В понедельник руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко обвинил США в том, что они нарушают свои международные обязательства и, в частности, Конвенцию по биологическому и токсинному оружию, причем направлена противоправная деятельность американцев против россиян. Обеспокоенность Онищенко уже в очередной раз вызвала грузино-американская биолаборатория, расположенная под Тбилиси. С грузинской территории, считает Геннадий Григорьевич, на Россию наступают различные вирусы, вызывающие падеж свиней и прочие напасти.
«По нашим оценкам, — цитирует Онищенко «Интерфакс», — эта лаборатория является важным звеном в наступательной части военно-биологического потенциала США. Цель этой лаборатории — изучая ситуацию с природными очагами с циркуляцией вирусов на территории Российской Федерации и Закавказья, разрабатывать рецептуры, способные быть задействованными в дестабилизации экономики, политической ситуации в стране. Речь идет о возможности скрытого применения. Примеры уже есть».
Говоря о примерах, главный санитарный врач, очевидно, имеет в виду несколько случаев вспышки африканской чумы свиней, последние из которых были зарегистрированы в России летом этого года. Смертельный для животных вирус был выявлен в Ростовской, Волгоградской, Белгородской областях, причем в последней сосредоточено чуть менее трети от всего индустриального производства свиней в России. Правда, практически все случаи свиной чумы (по словам главы Минсельхоза РФ Николая Федорова, до 90 процентов) пришлись на личные подсобные хозяйства, где не соблюдаются никакие санитарные нормы. Трудно представить, что американо-грузинские диверсанты, в существовании которых так уверен Онищенко, действительно совершили рейд по частным фермам, чтобы заразить тамошних свиней.
Центральная лаборатория общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара, не дающая главе Роспотребнадзора покоя вот уже несколько месяцев, была открыта в пригороде грузинской столицы 18 марта 2011 года. В ее возведение американцы инвестировали 100 миллионов долларов (по данным Онищенко — 350 миллионов). Объект расположился на территории бывшей советской военной части в селе Апрелевка, входившей в комплекс российской Ахалкалакской военной базы.
При открытии лаборатории было заявлено, что она предназначена для обнаружения особо опасных инфекций среди населения и животных, а также для эпидемического надзора и научных исследований. «Грузия должна гордиться тем, что у нее есть такая лаборатория. Когда сегодня нас спрашивают о том, зачем был построен этот центр, наш ответ таков: эта организация должна способствовать избежанию распространения эпидемических заболеваний среди людей и животных», — заявлял в свое время посол США в Грузии Ричард Норланд. Он же утверждал, что американцы работают в указанном направлении с «максимальной прозрачностью, в том числе для России и всего мира».
До поры до времени деятельность лаборатории не вызывала со стороны России никаких нареканий. Пока летом 2011 года Онищенко внезапно не высказался в духе своих постоянных фобий — «нас убивают голландские огурцы» или «нас травят украинским сыром». Тогда в России тоже регистрировались вспышки свиной чумы, и главный санитарный врач впервые напрямую связал распространение заболевания с деятельностью грузинской лаборатории. «Я абсолютно однозначно могу сказать, что эта чума свиней пришла к нам из Грузии», — заявил Онищенко, присовокупив, что к указанной «экономической диверсии» причастны и американские бактериологи.
Похоже, опасения главного санитарного врача России были порождены сообщениями о том, что впервые на территории бывшего СНГ африканская чума свиней объявилась рядом с «американской военной базой» в Грузии в 2010 году. Можно предположить, что речь идет именно об Апрелевке, где на территории бывшей советской военной части начала строиться американская лаборатория, поскольку никаких американских военных баз в Грузии не существует. СМИ в свое время интригующе писали о том, что неспроста с грузинской стороны «содиректором» лаборатории была назначена Анна Жвания, ранее занимавшая пост начальника специальной службы внешней разведки, а американскую делегацию на церемонии открытия лаборатории возглавлял Эндрю Вебер — заместитель главы Пентагона по вопросам ядерной, химической и биологической защиты. Все это впоследствии дало повод Онищенко говорить о том, что свиная чума, за последние годы нанесшая российским хозяйствам убытков на сумму в 2 миллиарда долларов, была занесена с той стороны кавказских гор.
В июле этого года, когда на российском рынке уже появились и грузинское вино, и «Боржоми», Онищенко напрямую связал дальнейшее расширение экономического сотрудничества с республикой с деятельностью пресловутой лаборатории: «По мере расширения контактов, поставок на территорию РФ продуктов виноделия, овощей, других продуктов сельского хозяйства, наша тревога по поводу наличия на территории Грузии мощной и неподконтрольной грузинским властям биологической лаборатории ВМС США будет все больше и больше возрастать».
Этому заявлению предшествовало появление комментария МИД РФ в связи с публикацией доклада Госдепартамента США о соблюдении соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения. Хоть там и не упоминалось конкретно об объекте в Апрелевке, российские дипломаты заявили: «Серьезную озабоченность у нас вызывает и биологическая деятельность Минобороны США вблизи российских границ». Понятно, что здесь, как в случае с высказываниями Онищенко, речь идет о лаборатории под Тбилиси.
В конце лета, после того как в Сирии в результате химической атаки погибли несколько сотен человек (тогда правительство сирийского президента Башара Асада и представители повстанцев возложили вину за применение химоружия друг на друга), лабораторию имени Лугара приплели и сюда. Как написал главный редактор издания бывших сотрудников Госдепартамента США и разведки «Ветераны сегодня» («Veterans Today») Гордон Дафф (Gordon Duff), химическое оружие (газ зарин) при содействии американских военных было доставлено из Грузии в Сирию через турецкую территорию. Эту информацию подхватили и российские СМИ. В Тбилиси, разумеется, подобные рассуждения назвали «полной глупостью».
Реагируя на июльские заявления Онищенко, грузинская сторона поспешила заявить о том, что лаборатория в Апрелевке будет передана из-под контроля американцев под управление Тбилиси и станет департаментом Министерства здравоохранения республики. Но это почему-то только усилило подозрение главы Роспотребнадзора. «Теперь после наших заявлений вдруг их резко чуть ли не подчинили минздраву Грузии. Это нас не убеждает, вернее, это нас убеждает еще раз в нашей правоте, — заявил Онищенко, не упустив случая съязвить в адрес Тбилиси: — С таким же успехом можно было подчинить эту лабораторию министерству культуры и поглумиться над древней и великой культурой грузинского народа».
Не убедили санитарного врача и слова американского посла Ричарда Норланда, отметившего, что лаборатория является абсолютно открытой для ученого сообщества, в том числе и для российских специалистов.
Тот факт, что на объект действительно планируется допустить посторонних лиц, подтвердил в августе и замминистра иностранных дел Грузии Давид Залкалиани — по его словам, лаборатория «работает открыто и используется исключительно для научных целей». В ближайшее время, пообещал чиновник, в ней пройдет презентация, на которую приглашены и зарубежные дипломаты. Позже, в сентябре, министр здравоохранения Грузии Давид Сергиенко пригласил и самого Онищенко посетить лабораторию. Хотя, как ранее рассказывал руководитель Грузинского центра по контролю за заболеваниями Амиран Гамкрелидзе, летом 2013 года представители Роспотребнадзора уже дважды побывали в лаборатории и детально ознакомились с проводимыми там исследованиями.
Но, как видно из последних высказываний главы Роспотребнадзора, все увещевания грузинской стороны пропали втуне. По мнению Онищенко, поскольку Грузия, забрав лабораторию под свой контроль, самостоятельно просто не сможет ее обслуживать («всего бюджета здравоохранения Грузии вряд ли хватит для поддержания в рабочем состоянии этого мощного военного объекта»), центр следует просто закрыть. В этом случае Онищенко сулит грузинам расширение ассортимента вин, которые Россия готова допустить на свой рынок (9 октября были запрещены поставки в Россию 28 наименований грузинской алкогольной продукции). Пока еще Грузия никак не отреагировала на последние заявления Онищенко, которые, вообще говоря, напрямую свидетельствуют о том, что потепление, наметившееся в отношениях двух стран после осени 2012 года, пока еще очень далеко от глобальных климатических изменений.