К утру понедельника, 25 ноября, спасатели, работающие на месте обрушения супермаркета «Maxima» в Риге, почти завершили осмотр завалов. По уточненным данным, там погибли 54 человека, еще несколько десятков пострадали. В связи с произошедшим в стране был объявлен трехдневный траур. По одной из основных версий, крыша торгового центра обрушилась из-за того, что на ней хранилось большое количество стройматериалов. В прессе высказываются также претензии в адрес проектировщиков здания, местной власти, разрешившей в свое время строительство, и администрации самого магазина, которая, несмотря на сигнал тревоги, не начала своевременную эвакуацию.
Для Латвии это ЧП стало одним из крупнейших по числу жертв. Посол страны в Вильнюсе Мартиньш Вирсис сравнил его с крушением парома «Эстония» в 1994 году, когда погибли около двух десятков латвийцев (из более чем 850 погибших). Президент Латвии Андрис Берзиньш назвал произошедшее в Риге непостижимой трагедией, а глава МВД Рихард Козловскис — «черным днем в истории страны».
Власти теперь обещают провести быстрое и эффективное расследование: глава правительства Валдис Домбровскис заявил, что за ходом следствия будет следить лично. Президент, в свою очередь, отметил, что если расследование затянется хотя бы на полгода, то виновные смогут выстроить себе «железную защиту». «В мире в такой ситуации не считают количество печатей и подписей под документами, — добавил глава республики. — Вместо этого люди, которые поставили свою подпись, попадают в изолятор. Это было бы желательно и у нас».
Следователи уже успели допросить более ста человек, провести 58 экспертиз и, как сообщил глава МВД, собрать сто мешков с доказательствами (в полиции при этом заверили, что ни одна улика с места обрушения ТЦ не будет потеряна). Демонтаж обломков торгового центра будет приостановлен до тех пор, пока следственные органы не завершат там свою работу.
К расследованию планируется привлечь зарубежных экспертов, не связанных с латвийской строительной сферой. По словам премьер-министра, это необходимо для того, чтобы общество поверило в объективность следствия.
Уголовное дело пока возбуждено по статье о нарушении строительных нормативов. Виновным она грозит лишением свободы сроком до четырех лет. В МВД, впрочем, признают, что такое наказание в данном случае нельзя назвать адекватным. В том же духе высказался и президент Латвии, назвавший произошедшее «массовым убийством беззащитных людей».
О том, что на крыше супермаркета складировались строительные материалы, стало известно вскоре после ЧП. В течение последних месяцев там обустраивали детскую площадку и зимний сад, вдобавок рядом с магазином шло строительство многоэтажного дома (дом и магазин должны были стать частью единого комплекса). Один из работников компании, занимающейся доставкой стройматериалов, рассказал, что лично привез туда 48 тонн брусчатки, которые затем были подняты на крышу с помощью кранов. Местные жители, по информации Kriminal.lv, видели, как туда поднимали упаковки земли весом в тонну. В общей сложности, по оценке евродепутата от Латвии, дипломированного инженера-строителя Александра Мирского, на кровлю было выгружено более 200 тонн различных материалов. Свою роль, по его словам, сыграли и осадки, которые «утяжелили» уложенный на крыше грунт.
Здание ТЦ было построено два года назад. На протяжении двух зим, как отмечает DELFI, крыша выдерживала снежный покров, создававший даже большую нагрузку, нежели грунт. Однако эта нагрузка была равномерной, тогда как стройматериалы, поднятые туда позднее, как полагает владелец компании-проектировщика HND Grupa Ивар Сергетс, могли быть неравномерно размещены в разных местах.
По мнению инженера-строителя Николая Зайченко, ошибка заключалась прежде всего в том, что проект был поделен на две очереди (в первой — супермаркет, во второй — жилой дом и зеленая зона на крыше торгового центра). В результате, констатирует специалист, на крыше магазина, по сути, была создана строительная площадка, зона повышенной опасности, непосредственно под которой находились работники и посетители ТЦ. Это стало возможным из-за того, что работы квалифицировались как «реконструкция». Ответственность за это, как полагает Зайченко, несут и проектировщики, и строители, и строительное управление Рижской думы, согласовавшее проект.
Мэр Риги Нил Ушаков после того, как стало известно о ЧП, срочно прервал отпуск. В последующие дни, по его признанию, он провел много времени у обрушившегося здания, объясняя ситуацию в Facebook и отвечая на касающиеся ее вопросы. В частности, он объяснил решение спасателей прервать на время разбор завалов (работы были прерваны после того, как в результате еще одного обрушения погибли несколько спасателей). Позднее мэр выступил с подробным заявлением в ответ на упреки тех, кто обвинял спасателей в недостатке эффективности, а власти — в отказе принять помощь из-за рубежа. «Спасатели из-за границы могли выступить только в качестве дополнительной физической силы, — отметил он. — Но при этом нужно понимать, что внутри здания могло работать только ограниченное количество людей. И наших спасателей для этого хватало».
Между тем выяснилось, что еще во время строительства ТЦ в проект были внесены изменения относительно металлических конструкций крыши: однопролетные балки заменили сдвоенными. По словам представителя компании-проектировщика HND Grupa, дополнительные расчеты показали, что новые балки, как и предусмотрено первоначальным проектом, будут выдерживать «среднюю нагрузку около 1 тонны на квадратный метр и 1,5 тонны на квадратный метр в отдельных местах крыши, на которой предусматривалась в том числе посадка деревьев».
В компании-производителе металлоконструкций Vikom, в свою очередь, заявляют, что, выполняя заказ по данному проекту, «не имели информации о нагрузках на фермы [балки], в том числе и о том, что на крыше планируется создать парк, и не считали необходимым ее запрашивать, поскольку считали, что за разработками стояло серьезное проектное бюро». Уже после ЧП, как рассказал член правления Владислав Подгурский, инженеры компании совместно с приглашенными проектировщиками провели анализ и пришли к выводу, что конструкция была рассчитана неправильно. «Самым слабым местом является узел стыковки. Оказалось, что прочности там не хватало в три раза», — утверждает источник. По мнению же главного инженера финской компании Rak Tek Solutions Тоомаса Кальяса, проанализировавшего снимки с места события, вина лежит и на строителях: металлические конструкции, как полагает специалист, были соединены недостаточно качественно.
Отдельной темой для обсуждения стали действия службы безопасности и администрации магазина. Как рассказали очевидцы, перед обрушением в здании неоднократно срабатывала пожарная сигнализация, сигналы начались еще за полтора часа до ЧП, если не раньше. Но несмотря на это служба безопасности так и не начала эвакуацию, в магазин продолжали впускать людей. «Я была внутри, когда сработала сигнализация. Но никто не закрыл двери, — рассказала позднее одна из посетительниц. — Охраны не было. Были инкассаторы. Я спросила продавцов, почему они не убегают, а продолжают обслуживать людей. А они сказали: им запретили уходить, пока не разрешит начальство. Я вышла, и тут все и произошло».
В компании «Maxima Latvija» (она арендует здание магазина у владельца, компании Homburg) признали, что сигнализация в тот день действительно срабатывала около десяти раз. Глава компании Гинтарас Ясинскас, объясняясь, заявил, что причиной срабатывания сигнализации стала «пыль от сварочных работ», проводившихся в подвале. Убедившись в этом, охрана, следуя его версии, не стала проводить эвакуацию. Саму же сигнализацию «по неизвестной причине выключить не удалось».
Глава Латвийской ассоциации безопасности бизнеса Янис Зепс считает, что сигнал тревоги включился по другой причине — после того как начали обрываться провода. Такое же мнение высказал и евродепутат Мирский, комментировавший ЧП: «Деформированные сумасшедшей нагрузкой железобетонные конструкции начали проседать, оборванное питание датчиков тут же включило повторную тревогу». «Понятно, что руководство магазина не хотело терять деньги, поэтому и не стало эвакуировать покупателей и персонал», — полагает глава ЛАББ.
Существует также информация, что еще до обрушения торгового центра сигнализация там срабатывала неоднократно — якобы раз в месяц или даже чаще. В Государственной трудовой инспекции пообещали это проверить. Тем временем несколько бывших сотрудников «Maxima» рассказали журналистам, что в здании имелся и ряд других недостатков. «В наших гардеробных все время стояла вода. У нас весь склад был подтоплен. Как шел дождь, так весь склад затопляло, — сообщили они. — На складе были распорки под потолком, потом их сняли. Сказали, будете жить и без них».
О задержаниях по делу об обрушении торгового центра пока не сообщалось. Между тем мэр Риги Нил Ушаков сообщил, что на время расследования отстранил от должности шестерых сотрудников строительного управления, «подписывавших документы по "Максиме"». Об этом стало известно на фоне слухов о том, что некоторые руководители Рижской думы в последние дни изымают и «доделывают» документы, связанные со строительством ТЦ «Maxima» (данную информацию распространил депутат Мирский, Ушаков, со своей стороны, это опроверг).
В ближайшее время глава городской администрации пообещал опубликовать все документы, имеющие отношение к проекту этого торгового центра. «Это 25 томов, которые связаны с этим делом, — сказал он. — Мы выложим их в интернете, чтобы каждый мог увидеть все проекты, все печати и подписи».