В церкви и матом

За что Роскомнадзор выносил предупреждения российским СМИ

Фото: пресс-служба Роскомнадзора

Агентство «Росбалт» стало первым крупным российским СМИ, которое Роскомнадзор лишил через суд свидетельства о регистрации. Причиной для этого послужили два предупреждения, полученных агентством от надзорного ведомства. Однако если присмотреться к тому, что вообще происходит с предупреждениями, выписанными Роскомнадзором, то хочется спросить: почему именно «Росбалт»? В России немало СМИ, спокойно продолжающих работу после того, как ведомство предупредило их не меньше — а то и больше — двух раз. Они либо просто игнорируют требования регулятора, либо просто удаляют контент, послуживший поводом для реакции со стороны Роскомнадзора. При этом сами предупреждения носят зачастую абсурдный и анекдотический характер.

«Лента.ру» изучила перечень всех предупреждений, которые Роскомнадзор вынес СМИ с января по сентябрь 2013 года. До недавнего времени этот список находился в открытом доступе, однако затем был удален, но его все равно можно найти в кэше поисковых систем. Два предупреждения, выписанные в течение года, являются основанием для того, чтобы ведомство через суд приостановило или отозвало у СМИ свидетельство о его регистрации, — что и было продемонстрировано на примере «Росбалта». Судя по перечню Роскомнадзора, больше всего рискуют СМИ, использующие матерные слова и упоминающие группу Pussy Riot. «Росбалт», как уже сообщала «Лента.ру», попался и на том, и на другом. Один ролик с сайта агентства Роскомнадзор потребовал удалить за то, что в нем фигурирует матерщина, другой — формально за то же самое, но с отягчающим обстоятельством: в нем присутствовала еще и группа Pussy Riot.

Вообще основание номер один для вынесения СМИ предупреждений в перечне Роскомнадзора — «использование СМИ для осуществления экстремистской деятельности». И почти все, получившие предупреждения по этому пункту, пострадали за панк-молебен. Новостные заметки о том, что клип «Богородица, Путина прогони», может быть признан экстремистским, многие СМИ проиллюстрировали самим видеороликом. И получили предупреждения, как только суд подтвердил, что клип действительно следует считать экстремистским. Среди предупрежденных: сайты «Московского комсомольца» и «Аргументов и фактов», информационный портал «Полит.ру», санкт-петербургские «Питер-ТВ» и приложение «Делового Петербурга» под названием «Нева-24», а также агентство «Новый регион».

Реакция на предупреждение была практически идентичной: почти все издания удалили ролик, изначально выложенный на Youtube. «Мы не согласны со справедливостью вынесенного предупреждения, но и спорить не стали. Инвестиции в развитие проекта не предусматривают судебных издержек, которые мы могли бы понести, если бы обжаловали предупреждение в суде», — заявил «Ленте.ру» шеф-редактор портала DP.ru Денис Лебедев.

Только одно СМИ — «Новый регион» — предупреждение об удалении ролика не выполнило, и он по-прежнему доступен на сайте. Речь идет о материале, в котором православный активист Кирилл Фролов осуждает актера Никиту Джигурду в ходе их спора об особенностях творчества Pussy Riot. По всей видимости, это связано с тем, что «Новый регион» зарегистрирован довольно хитрым способом. СМИ с таким названием есть, но сайт к нему как бы не относится. Там только мелким шрифтом указано, что «доля на сайте NR2.Ru материалов зарегистрированного в РФ СМИ "Новый Регион" с указанными выше реквизитами составляет не более 15% от общего объёма публикуемой информации». А на самом сайте говорится, что он зарегистрирован в Шотландии. По указанному там контактному телефону «Ленте.ру» никто не ответил.

Видимо, шотландское происхождение позволяет сайту игнорировать и второе предупреждение, вынесенное «Новому региону» Роскомнадзором. Причем видеоролик, ставший предметом разбирательства, уже удален даже с Youtube, но ссылка на него на сайте NR2.ru все равно осталась.

Изображение Богородицы в балаклаве авторства новосибирской художницы Марии Киселевой не менее опасно для СМИ, чем сама группа Pussy Riot, в честь которой и был сделан рисунок. Одно (а всего за год, получается, второе) предупреждение за его публикацию получил сайт «Полит.ру». Сайт «Грани.ру» был предупрежден за публикацию рисунка дважды. «Первое предупреждение мы получили еще до того, как картина была признана экстремистской, — рассказала «Ленте.ру» генеральный директор «Граней.ру» Юлия Березовская. — Мы обжаловали его, а второй раз поставили "икону Pussy Riot" к тексту о том, что нам вынесено предостережение за ее использование. После первого предупреждения мы не стали удалять картинку и проиллюстрировали ею новость о санкциях к нам. Это нормальная журналистская работа — без публикации рисунка никто бы не понял, за что нас вообще предупреждают. И сразу получили второе. Мы начали бороться, обжаловали предупреждения в Таганском суде. Настаивали, что Роскомнадзор занимается избирательным правоприменением — рисунок был на тысячах других сайтов, а взялись почему-то только за нас». Оба предупреждения суд признал законными, «Грани.ру» обжаловали это решение в Мосгорсуде (тот к рассмотрению апелляции еще не приступал) и держались до тех пор, пока Роскомнадзор не пригрозил «Граням» не просто лишением регистрации, а блокировкой сайта и перспективой оказаться в «черном списке». Руководство «Граней.ру», рассказывает Березовская, было вынуждено подчиниться. Вместо карикатурного изображения Богородицы заметки теперь проиллюстрированы черным прямоугольником с надписью «Иллюстрация удалена по требованию властей РФ под угрозой блокировки сайта».

В раздел с громким названием «Разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну» на практике попали СМИ, предупрежденные за разглашение персональных данных тех или иных граждан. От имен состава присяжных одного из камчатских судов до фамилий топ-менеджеров Новолипецкого металлургического комбината вместе с указанием размера их зарплат. Диковато в этом разделе смотрится предупреждение, вынесенное журналу «Роды.ру» «за публикацию в материале "Роды от старта до финиша" фотоснимков процесса родов гражданки и ее новорожденного младенца».

За пропаганду порнографии закономерно были предупреждены несколько локальных телеканалов, показавших художественные фильмы с названиями а ля «Этюд на троих». Каким-то анекдотическим образом в пропаганде порнографии была уличена входящая в ИД «Провинция» «Газета Дона», опубликовавшая в своей бумажной версии статью под названием «В спальню к любимой».

Вступление в силу закона о запрете матерной брани в СМИ обеспечило сотрудников Роскомнадзора работой надолго и с максимальной отдачей. Екатеринбургский сайт «Ура.ру» получил предупреждение оптом: сразу за два материала, где разбавленные звездочками матерные слова фигурировали в заголовках. Причем оба раза это были цитаты. «До этого мы сталкивались с предупреждением только за высказывания на редакционном форуме», — напомнил «Ленте.ру» предыдущие события главред издания Михаил Вьюгин. Действительно, это был громкий скандал — на примере «Ура.ру» Роскомнадзор впервые отработал тактику, по которой лишить СМИ лицензии можно не только за редакционный контент, но и за читательские комментарии к нему. После того как летом 2013 года руководство сайта получило новые предупреждения, оно удалило один текст и отчиталось об этом перед территориальным управлением Роскомнадзора. Во втором тексте заголовок «Урал с Сибирью восстанут — Москва *** сосать будет» был изящно заменен на «Урал с Сибирью восстанут — Москва загнется».

Еще в Саратове живет женщина, которая, наверное, и сама не знает, сколько вреда она причинила местным СМИ. 24 июня этого года она сидела на переднем сидении легкового автомобиля. Это было вечером на улице Танкистов. В Саратове в тот день шел сильный ливень: потоки воды по колено, машины в пробке. Видеорегистратор автомобиля, в котором находилась женщина, зафиксировал, как стоявшие в пробке транспортные средства разбросал в разные стороны мчавшийся с горы грузовик с отказавшими тормозами. Женщина произнесла несколько сильных слов, одно из которых рифмовалось со словом конец. А ее муж тем же вечером выложил запись с регистратора на Youtube.

Пять саратовских СМИ, разместивших этот ролик, получили предупреждения от надзорного ведомства. Трое главных редакторов по представлению местного управления Роскомнадзора были еще и оштрафованы на 5 тысяч рублей каждый. «Ролик спокойно провисел дня три, а потом завертелось. Нам местные товарищи из Роскомнадзора уже в частной беседе сказали, что это в Москве увидели видео, возбудились и потребовали нас всех примерно наказать», — рассказал «Ленте.ру» один из пострадавших. «В суде сослались на словарь русского языка, доказали, что мат — это мат, и оштрафовали меня за злоупотребление свободой слова», — сетует шеф-редактор сайта «Общественное мнение» Алексей Голицин. Голицин штраф обжаловать не стал, ролик, как и все остальные наказанные, с сайта удалил.

Главред ИА «Версия-Саратов» Александр Радин продолжает бороться против вынесения предупреждения и наложения штрафа. «Это был потоп, самая настоящая катастрофа, — горячо доказывает он. — Наши журналисты весь день и всю ночь работали. Первое предупреждение мы получили за видеоролик, где автостоянка сползает и проваливается. У любого человека вырвалось бы слово, которое сказал автор видео. А по второму видео с регистратора не факт, что это мат, там слово не до конца произнесено было. Мы работали в условиях ЧС, поэтому я не считаю, что нарушили закон». Обжалование продолжается.

На таких же пользовательских видео «погорели» еще несколько СМИ. Они публиковали ролики из серии «Иномарка на скорости сбила ограждение железнодорожного переезда в Куяре. ВИДЕО» — и всем без объяснений понятно, что подобное событие без обсценной лексики за кадром обойтись в принципе не может. Матерщина не запикивалась, за это следовало предупреждение, и СМИ удаляло видеоролик, а то и текст вместе с ним — от греха подальше. Потом наступала очередь извинений перед Роскомнадзором — такова стандартная схема.

Но даже здесь, где все, казалось бы, яснее ясного, Роскомнадзор не сумел обойтись без абсурда. Так, не производящий собственных новостей и текстов агрегатор Newsland получил предупреждение за материал, который, разумеется, ему не принадлежал. Текст рассказывает о забавном американце, который решил стать даже большим русским патриотом, чем многие из тех, кто родился в нашей стране. К тексту прилагается видео, заснявшее, как американец спрашивает у прохожего, не знает ли тот, где находится Красная площадь. «Иди на ***, нет никакой Красной площади», — выдает ему поддатый прохожий.

Матерное слово запикано, но это не спасло ресурс от предупреждения, после чего Newsland удалил видео, оставив лишь текст. А также ссылку. Если бы эксперты Роскомнадзора прошли по ней, то увидели бы, что Newsland взял этот текст с сайта «Переводика», который не зарегистрирован как СМИ, а потому не получал никаких претензий — там текст сохранился вместе с видео. А если копнуть еще чуть дальше, то можно увидеть, что даже не для «Переводики» готовился тот материал, поскольку оригинал его был опубликован в журнале «Русский репортер». Уважаемом, лицензированном СМИ, которому, уж если совсем по букве закона, и должно было бы с самого начала адресоваться предупреждение.

Еще немного абсурда: группа «Барто» выпускает альбом, который находится и в продаже, и в свободном доступе. Но предупреждение за экстремизм получает красноярская «Сегодняшняя газета», отрецензировавшая альбом.

В результате, напомним, свидетельства о регистрации лишился «Росбалт», хотя в России есть немало других СМИ, просто напрашивающихся на это. Сыктывкарское агентство «Рубеж Севера» — рекордсмен в перечне Роскомнадзора, у него три предупреждения за 2013 год (предупреждения выносятся на год и по прошествии этого срока «сгорают»). Все три — за нецензурную брань. Два текста, содержавших матерщину, редакция ультранационалистического издания удалила. Третий материал под названием «Припасенное для педерастов яйцо разбилось об голову журналиста» прекрасно себе существует — Роскомнадзор потребовал удалить только один из комментариев читателя к этому произведению.

Обсудить
Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года в связи с реконструкцией МосквыВзрыв храма Христа Спасителя: как это было
85 лет назад главный собор России уничтожили по поручению Сталина
Взял «Высоту»
О каких мечтах Путин поведал челябинским рабочим
ДТП под Ханты-Мансийском
В Югре попал в аварию автобус с детской командой по акробатике: 12 погибших
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Иллюстрация к испарению черной дырыСпорная дыра
Хокинг предложил новое описание черных дыр
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
«Женские ноги должны быть длинными»
11 лучших книг года о войне, зависти и любви
Александра Ребенок и Игорь Верник в спектакле «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»«В отчаянной попытке остаться вдовой»
Как Богомолов растерял театральность в спектакле по пьесе Вуди Аллена
Не за бесценок
Самые дорогие картины, проданные на аукционах Christie's за 250 лет
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАССТы меня на рассвете разбудишь
Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить