На Украине разгорелся скандал вокруг представительницы националистической партии «Свобода» Ирины Фарион. Националистку, известную выступлениями против русского языка и призывами к запрету компартии, уличили в том, что в прошлом она состояла в КПСС. Сам по себе этот факт, возможно, и не привлек бы к себе большого внимания, если бы сама Фарион столь энергично не отрицала свое коммунистическое прошлое.
Противники националистов теперь получили возможность позлорадствовать. «У нас есть настоящие коммунисты, а были носители партбилетов. Вот она принадлежала к носителям партбилетов», — не без издевки заявляет лидер Компартии Украины Петр Симоненко. Местные обозреватели констатируют, что националисты — «продукт советской эпохи» и что советское мышление (с его негативными сторонами, включая приспособленчество) им довольно близко. На форумах тем временем националистам злорадно припоминают их собственный лозунг — «Комуняку на гiлляку» («Комуняку на сук»).
Националисты, со своей стороны, соратницу утешают. В партии, выступающей за люстрацию в отношении бывших руководителей КПСС и агентов КГБ, заявили, что претензий конкретно к Фарион у них нет — «так как она была просто рядовым членом [советской коммунистической] партии». Обвинения в ее адрес в парламентской фракции «Свободы» назвали «высосанными из пальца». А лидер партии Олег Тягнибок разразился большой статьей, в которой написал, что Фарион «своей жизнью и конкретными делами заслужила высочайшее уважение среди земляков» и что до ее морального авторитета ее гонителям далеко, «как до неба».
«Не прощу коммунистов...»
«Свобода», которую представляет Фарион, считается одной из ведущих оппозиционных партий Украины. На последних выборах она набрала около 10 процентов голосов и получила в Верховной Раде несколько десятков мандатов. Партию неоднократно обвиняли в радикализме и антисемитизме (ее лидер Олег Тягнибок в прошлом призывал бороться с «москалями, жидвой и прочей нечистью»), сами националисты эти обвинения отвергают. Некоторые при этом считают, что «Свобода» пользуется определенным покровительством власти, которая, как полагают конспирологи, видит в Тягнибоке «удобного» соперника для действующего президента на предстоящих выборах 2015 года.
Фарион стала одной из самых ярких фигур этой партии. Филолог по образованию, в прошлом она работала лаборантом на кафедре общего языковедения Львовского госуниверситета, позднее стала доцентом кафедры украинского языка. В ряды «Свободы» она вступила в середине 2000-х годов, стала депутатом львовского областного совета, позднее была избрана в Верховную Раду.
Широкую известность на Украине (и даже определенную известность в России) Фарион получила несколько лет назад — после «урока грамотности». Тогда, явившись в детский сад, она отчитала детей, носивших русские имена, и посоветовала им покинуть страну.
Фарион выступала с выпадами в адрес «москалей» («Еще Степан Бандера сделал пророчество о так называемой газовой трубе. Это единственное, что москали еще не украли у нас. Это москали умеют очень хорошо: врать и воровать»), а русский язык называла «языком оккупации, уничтожения культуры». Украинцев, использующих в своей речи русские слова, националистка предлагала штрафовать.
В прошлом году Фарион добилась увольнения водителя львовской маршрутки, в которой звучала песня на русском языке. Формальным поводом для этого стал запрет на «музыкальное сопровождение во время перевозок», введенный местными властями. Сама Фарион между тем не скрывала, что работы водитель лишился именно из-за языка. «Меня проинформировали, что это существо [водителя маршрутки] уволили, — торжествующе заявила она. — И так будет с каждым, кто пренебрежет украинском языком».
Параллельно с этим Фарион активно выступала против коммунистов («Свобода», которую она представляет, требует вообще запретить коммунистическую идеологию на Украине). Действующую в стране компартию она называла «уродливым монстром» и «партией-убийцей». «Это [запрет партии] требование людей, живущих в стране. Я объездила всю страну. Один из базовых вопросов: когда вы запретите Коммунистическую партию? — утверждала националистка. — Я не прощу коммунистам того, что у моего деда были забраны все земли. Я не прощу, что меня десять лет в школе, а потом пять лет в университете учили советской истории, истории Коммунистической партии Украины... Я никогда им этого не прощу».
Тов. Фарион И.Д.
Слухи о коммунистическом прошлом Фарион появились в местной прессе еще год назад. Тогда вышло интервью некоего Геннадия Атаманчука — бывшего преподавателя националистки, который в советские времена читал курс диалектического материализма в Львовском университете (про гражданина Атаманчука сообщалось также, что он руководит областной организацией «Форум интеллектуальной элиты» и выпускает газету «Скандал»). Он заявил, что Фарион состояла в КПСС — якобы уже на момент поступления в университет — и при этом была единственной партийной студенткой на филологическом факультете.
В интервью Атаманчук наговорил про бывшую студентку много нелицеприятных вещей (в том числе сказал, что «на курсе ее воспринимали как стукача»). В заключение он заявил, что вообще не считает ее националисткой — дескать, «она и сейчас правоверный член партии КПСС, который выполняет партийное задание по внедрению».
Само по себе свидетельство вышло достаточно сомнительным. Тем более что с Атаманчуком, как позднее рассказала Фарион, у нее во время учебы сложились конфликтные отношения. По ее собственным словам, она считала преподавателя «примитивным и непрофессиональным» и не стеснялась показывать свое к нему отношение (на вопрос, можно ли сказать, что она устроила преподавателю «адскую жизнь», Фарион ответила утвердительно). «Поэтому это существо, очевидно, на меня держит обиду и нашло... способ, чтобы отомстить тупой ложью», — сообщила она журналистам.
Комментируя утверждения о своем коммунистическом прошлом, националистка отметила, что с таким же успехом ее можно было бы назвать «внучкой Геббельса и двоюродной сестрой бин Ладена», и дала понять, что подобные слухи ее не беспокоят.
Спустя год, однако, тема получила продолжение. В конце октября одно из львовских изданий написало, что в государственном архиве Львовской области имеются документы, подтверждающие коммунистическое прошлое Фарион. В статье содержались ссылки на протокол заседаний парткомитетов ЛГУ от 1987 и 1988 годов, на которых националистку признали сначала кандидатом в члены КПСС, а затем и членом партии. Решение о приеме, как отмечалось, было принято единогласно. При этом среди тех, кто голосовал за ее вступление, оказался, в частности, Иван Васюник — будущий соратник Виктора Ющенко.
Затем всплыли и документы. В интернете появились сканы протокола того самого заседания, на котором «товарища Фарион Ирину Дмитриевну» принимали в члены партии, а также рукописного заявления от имени самой Фарион, просившей принять ее в ряды КПСС и мотивировавшей это желанием «быть в авангарде перестройки нашего общества».
Имелись, конечно, определенные сомнения в подлинности опубликованных документов (журналисты, в частности, обратили внимание на несоответствие подписей в заявлении, написанном от имени Фарион, и недавней декларации националистки о доходах). Бывший декан филологического факультета Михаил Гнатюк, у которого училась Фарион, заявил, что не помнит, давал ли он ей рекомендацию на вступление в КПСС. Упомянутый Иван Васюник комментировать эту тему журналистам отказался.
Сама Фарион тем временем продолжала утверждать, что в КПСС не состояла. На прошлой неделе она опубликовала отповедь тем, кто «копается в ее прошлом». «Свободоненавистники с медведчуковско-промосковских (Виктор Медведчук — лидер "Украинского выбора", сторонник сближения с Россией и противник интеграции в ЕС — прим. "Ленты.ру") и антинационалистических сайтов ищут соринку в глазу Ирины Фарион, — гневно написала она в Facebook. — Вроде была я членом КПСС. Говорю вам, плебеи и лакеи, московские прихвостни... — НЕТ. Тем, за кого вы меня пытаетесь выдавать, — никогда не была».
Но разоблачители уже не собирались успокаиваться. Один журналист, которому не удалось получить в архиве информацию по Фарион, обратился в суд и добился того, что архивных работников обязали предоставить соответствующие данные. В итоге после официального запроса во Львовский государственный архив западноукраинское издание Zaxid.net опубликовало полученные документы — протоколы заседаний, на которых «тов. Фарион И.Д.» приняли кандидатом в члены, а затем и в члены партии.
Заодно издание опубликовало и характеристику, выданную будущей коммунистке. В ней отмечалось, что «тов. Фарион И.Д.» зарекомендовала себя старательной, дисциплинированной студенткой, говорилось, что она занимается общественной работой, что она, наконец, «политически грамотна и морально устойчива». Среди прочего, кстати, выяснилось, что представительница «Свободы» в прошлом не была столь уж непримиримо настроена по отношению к русской речи. Как следует из характеристики, она «неоднократно проводила беседы с иностранными студентами с целью лучшего изучения ими русского языка».
Документов, свидетельствующих о выходе или исключении Фарион из КПСС, как отмечает издание, обнаружить не удалось. В архиве заявили, что такого рода материалов у них нет.
«Вступила в это дерьмо»
После того как документы были опубликованы, опровергать, в общем-то, было уже нечего. Националистка сначала от комментариев отказалась, сообщив, что «орлица перед гиенами не отчитывается». Однако затем призналась: в компартии она все-таки состояла. «В 1988 году я вступила в это дерьмо по мотивам карьерного роста», — объяснила она местной радиостанции, добавив, что уже через год из партии вышла: «После очень серьезных конфликтов на кафедре».
По мнению украинского журналиста, ведущего телеканала TVi Виталия Портникова, проблема Ирины Фарион, равно как и ее защитников и критиков, заключается прежде всего в том, что они пытаются фальсифицировать историю — заменить «атмосферу тотального приспособленчества, царившую в советском обществе и, кстати, никуда особо не исчезнувшую из общества постсоветского», на эпоху тотального героизма. В рядах самих националистов членство в КПСС было вполне распространенным явлением. Многие основатели и активисты Народных фронтов прибалтийских стран и украинского Руха, пишет журналист, были коммунистами, уверявшими, что они «всего лишь хотят помочь перестройке».
«Членство Фарион в КПСС не является чем-то неорганическим для нее, — рассуждает публицист Остап Дроздов. — Советский дискурс мышления — наиболее близкий националистам. Потому что они и являются продуктами советской эпохи... Попробуйте в жарких спичах националистов слово "украинофобы" или "регионалы" менять на любое слово из лексикона сталинских репрессий... и увидите идентичные тексты по духу, эмоциям, ярлыковешаниям и желчности».
Для нынешних коммунистов между тем история Фарион еще не закончена. Львовский горком КПУ, как выяснилось, собирается показательно лишить ее звания коммунистки. По мнению члена партии Александра Калинюка, из КПСС она в свое время так и не вышла, а теперь еще и «дискредитирует» партию признаниями, что билет она получила ради карьеры. Бюро горкома по этому вопросу соберется в декабре.