В воскресенье, 13 октября, в столичном районе Западное Бирюлево произошли массовые уличные беспорядки — крупнейшая националистическая акция в столице со времен столкновений на Манежной площади в 2010 году. Сотни человек громили торговый центр «Бирюза» и местную овощебазу, возводили баррикады и дрались с омоновцами. Конфликт развивался по традиционному уже сценарию — ему предшествовало убийство русского, совершенное, предположительно, «мигрантом». Корреспондент «Ленты.ру» наблюдал за тем, как сплотились и воевали активисты националистических движений, футбольные фанаты и местные жители.
Обстановка в Западном Бирюлеве (район на юге Москвы) начала накаляться еще несколько дней назад. В ночь на 10 октября в Востряковском проезде был убит 25-летний Егор Щербаков. Молодой человек провожал девушку домой; неизвестный мужчина стал приставать к его спутнице, завязался конфликт. В итоге мужчина ударил Щербакова ножом и скрылся. Девушка заявила, что убийца выглядел как «приезжий с Кавказа».
Вечером 12 октября в Бирюлеве состоялся стихийный митинг местных жителей, которые пришли к зданию районного отдела полиции и потребовали найти убийцу, ужесточить миграционное законодательство, закрыть расположенную неподалеку овощную базу, где работает множество мигрантов. Ночью район патрулировали националисты, произошло несколько стычек с правоохранителями, однако на этом все закончилось — было объявлено о «народном сходе», намеченном на воскресенье.
Вечером 13 октября возле дома в Востряковском проезде, рядом с которым был убит Щербаков, собралось несколько сотен человек. В основном — молодые люди в спортивной одежде и с закрытыми лицами. Некоторые жители дома вышли на акцию в халатах и домашних тапочках.
Одна местная жительница объясняла, что «все проблемы от овощной базы» (в Западном Бирюлеве расположена одна из крупнейших в Европе овощных баз). «Эта база — рассадник мерзости. По вечерам из нее демонстрациями выходят, и все идут по нашим подъездам. У нас в районе в каждом подъезде, во всех подвалах одни черные. Эти грязные мерзавцы. И этот мерзавец, который убил, работал недалеко, продавцом в магазине на “Бирюлево-Товарной”», — уверенно говорила женщина. Мужчина рядом кричал: «Нужно уволить все руководство полиции и управы, которые покрывают. Все же они деньги имеют за то, что чурки здесь живут!» Девушка предложила начать патрулировать улицы. «Да не выйдет ничего, пока эта база работает, — ответил ей молодой человек в капюшоне. — Нужно на нее идти». Рядом прогуливался один из организаторов «Русских маршей» Александр Белов-Поткин: «Мужики, претензии понятны. Я хочу, чтобы вы организовали инициативную группу. Соберитесь те, кто готовы работать». Его слова утонули в крике возмущения — к митингующим подошел глава управы Западное Бирюлево Виктор Легавин. Собравшиеся начали скандировать: «Уходи!»
Глава управы попытался объяснять: «Граждане, работа велась…» «Велась… Может, тебя нужно убить, чтобы она быстрее велась?» — прокричали с задних рядов собрания. «Вы готовы к тому, что самосуд начнется?» — спросил у главы управы мужчина с нашивкой ФК «Спартак». «Брат...» — Легавин положил ему руку на плечо. «Я тебе не брат, ты, чиновник, научись с людьми говорить сначала. Почему вы ничего не делаете? На ******** этот вопрос у вас решить не получится», — сказал «спартаковец».
Виктор Легавин предложил организовать из собравшихся «инициативную группу», чтобы отправиться вместе с ней в здание управы и «наметить там пути решения».
«Ты ******!» — сказал кто-то из футбольных фанатов. В этот момент часть собравшихся, около 600 человек, с криком «Русские, вперед!» двинулась в сторону местного торгового центра «Бирюза». «Покажем на конкретном примере, что у нас на районе творится», — объяснил один из националистов. Толпа пробежала мимо детских площадок, кто-то бросил взрыв-пакет за забор, на территорию управы. Через несколько минут люди подбежали к торговому центру, двухэтажному зданию, отделанному красно-белым сайдингом.
Националисты и местные жители выстроились на парковке перед ТЦ и начали организованно кричать: «Мы русские, мы дома!» Несколько человек в спортивных костюмах увидели мужчину кавказской внешности, который на тележке перевозил коробки с одеждой. Они повалили его на землю и начали бить ногами. Тот смог вывернуться и скрылся в здании торгового центра. Охранники немедленно закрыли за ним дверь. Другой грузчик забежать внутрь не успел; группа из двадцати человек прижала его к дверям и начала избивать. Тем не менее, охранникам удалось затащить грузчика внутрь здания.
Уже больше сотни человек начали пробиваться внутрь ТЦ, пинали и толкали двери. Охрана пыталась укрепить их железными балками, но это не помогло: погромщики разбили двери, бросив в них припаркованный рядом велосипед, несколько камней и столбик с парковки.
Охранники убежали в недра «Бирюзы». «Куда, суки! Будем убивать!» — с криками ворвались внутрь националисты. Трое из них разломали киоск с лотерейными билетами при входе, бросили в окошко дымовую шашку. Остальные побежали по магазинам, разбивая витрины и переворачивая прилавки и манекены. «Что же вы делаете-то, нелюди?!» — вскрикнула одна из продавщиц. «Спасаем Россию, женщина», — ответил ей погромщик.
Большинство продавцов успели выбежать из здания через заднюю дверь еще до того, как националисты и местные жители ворвались внутрь. Они кинулись преследовать сотрудников торгового центра, но скоро вернулись обратно и бросили в двери здания еще несколько дымовых шашек.
Мимо пробежал один-единственный полицейский. За все время с начала шествия от дома в Востряковском проезде до прорыва в «Бирюзу» (это заняло около 40 минут) на место приехало пять автобусов с бойцами ОМОН. Они не предпринимали никаких действий и не выходили из транспорта еще около десяти минут. Наконец, все повыпрыгивали из автобусов и строем направились к торговому центру.
У входа в «Бирюзу», тем временем, собралось больше тысячи человек. Многие родители привели с собой детей школьного возраста. Мальчик лет 12-ти показал приятелю такого же возраста на торговый центр: «Максим, пойдем же хачей бить скорее!»
Когда омоновцы перекрыли вход в здание магазина, несколько женщин закричали: «Хотите еще убийств? Что же вы делаете?» В толпу ворвались омоновцы в полном обмундировании, они вывели нескольких погромщиков и отвели их в автобус. Полиция прошла по площади перед «Бирюзой», выстроившись в цепочку, и выдавила собравшихся на проезжую часть Булатниковской улицы. Толпа перекрыла движение. В маршрутном автобусе сидел мужчина кавказской внешности, его заметили в толпе, один из участников акции достал из кармана нож и продемонстрировал его пассажиру автобуса.
Тем временем, автобус с задержанными погромщиками окружила толпа. Люди скандировали: «Отпускай!» К полицейским подбежала школьница-подросток и крикнула: «Сраный ОМОН, вы против русских!» Омоновцы отогнали людей от автобуса дубинками. Одному из полицейских в потасовке разбили лицо, он громко сказал: «Ребят, так не решим вопрос. Идите по домам». На что получил ответ: «Вы за чурок! Надо вас *****! И правительство надо *****!»
Националисты начали забрасывать полицейских бутылками и палками. Чтобы не дать проехать автобусу с задержанными, люди попытались построить баррикады: вывезли на дорогу помойки и перевернули их. Автобус с задержанными быстро развернулся и уехал в одно из ОВД в Чертаново.
Осознав, что помочь тем, кого увезли в ОВД, не удастся, люди вернулись к «Бирюзе». Возле торгового центра уже бегали пожарные со шлангом. Проходившая мимо женщина сказала своей дочке: «Учи английский, и мы уедем отсюда. В этой стране делать нечего».
Через несколько минут в толпе начали переговариваться «Ну, на базу надо», «На базу идем?» Кто-то более уверенный крикнул: «На овощку!» — и толпа быстрым шагом направилась в сторону овощной базы, которую местные жители считают главным местом работы мигрантов.
Несколько раз полиция пыталась остановить движение, но сотрудников не хватало; омоновцев просто огибали справа и слева. По пути националисты и местные жители отламывали зеркала у припаркованных автомобилей. Вскоре около 800 человек подошли к первым воротам базы. «К вам будут применены меры и вы будете задержаны!» — сказал в мегафон омоновец. Толпа начала скандировать традиционный уже лозунг: «Мы русские, мы дома!», но прорывать оцепление не стала и направилась дальше по улице Подольских курсантов. Из-за оцепления с территории базы не выпускали автомобили. Один из водителей попросил омоновцев его пропустить. Полицейский ему крикнул: «Ты что? Куда ты? Перевернут твою машину!»
Добраться до входа на базу смогли в итоге около ста человек, остальных оттеснила полиция. По пути этот передовой отряд разломал ворота шиномонтажа. «Сука, наконец, наконец русские проснулись!» — кричал один из погромщиков. «Кто заднюю даст, тот *******! — кричал другой. — У кого есть бутылки? Нам очень понадобятся!» Несколько человек попытались перелезть через забор, но не смогли из-за колючей проволоки.
Погромщики навалились на железные ворота овощебазы и в несколько толчков выбили их. Забежав внутрь, немедленно разбили стекла в пустой будке охранника и побежали на территорию базы. Там не было ни охранников, ни мигрантов. Полиция погромщиков не преследовала, поэтому они беспрепятственно били все, что можно было разбить: перевернули холодильник с кока-колой и набрали себе бутылок; разграбили холодильники. Открыли дверь склада, вытащили ящики с мандаринами и разбросали их по асфальту. Кое-кто рассовывал фрукты по карманам.
Мимо разъяренных людей, бьющих стекла в одном из зданий базы, проехал автобус с полицейскими. Он завернул за угол. «Парни, мы показали нашу силу, пора уходить!» — прокричал мужчина, возглавлявший группу погромщиков. Не встретив никакого сопротивления, они вышли на парковку с сотнями фур, готовых к погрузке. Водители в кабинах срочно задернули шторы и выключили свет. Погромщики прошли мимо. На выходе из базы полиция соорудила живой коридор. Побывавших на базе встречали свистом и аплодисментами те, кого успела отсечь полиция. Почти сразу их начали задерживать и отводить в автобусы. Всего, по данным МВД, в Бирюлеве задержали около 380 человек. Пятеро правоохранителей были ранены.
После овощебазы часть погромщиков вернулась к «Бирюзе». Возле торгового центра произошло еще несколько столкновений с полицией. Ближе к 22:00 националисты и местные жители начали расходиться по дворам.