Белорусские власти продолжают ставить перед собой амбициозные задачи. 12 ноября Минск сообщил о намерении за четыре месяца добыть 1,5 миллиарда долларов посредством приватизации. Увеличивать доходы будут в том числе и за счет населения: правительство запланировало повышение налогов и ввод новых сборов. Среди них значится, к примеру, предложенная президентом пошлина на зарубежные покупки в размере 100 долларов «с носа».
Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович 12 ноября поручил Госкомимуществу разработать список предприятий, за счет которых можно получить 1,5 миллиарда долларов в четвертом квартале 2013 года и первом квартале 2014-го. Ведомство должно внести список на рассмотрение Совета министров через неделю. При самом благоприятном раскладе начать процесс активной приватизации удастся с декабря, то есть на выполнение поручения у Госкомимущества осталось всего четыре месяца.
Какими будут результаты очередной, на этот раз весьма срочной, приватизации, можно предположить уже сейчас. Эффективность работы белорусских чиновников в такой краткосрочной перспективе не изменится, отношение президента страны Александра Лукашенко к частному бизнесу — тоже. В этом же составе правительство проводило программу приватизации в 2012 году. Тогда планировали получить 2,5 миллиарда долларов, но план продажи имущества провалили.
Еще в феврале этого года глава Госкомимущества Георгий Кузнецов назвал основную причину неудачи. По его словам, результаты приватизации будут успешными только при наличии принципиального согласия правительства на продажу активов, в том числе высоколиквидных. Президент в целом не против продажи, но запрашивает немыслимую для инвесторов цену. Покупатели же при оценке активов учитывают политический риск, забыть о котором не позволяет недавняя национализация кондитерских фабрик «Коммунарка» и «Спартак».
Недавно Лукашенко анонсировал еще одну национализацию: президент поручил нарастить госдолю в заводе «Керамин» (производит строительные материалы). Он был приватизирован еще в 1994 году, собственниками стали руководители и работники предприятия. 12 ноября Лукашенко поручил увеличить госдолю до 80 процентов. «Сегодня у государства около 60 процентов акций [«Керамина»] — мало, кое-кто недорабатывает», — посетовал президент. Как будет происходить национализация — неясно, но Лукашенко намекнул, что собственники акций получат минимальную цену.
Манеры белорусских властей не только портят инвестклимат, что может сказаться на будущих доходах, но и наносят ущерб местному бюджету уже сейчас. Об этом наглядно свидетельствует история с разрывом партнерства «Уралкалия» и «Беларуськалия» и последующим арестом гендиректора российского предприятия. На протяжении нескольких лет компании торговали калием совместно, что позволяло поддерживать достаточно высокие цены на продукцию, но в конце 2012 года Лукашенко разрешил «Беларуськалию» торговать в обход совместного трейдера. В ответ «Уралкалий» отказался от сотрудничества, что привело к спаду акций отрасли, снижению прогнозов по ценам на калий и обвалу производства на «Беларуськалии» в два раза.
Спад выручки предприятия, входящего в тройку крупнейших налогоплательщиков Белоруссии, серьезно скажется на состоянии местного бюджета. Тем временем расходы государства стремительно растут: в следующем году Минску понадобится 3,5 миллиарда долларов на выплаты по долгам. Для сравнения, до конца 2013 года на эти цели будет потрачено 2,5 миллиарда долларов.
У Минска есть несколько вариантов того, как привлечь средства. Можно попросить кредит у Международного валютного фонда, но представитель МВФ в стране Дэвид Хофман недавно заявил, что новая кредитная программа для республики сейчас не обсуждается. Можно, как обычно, обратиться за помощью к России: если Москва полностью отменит нефтяные пошлины, это даст белорусскому бюджету около четырех миллиардов долларов в год. Кроме того, рассматривается вариант выдачи нового кредита по линии ЕврАзЭС. Однако получение средств из двух последних источников остается под большим вопросом в свете конфликта вокруг «Уралкалия», а также отсутствия лишних денег у России.
Неопределенность руководства страны относительно того, откуда ему черпать финансовые ресурсы, хорошо просматривается в антикризисном плане правительства и Нацбанка, который был опубликован в середине октября. Документ изобилует чиновничьими штампами наподобие «разработать группу для подготовки предложения о внесении изменений» и почти не содержит внятных мер по реформированию экономики.
Конкретика прослеживается только по линии денежно-кредитной политики, и она не сулит гражданам ничего хорошего.
В антикризисном плане предусмотрена возможность десятикратного повышения налога на недвижимость, а также земельного налога по неэффективно используемому имуществу (как будет определяться эффективность, неясно). Будет поэтапно отменено субсидирование ЖКХ, что увеличит плату за коммунальные услуги; акцизы на топливо повысят на десять процентов, по другим группам товаров — на 20 процентов. В документе также прописаны жесткие меры по ограничению кредитования предприятий и населения; планируется повышение пенсионного возраста.
Лукашенко давно пытается «прижать» чересчур богатых, по его мнению, белорусов. Еще летом 2011 года, в разгар кризиса, он поручил повысить оплату коммунальных услуг и сделать медицину платной для строителей, выезжающих на заработки за рубеж (преимущественно в Россию). Кроме того, в этом году власти объявили об отмене минимальной трудовой пенсии для тех, кто отчислял взносы в Фонд социальной защиты населения менее десяти лет (ранее минимальная пенсия была гарантирована отработавшим как минимум пять лет). Наконец, в рамках членства в Таможенном союзе республика постепенно повышает цены до российского уровня.
В числе мер по повышению доходов бюджета оказались также и довольно необычные сборы. Например, в начале сентября Лукашенко поручил ввести выездную пошлину для белорусов, отправляющихся за рубеж за покупками. «Наши люди сегодня, которые нас все критикуют — бедная, нищая страна, — а до трех миллиардов долларов вывозят за границу в Евросоюз и ввозят барахло, которое мы тоже выпускаем», — сетовал президент. По его мнению, новый налог образумит соотечественников и заставит их покупать белорусскую продукцию. Впоследствии стало известно о планах правительства ввести налог на тунеядство — ставка сбора на незанятых граждан составит 280 долларов в год — и разовую пошлину за выдачу разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении.
Одновременно с разработкой нового экономического курса Лукашенко «перетряхивает» старые кадры. В начале сентября президент пригрозил уволить одного из «долгожителей» белорусской политики, вице-премьера Владимира Семашко, вместе с премьер-министром Михаилом Мясниковичем. Глава государства требует от подчиненных разгрузить склады и запустить рост промпроизводства. Недавно за невыполнение планов по модернизации «Борисовдрева» Лукашенко пригрозил увольнением главе собственной администрации Андрею Кобякову. Заместитель последнего Андрей Тур был снят с должности. Президент также уволил председателя Минского облисполкома Бориса Батуру и председателя концерна «Беллесбумпром» Александра Переславцева.
Карательные меры в отношении чиновников население ожидаемо приветствовало. Лукашенко и ранее не стеснялся критиковать подчиненных, но в последнее время на фоне ухудшения ситуации в стране его отношение к ним стало жестче. Тем не менее принудительная мотивация исчерпала свои ресурсы. Членам правительства и руководителям госпредприятий сложно изменить ситуацию в рамках созданной президентом экономической модели, а менять эту модель Лукашенко категорически отказывается.