Cпециальное предложение

Погрязли в дураках

Эксперты разгромили федеральную программу повышения безопасности на дорогах

Фото: Максим Шеметов / ИТАР-ТАСС

Экспертный совет при правительстве России совместно с «Высшей школой экономики» подготовил и опубликовал доклад о современном состоянии безопасности дорожного движения в стране и неотложных мерах по улучшению ситуации. Документ приурочен к намеченному на 4 апреля заседанию правительства, на котором обсудят федеральную целевую программу по повышению безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах. По мнению авторов доклада, ситуация с безопасностью на российских дорогах более чем плачевная, и в нынешнем виде предложенная федеральная программа ее не исправит.

Проект федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения (БДД) на 2013-2020 годы был представлен еще осенью 2012 года. В нем среди прочего говорилось о том, что Россия существенно отстает от развитых стран по уровню аварийности и смертности на дорогах, несмотря на то, что количество автомобилей на душу населения в России в полтора-два раза ниже, чем в европейских странах и тем более США. За семь лет российские власти взялись сократить смертность на дорогах на четверть и снизить ее уровень с сегодняшних 27,99 тысячи погибших в год до 19,92 тысячи. Транспортные риски в России (то есть количество погибших в ДТП на 10 тысяч автомобилей) по итогам 2012 года достигают, по данным Росстата, отметки 6,6. К 2020 году этот показатель планируется снизить до 4,17.

Основными причинами высокой аварийности в России в концепции ФЦП названы низкое качество дорог (из-за этого происходит каждое пятое ДТП) и легкомысленное отношение водителей к правилам дорожного движения. Упомянуты в документе и пьяные водители, по вине которых происходит каждая четырнадцатая авария. Кроме того, в концепции говорится о необходимости «расширения использования возможности влияния законодательства» на агрессивное и противоправное поведение водителей.

По оценкам составителей ФЦП, если ситуацию с безопасностью дорожного движения пустить на самотек и дальше жить по федеральной программе, принятой до 2013 года, то к 2020 году смертность на дорогах вырастет на 6000 человек в год. Это, подчеркивают составители, испортит имидж России в глазах других государств. Улучшить безопасность на дорогах предлагается обильными финансовыми вливаниями — в программе фигурирует сумма в 99 миллиардов рублей, из которых часть должен предоставить федеральный бюджет (по разным вариантам — от 30 до 70 процентов), а часть — регионы.

На что именно будут потрачены эти деньги, власти, похоже, еще не решили — в концепции ФЦП вместо конкретных решений фигурируют лишь основные направления деятельности. Речь идет, в том числе, о создании во всех регионах центров по обеспечению безопасности дорожного движения и повальной установке как стационарных, так и мобильных дорожных камер, о проведении регулярных профилактических мероприятий среди водителей и пешеходов (в духе акций «Пешеход — на переход», «Зебра» и рейдов «Нетрезвый водитель»), об искоренении правового нигилизма на дорогах и совершенствовании подготовки водителей в автошколах, а также о совершенствовании средств и методов оказания неотложной медицинской помощи на дорогах.

Конкретные же шаги, направленные к тому, чтобы сделать российские дороги безопасней, будут разрабатывать ответственные ведомства: МВД, Минпромторг, Минобразования, МЧС, Минздрав, Минтранс и Росавтодор. В этом, как говорится в тексте концепции ФЦП, чиновникам должен помочь международный опыт.

Нездоровый консерватизм

Члены Экспертного совета при правительстве РФ и аналитики Высшей школы экономики, подготовившие доклад «Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации» (.pdf), уверены, что предложенная концепция ФЦП до 2020 от пресловутого международного опыта бесконечно далека. Для сравнения, запланированный уровень в 4,17 погибших в ДТП на 10 тысяч автомобилей к 2020 году — это куда хуже показателя, к которому стремились наиболее развитые страны в середине XX века (3 человека на 10 тысяч автомобилей). Уже в 1990-2000-х годах наиболее прогрессивные государства вышли на так называемый уровень «above zero» («выше ноля»), когда на 10 тысяч машин приходится не более одного погибшего в ДТП.

От Швеции и Великобритании Россия по уровню смертности на дорогах отстает в 12 раз, от Германии и Японии — в 9,4 раза, от Австралии, Италии и Испании — в 8,3 раза, а от США (где на 1000 человек приходится 800 автомобилей) — в пять раз. В целом же эксперты, ссылаясь на данные таких международных организаций, как IRTAD (International Road Traffic and Accident Database — международная организация, ведущая учет мирового парка автомобилей и ДТП), ставят Россию по уровню безопасности дорог в один ряд с Китаем, Индией, Индонезией и Нигерией.

Все предыдущие попытки российских властей исправить печальную статистику на дорогах эксперты называют неудачными. Так, к 2012 году в рамках ФЦП количество погибших в ДТП хотели снизить в полтора раза по сравнению с уровнем 2004 года. В итоге снижение составило лишь 27 процентов. Впрочем, властям удалось на треть сократить детскую смертность в авариях и на 44 процента — количество погибших пешеходов. Транспортные риски с 2006 по 2012 год также упали с 11,13 до 6,6, однако по темпам их снижения Россия по-прежнему сильно уступает развитым странам.

Низкую эффективность федеральных программ по дорожной безопасности эксперты объясняют консервативным мышлением чиновников: в основе как старой, так и новой ФЦП лежит «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР», утвержденное еще в 1936 году. В нем проповедуются архаичные тезисы о «повышении правосознания и ответственности участников дорожного движения», «повышении дисциплины на дорогах» и «проведении информационно-пропагандистских кампаний». В современных же реалиях, полагают авторы доклада, пора переходить к принципам «грамотного, ответственного и дружелюбного» поведения, которые будут равно обязательны для всех участников дорожного движения.

Равные и еще равнее

Именно отсутствие равенства на российских дорогах и наличие касты привилегированных водителей аналитики называют главной причиной того, что все усилия властей улучшить дорожную безопасность идут насмарку. По данным соцопроса, проведенного ВЦИОМом среди сотрудников ГИБДД в марте 2013 года, к категории «неприкасаемых» в России относятся 20-40 процентов водителей в Москве и до 10 процентов в остальных регионах (опрошенные автомобилисты оценивают количество привилегированных водителей в 1-10 процентов). При этом около половины «блатных» водителей (чьи машины в большинстве случаев имеют спецномера) намеренно демонстрируют свое превосходство на дорогах, нарушают правила и представляют реальную опасность для других участников движения.

При общении с инспекторами привилегированные водители используют служебные удостоверения и другие документы, помогающие им уйти от ответственности. Порой впечатлить инспекторов удавалось даже удостоверением личного парикмахера главы региона или визитной карточкой с автографом высокого полицейского начальника, ведь за попытку задержать «блатного» нарушителя сотрудника ГИБДД могут запросто наказать или даже уволить. До тех пор, пока в России действуют послабления и исключения для отдельных категорий водителей, уверены авторы доклада, кардинальных перемен на дорогах ждать не приходится.

Свою отсталость в свете безопасности на дорогах Россия, по мнению экспертов, лишний раз подтверждает лояльным отношением властей и граждан к агрессивному вождению. Ввести наказание за опасную езду законодатели было попытались, но безуспешно. По мнению экспертов, в концепции ФЦП до 2020 года о недопустимости агрессивного вождения говорится недостаточно, а конкретные меры по борьбе с нарушителями даже не обозначены. Здесь эксперты предлагают подробно изучить иностранный опыт (за «неосторожное» вождение во многих странах предусмотрена административная ответственность, а за «опасное» — и вовсе уголовная) и провести в России кампанию по дискриминации агрессивного вождения. Однако каким образом понятия «опасного» и «неосторожного» вождения планируется подвести под российскую законодательную базу и реалии, не совсем понятно. Тем более неясно, как таких лихачей выявлять, ведь дорожных камер на всех не напасешься. Помочь здесь смогут разве что индивидуальные видеорегистраторы — благо они в России установлены чуть не на каждой второй машине.

По мнению дорожных инспекторов, которое приводит ВЦИОМ, повсеместная установка средств видеофиксации все же собьет спесь с «блатных» автомобилистов. Дополнительно гаишники предлагают снимать на видео и все переговоры инспекторов с водителями, чтобы запись при этом транслировалась в интернет. За попытки нарушителей использовать свое служебное положение или связи при общении с инспекторами гаишники предлагают жестко наказывать, и в этом с ними солидарны большинство опрошенных социологами автомобилистов. Кроме того, ГИБДД выступает за отмену привилегированных серий автомобильных номеров.

Эксперты же полагают, что России мало избавиться от привилегий для определенных сословий и прочих феодальных пережитков — стране необходимо переосмыслить ценность человеческой жизни. Ведь само существование норматива по погибшим в ДТП в год говорит о том, что в ближайшей перспективе страна ежегодно готова расставаться с двумя-тремя десятками тысяч человек. При этом в пересчете на рубли стоимость человеческой жизни в России ничтожна: по страховке за каждого погибшего в ДТП полагается всего 160 тысяч рублей, хотя новая ФЦП оценивает ущерб от гибели одного человека в 5,7 миллиона рублей.

Курс лечения

Подводя итог, критики ФЦП предлагают подойти к повышению безопасности на российских дорогах более серьезно и к 2014 году подготовить на базе концепции федеральной программы и замечаний экспертов масштабную Государственную программу по БДД. В рамках такой госпрограммы, по мнению экспертов, необходимо тщательно изучить международный опыт и издать в России основные иностранные руководства по безопасности на дорогах. Одновременно требуется дополнить федеральное законодательство — в стране следует сократить использование спецсигналов и автомобилей сопровождения, гарантировать беспристрастность сотрудников ГИБДД при рассмотрении дорожных аварий, запретить предъявлять инспекторам любые служебные удостоверения и отменить номера спецсерий. Наконец, Россия должна отказаться от архаичной практики, позволяющей виновнику ДТП со смертельным исходом договориться с родственниками погибшего и уйти от уголовной ответственности.

Подготовленный Экспертным советом при правительстве и аналитиками ВШЭ доклад — пожалуй, первая попытка комплексно повлиять на архаичный подход российских властей к повышению безопасности на дорогах, причем в нем учтено много предложений, которые ранее пытались лоббировать депутаты и общественные активисты. По сути документ предлагает самым кардинальным образом изменить нормы поведения на дорогах. Необходимость в переменах давно назрела, и доклад критиков ФЦП отвечает на этот запрос — в этом его сильная сторона. Но в радикализме предложений — одновременно и его слабость: они совершенно не вписываются в современную российскую реальность. Нельзя установить равенство всех перед законом исключительно на проезжей части, сперва потребуется реформировать всю современную систему общественных и политических отношений в стране. Государство же к таким переменам явно не стремится, поэтому следует ожидать, что правительство утвердит концепцию ФЦП без особых изменений, а экспертный доклад отправит на полку — до лучших времен.

Обсудить
Обреченный на разрушение
Как живется людям на исчезающем острове в городской черте Архангельска
Петр Лидов-Петровский: «Послужите! Людьми станете»
Стоит ли сегодня уклоняться от призыва в российскую армию
«Движуха, которой раньше не было»
Что стоит за протестной активностью юных россиян
Владимир Путин и Хасан РуханиНе союзники, но партнеры
Рухани привез в Москву соглашения на миллиарды долларов
Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество
Больно, но полезно
Китай готовится к реформе госкорпораций, чреватой социальным взрывом
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Цель — premium
«Дочка» Hyundai — Genesis — презентовала новую модель
Мясо по-бразильски
Чем для российского рынка обернется скандал с некачественной южноамериканской говядиной
Диалектика «Платона»
Как система взимания платы становится инструментом борьбы с поборами на дорогах
Небо Индокитая
Что принесет России LIMA 2017
Как оформлялась сталь
Какие новшества готовит Росгвардия для российских владельцев стволов
Не уберегли
Как в изоляторах погибают ключевые свидетели по антикоррупционным процессам
Срисовали
Как разоблачили банду, охотившуюся на картины знаменитых художников
Красный — новый черный
Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
Фарту масти
Как простые русские парни становятся легендами киберспорта
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
«Клетка»Приятного аппетита
Как балерины Большого театра убили и съели всех мужчин труппы
Глубины глубинки
Редкие картины русского авангарда на выставке «До востребования. Часть II»
Неиллюзорная красота
Как постичь тайны мироздания через женские формы
Михаил Айзенберг: Вне образа и подобия
Культура как способ существования
«Митинги обсуждают покруче, чем Диану Шурыгину»
Администратор «Двача» о нравах и протестных настроениях современных подростков
Поставщик мемов
Как психованный актер сражается с могущественной армией интернет-троллей
«Белые не хотят, чтобы мы размножались»
Почему чернокожие националисты хотят вернуть себе технологии пришельцев
Катя Клэп«Ты же девушка, сиди дома и вари борщи»
Как самые популярные женщины Рунета противостоят ненавидящим их школьникам
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Место, где живут мозги
Как выглядят штаб-квартиры известнейших автомобильных компаний
Невспаханная «Нива»
12 модификаций легендарного внедорожника, о которых вы не знали
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше