В начале ноября 2013 года преподаватели и научные сотрудники МГУ пожаловались на массовые увольнения в университете. По их заявлению, ради повышения средней зарплаты в вузе замораживают ставки, не продлевают контракты совместителям и вынуждают увольняться студентов, подрабатывающих лаборантами. Администрация вуза обвинения отвергла, однако Минобрнауки поручило Рособрнадзору разобраться с жалобами. «Лента.ру» выяснила, что как минимум в случае с биологическим факультетом жалобы ученых и преподавателей оказались сильно преувеличенными: никаких сокращений и увольнений, тем более массовых, на биофаке нет, и даже авторы жалобы не смогли привести конкретные примеры. На механико-математическом факультете ситуация сложнее: сотрудники говорят о «нескольких десятках» совместителей, которым все еще не продлили контракт (отказываясь называть их имена), а декан заявляет, что такого нет и быть не может.
Открытое письмо, адресованное президенту России и главе попечительского совета МГУ Владимиру Путину, было опубликовано на сайте профсоюза «Университетская солидарность» 7 ноября 2013 года. Кто именно составлял текст обращения, неизвестно: один из авторов письма, член инициативной группы МГУ и сотрудник мехмата Михаил Лобанов отказался назвать «Ленте.ру» имена остальных авторов без их согласия. Неизвестны имена авторов и ответственному секретарю «Университетской солидарности» Владимиру Комову. «Это коллективное письмо», — говорит он, подчеркивая, что бумага обсуждалась в течение долгого времени. «Наш профсоюз поддерживает требования: судя по тому, что мы видим в других вузах, авторы письма рисуют достаточно правдоподобную картину», — добавляет он. Под обращением на момент публикации этой статьи подписались более 800 человек.
В письме указаны три подразделения вуза, которых якобы коснулись увольнения (при этом ни одного имени уволенного сотрудника не приводится): Институт механики, механико-математический и биологический факультеты. Ректор МГУ Виктор Садовничий выступил с опровержением: «Никаких массовых увольнений в МГУ не было и не планируется». Он сказал, что ни один штатный преподаватель не был уволен, а число совместителей в 2013-м осталось на уровне прошлого года, и добавил, что университет поддерживает талантливую молодежь. Средняя зарплата, по словам ректора, в октябре (именно на этот месяц приходится большинство выплат) составила 79,4 тысячи рублей для профессоров и преподавателей и 60,7 тысячи для научных сотрудников. Мехмат и биофак на своих сайтах также отвергли обвинения в массовых увольнениях.
Тем не менее, авторы письма обращают внимание на то, что в 2013 году не были продлены контракты многим сотрудникам-совместителям. Внешние совместители, о которых идет речь, — это исследователи из разных научных структур (например, институтов РАН), которых приглашают читать студентам уникальные для факультетов курсы. С совместителями заключают срочный трудовой договор на срок до года (и часто продлевают его из года в год).
На биологическом факультете число внешних совместителей с апреля 2013 года не изменилось: их как было 85 человек (преподавателей, профессоров и научных сотрудников), так и осталось. 99 процентов совместителей в этом учебном году — те же самые люди, что и в прошлом, заявил «Ленте.ру» декан биофака Михаил Кирпичников. Более того, факультет пытается получить еще шесть совместителей. Ни одного случая, чтобы человеку неожиданно не продлили контракт, не было, утверждает декан. Это подтверждает и ведущий научный сотрудник кафедры молекулярной биологии Петр Каменский. На его кафедре много внешних совместителей из институтов РАН как на преподавательских, так и на научных ставках; все они остались работать и в 2013 году. «У нас на факультете принудительно не уволили ни одного человека», — говорит Каменский.
Один из авторов письма Михаил Лобанов, а также подписавший послание старший научный сотрудник биофака МГУ Владимир Фридман (в число авторов обращения он не входит) смогли назвать «Ленте.ру» лишь одного уволенного совместителя-биолога — это студентка, которую летом якобы вынудили уйти с должности лаборанта. Связаться с девушкой не удалось; по словам Лобанова, она не хочет общаться с прессой. Декан биофака Кирпичников отвечает на это, что на его факультете не давят на студентов ради освобождения ставки.
Других примеров сокращений на биофаке собеседники «Ленты.ру» вспомнить не смогли. «Кого-то перевели на полставки», — говорит Фридман. «То, что сокращают, у нас говорят», — добавляет он. На прямой вопрос о том, знает ли он о совместителях на своем факультете, которым не продлили в этом году контракт, Фридман отвечает: «Прямо сейчас нет, не знаю».
Мехмат, как и биофак, ответил на письмо цифрами. Сейчас общее число совместителей на факультете — 118 человек (83 доктора и 35 кандидатов). Данные за прошлый учебный год администрация мехмата не опубликовала, однако и.о. декана механико-математического факультета Владимир Чубариков сообщил «Ленте.ру», что в этом году число совместителей не уменьшилось, их состав по сравнению с прошлым годом изменился незначительно. По словам Чубарикова, сейчас нет ни одного человека, который работал бы на факультете «неоформленным».
«На мехмате идет образовательный процесс, все у нас нормально, — говорит Чубариков. — Я знаю факультет, кафедры работают в обычном режиме, а то, что пишут эти господа — они в принципе на факультете, видимо, не бывают… У нас изменений нет».
Сотрудник мехмата Лобанов настаивает, что по состоянию на конец октября «висели в воздухе» несколько десятков человек (в том числе двое на кафедре дискретной математики, где работает сам Лобанов): совместители на научных ставках (им было сказано, что они не остаются), доценты и ассистенты на преподавательских ставках. Эти люди, по утверждению Лобанова, работают, не получая зарплату и не зная, продлят ли им контракт в этом году (контракты нередко заканчиваются в октябре). Предоставить контакты кого-нибудь из них Лобанов отказался: «Они преподаватели и сотрудники в других учреждениях, и они не хотят выглядеть там скандалистами», — говорит он.
Эту тему, рассказывает Лобанов, на юбилее мехмата 5 октября поднимал член-корреспондент РАН, завкафедрой механики и мехатроники Дмитрий Трещев. Ректор Садовничий, присутствовавший на юбилее, пообещал вернуть уволенных. Однако в отделе кадров мехмата во второй половине октября Лобанову рассказали, что они понимают слова ректора как слова о возвращении совместителей-профессоров (и, возможно, доцентов и ассистентов), но не научных сотрудников.
Помимо сокращений совместителей, авторы письма жалуются на то, что «в большинстве подразделений „заморожены“ свободные ставки — то есть, несмотря на наличие свободных ставок, руководители подразделений не могут взять на работу новых сотрудников». Декан биофака Кирпичников это отрицает. По его словам, с нынешнего года изменилась процедура зачисления сотрудников — теперь сотрудников любого уровня должны утверждать в отделе кадров МГУ. Это заставило факультет тщательнее относиться к их подбору; впрочем, по словам декана, отдел кадров ни разу ему не отказал. С лета на биофак были зачислены около 20 сотрудников, в том числе девять аспирантов — они заняли все вакантные места. Петр Каменский добавляет, что осенью многие защищают диссертации и недавних аспирантов нельзя зачислить на работу. «Но любой здравомыслящий человек понимает, что это ненадолго: не зачислят его сейчас, так зачислят в январе», — говорит он. Ни о каких «замороженных» ставках речи при этом, по его словам, не идет.
Мехмат МГУ о «замороженных» ставках не говорит, однако упоминает открытие новой кафедры — теоретической информатики; ее состав еще не утвержден. Кроме того, на факультете появились 13 с половиной новых ставок. В то же время, на биофаке с лета 2013 года сократили 21 свободную ставку, которые не использовались год или больше. Освободившиеся деньги были возвращены ректоратом на биофак и отправлены на кафедры, чтобы премировать сотрудников (с приказом «Лента.ру» ознакомилась). В дальнейшем Кирпичников предполагает сократить и ставки «внутренних совместителей», которые делятся между штатными преподавателями: если сейчас человек работает на полторы ставки, то при сокращении у него будет одна ставка — при той же зарплате. «Обиженных нет, на самом деле. Единственное, что реально произошло, — это руководство факультета вежливо попросило заведующих кафедрами исключить момент внутреннего совместительства. Это как раз очень правильно», — комментирует инициативу сотрудник кафедры молекулярной биологии Петр Каменский.
«Я понимаю это письмо как попытку обезопасить себя в будущем, но абсолютно не могу оправдать заявления, которое совершенно не соответствует оценке ситуации на сегодняшний день, по крайней мере на факультете. Я думаю, в университете в целом все обстоит так же», — говорит глава биофака Кирпичников. Откуда в письме появилось упоминание биофака, декан не в курсе. «Я не боюсь, что меня уволят — я делаю много хорошего и для кафедры, и для факультета, и даже для МГУ в целом», — рассуждает Каменский. — Меня все это совершенно не волнует. А кого это волнует? Бездельников. А таких у нас много».
Авторы письма связывают «массовые увольнения», о которых они пишут, с распоряжением Владимира Путина от 7 мая прошлого года: президент требовал повысить зарплату преподавателей. Сотрудники МГУ утверждают, что дополнительные деньги университетам не выделены, а внутренних ресурсов вуза на повышение зарплат без сокращения работников не хватает.
«Письмо не столько про увольнения, и даже не увольнения здесь главное. Главное — что распоряжение о поднятии зарплаты не обеспечено материальными ресурсами. Пока увольнений немного, но если эта глупость не будет исправлена, то придется заниматься самоедством», — говорит Владимир Фридман.
Но глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов опроверг заявление о том, что деньги не были выделены. «МГУ, как и другие российские вузы, получили дополнительно средства на повышение заработной платы», — сказал он. Выходит, ни одно из утверждений в письме Путину конкретными фактами по-прежнему не подтверждается.