы сделать российские дороги безопасней, будут разрабатывать ответственные ведомства: МВД, Минпромторг, Минобразования, МЧС, Минздрав, Минтранс и Росавтодор. В этом, как говорится в тексте концепции ФЦП, чиновникам должен помочь международный опыт.

Нездоровый консерватизм

Члены Экспертного совета при правительстве РФ и аналитики Высшей школы экономики, подготовившие доклад «Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации» (.pdf), уверены, что предложенная концепция ФЦП до 2020 от пресловутого международного опыта бесконечно далека. Для сравнения, запланированный уровень в 4,17 погибших в ДТП на 10 тысяч автомобилей к 2020 году — это куда хуже показателя, к которому стремились наиболее развитые страны в середине XX века (3 человека на 10 тысяч автомобилей). Уже в 1990-2000-х годах наиболее прогрессивные государства вышли на так называемый уровень «above zero» («выше ноля»), когда на 10 тысяч машин приходится не более одного погибшего в ДТП.

От Швеции и Великобритании Россия по уровню смертности на дорогах отстает в 12 раз, от Германии и Японии — в 9,4 раза, от Австралии, Италии и Испании — в 8,3 раза, а от США (где на 1000 человек приходится 800 автомобилей) — в пять раз. В целом же эксперты, ссылаясь на данные таких международных организаций, как IRTAD (International Road Traffic and Accident Database — международная организация, ведущая учет мирового парка автомобилей и ДТП), ставят Россию по уровню безопасности дорог в один ряд с Китаем, Индией, Индонезией и Нигерией.

Все предыдущие попытки российских властей исправить печальную статистику на дорогах эксперты называют неудачными. Так, к 2012 году в рамках ФЦП количество погибших в ДТП хотели снизить в полтора раза по сравнению с уровнем 2004 года. В итоге снижение составило лишь 27 процентов. Впрочем, властям удалось на треть сократить детскую смертность в авариях и на 44 процента — количество погибших пешеходов. Транспортные риски с 2006 по 2012 год также упали с 11,13 до 6,6, однако по темпам их снижения Россия по-прежнему сильно уступает развитым странам.

Низкую эффективность федеральных программ по дорожной безопасности эксперты объясняют консервативным мышлением чиновников: в основе как старой, так и новой ФЦП лежит «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР», утвержденное еще в 1936 году. В нем проповедуются архаичные тезисы о «повышении правосознания и ответственности участников дорожного движения», «повышении дисциплины на дорогах» и «проведении информационно-пропагандистских кампаний». В современных же реалиях, полагают авторы доклада, пора переходить к принципам «грамотного, ответственного и дружелюбного» поведения, которые будут равно обязательны для всех участников дорожного движения.

Равные и еще равнее

Именно отсутствие равенства на российских дорогах и наличие касты привилегированных водителей аналитики называют главной причиной того, что все усилия властей улучшить дорожную безопасность идут насмарку. По данным соцопроса, проведенного ВЦИОМом среди сотрудников ГИБДД в марте 2013 года, к категории «неприкасаемых» в России относятся 20-40 процентов водителей в Москве и до 10 процентов в остальных регионах (опрошенные автомобилисты оценивают количество привилегированных водителей в 1-10 процентов). При этом около половины «блатных» водителей (чьи машины в большинстве случаев имеют спецномера) намеренно демонстрируют свое превосходство на дорогах, нарушают правила и представляют реальную опасность для других участников движения.

При общении с инспекторами привилегированные водители используют служебные удостоверения и другие документы, помогающие им уйти от ответственности. Порой впечатлить инспекторов удавалось даже удостоверением личного парикмахера главы региона или визитной карточкой с автографом высокого полицейского начальника, ведь за попытку задержать «блатного» нарушителя сотрудника ГИБДД могут запросто наказать или даже уволить. До тех пор, пока в России действуют послабления и исключения для отдельных категорий водителей, уверены авторы доклада, кардинальных перемен на дорогах ждать не приходится.

Свою отсталость в свете безопасности на дорогах Россия, по мнению экспертов, лишний раз подтверждает лояльным отношением властей и граждан к агрессивному вождению. Ввести наказание за опасную езду законодатели было попытались, но безуспешно. По мнению экспертов, в концепции ФЦП до 2020 года о недопустимости агрессивного вождения говорится недостаточно, а конкретные меры по борьбе с нарушителями даже не обозначены. Здесь эксперты предлагают подробно изучить иностранный опыт (за «неосторожное» вождение во многих странах предусмотрена административная ответственность, а за «опасное» — и вовсе уголовная) и провести в России кампанию по дискриминации агрессивного вождения. Однако каким образом понятия «опасного» и «неосторожного» вождения планируется подвести под российскую законодательную базу и реалии, не совсем понятно. Тем более неясно, как таких лихачей выявлять, ведь дорожных камер на всех не напасешься. Помочь здесь смогут разве что индивидуальные видеорегистраторы — благо они в России установлены чуть не на каждой второй машине.

По мнению дорожных инспекторов, которое приводит ВЦИОМ, повсеместная установка средств видеофиксации все же собьет спесь с «блатных» автомобилистов. Дополнительно гаишники предлагают снимать на видео и все переговоры инспекторов с водителями, чтобы запись при этом транслировалась в интернет. За попытки нарушителей использовать свое служебное положение или связи при общении с инспекторами гаишники предлагают жестко наказывать, и в этом с ними солидарны большинство опрошенных социологами автомобилистов. Кроме того, ГИБДД выступает за отмену привилегированных серий автомобильных номеров.

Эксперты же полагают, что России мало избавиться от привилегий для определенных сословий и прочих феодальных пережитков — стране необходимо переосмыслить ценность человеческой жизни. Ведь само существование норматива по погибшим в ДТП в год говорит о том, что в ближайшей перспективе страна ежегодно готова расставаться с двумя-тремя десятками тысяч человек. При этом в пересчете на рубли стоимость человеческой жизни в России ничтожна: по страховке за каждого погибшего в ДТП полагается всего 160 тысяч рублей, хотя новая ФЦП оценивает ущерб от гибели одного человека в 5,7 миллиона рублей.

Курс лечения

Подводя итог, критики ФЦП предлагают подойти к повышению безопасности на российских дорогах более серьезно и к 2014 году подготовить на базе концепции федеральной программы и замечаний экспертов масштабную Государственную программу по БДД. В рамках такой госпрограммы, по мнению экспертов, необходимо тщательно изучить международный опыт и издать в России основные иностранные руководства по безопасности на дорогах. Одновременно требуется дополнить федеральное законодательство — в стране следует сократить использование спецсигналов и автомобилей сопровождения, гарантировать беспристрастность сотрудников ГИБДД при рассмотрении дорожных аварий, запретить предъявлять инспекторам любые служебные удостоверения и отменить номера спецсерий. Наконец, Россия должна отказаться от архаичной практики, позволяющей виновнику ДТП со смертельным исходом договориться с родственниками погибшего и уйти от уголовной ответственности.

Подготовленный Экспертным советом при правительстве и аналитиками ВШЭ доклад — пожалуй, первая попытка комплексно повлиять на архаичный подход российских властей к повышению безопасности на дорогах, причем в нем учтено много предложений, которые ранее пытались лоббировать депутаты и общественные активисты. По сути документ предлагает самым кардинальным образом изменить нормы поведения на дорогах. Необходимость в переменах давно назрела, и доклад критиков ФЦП отвечает на этот запрос — в этом его сильная сторона. Но в радикализме предложений — одновременно и его слабость: они совершенно не вписываются в современную российскую реальность. Нельзя установить равенство всех перед законом исключительно на проезжей части, сперва потребуется реформировать всю современную систему общественных и политических отношений в стране. Государство же к таким переменам явно не стремится, поэтому следует ожидать, что правительство утвердит концепцию ФЦП без особых изменений, а экспертный доклад отправит на полку — до лучших времен.

Обсудить
«Солнце светит потому, что там горит нефть»
Российские профессора иностранных вузов о студентах, абитуриентах и своей работе
Роковые яйца
Как случилось, что прожиточный минимум стал еще меньше
Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин и Юрий ЧайкаКто последний?
Будет ли Россия исполнять решения западных судебных инстанций
«Дорожники разорятся на штрафах»
Кто виноват в крупных автокатастрофах на федеральных трассах
Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции

Не твой, вот и бесишься
Что нужно продать, чтобы купить новый MacBook Pro 2016
Иллюстрация к испарению черной дырыСпорная дыра
Хокинг предложил новое описание черных дыр
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Ремня получишь!
Когда автосимуляторы кажутся детям слишком скучными, они похищают настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи