Россия
09:27, 29 ноября 2013

Академики на колесах Российских водителей сделают профессионалами

Михаил Зеленский
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Министерство образования и науки РФ подготовило новые программы, по которым автошколы станут обучать российских водителей. Более объемный учебный курс предполагает, что, освоив его, автомобилист с любой категорией прав сможет считаться профессионалом — в частности, будет разбираться в грузовых и пассажирских перевозках и работе транспортных предприятий. На занятиях будут разбирать психофизиологию, а также физику автомобиля и даже его влияние на экологию. «Лента.ру» изучила, какие нововведения ожидают желающих научиться водить машину.

Разговоры о грядущих переменах в системе обучения водителей ведутся в России регулярно — последняя кампания с призывом ужесточить контроль за тем, как готовят автомобилистов-новичков, началась еще весной 2012 года. Но на протяжении долгого времени все инициативы представителей как самих автошкол, так и ГИБДД оставались на уровне рекомендаций — до тех пор, пока весной 2013 года не был радикально переработан закон «О безопасности дорожного движения».

В новой редакции базового документа изменились и набор категорий водительских прав (их стало 16 вместо девяти), и общие правила их получения: появилась возможность сдавать экзамен на «автомате», а обучение экстерном (вне автошколы) исключили в принципе. Эти нововведения означали, что существующие программы подготовки водителей придется как минимум дополнить: действующие с 2010 года методики рассчитаны только на четыре главных категории (A, B, C и D) и автомобили с прицепом (подкатегории BE, CE и DE). Возможность обучения вождению на машине с автоматической трансмиссией упоминается только эпизодически, а подготовка водителей троллейбусов и трамваев не описана в принципе.

Несмотря на то что поправки в федеральный закон приняли еще в мае 2013 года, «подгонять» под него систему обучения водителей правительство не спешило — обсуждать этот вопрос взялись только в начале ноября, за четыре дня до вступления поправок в силу. До этого же на протяжении полугода о неизбежных переменах можно было только догадываться по различным заявлениям представителей власти. К примеру, ходили слухи, что в автошколах будут учить вождению без «площадок» (закрытых автодромов). Согласно другой версии, сам процесс подготовки разделят на два этапа: сначала — изучение теории и «площадки» с последующей сдачей экзамена в ГИБДД, а уже потом — уроки с инструктором в городе и еще один экзамен.

* * *

Точку в рассуждениях о будущем автошкол поставил премьер-министр Дмитрий Медведев. В ноябре он поручил (.pdf) Министерству образования и науки (при участии Минтранса, МВД и Минздрава) за два месяца написать и утвердить новые образовательные программы. Группа специалистов в экстренном режиме подготовила документ на 766 страниц, он представлен на суд общественности на портале нормативных актов.

При этом до сих пор не готовы программы обучения для двух категорий транспортных средств: рабочая группа пока не договорилась, как именно надо оборудовать площадки для тренировки водителей троллейбусов и трамваев. «Одно дело — площадка для колесного транспорта, другое дело — когда надо понять, как должна выглядеть площадка для трамваев и троллейбусов», — сказал «Ленте.ру» заведующий кафедрой «Организации и безопасности движения» МАДИ Султан Жанказиев, координировавший подготовку новых программ обучения. Он добавил, что эта часть документа будет готова в ближайшее время.

Почти все учебные программы стали объемнее по сравнению с действующими нормативами — сократилась лишь продолжительность курса для категории «С» (автомобили массой более 3,5 тонны). Сейчас для получения прав категории «В» водитель должен 106 академических часов заниматься теорией (из них 30 часов выделяются для практических занятий) и «откатать» 50 часов с инструктором на специальной площадке и в городе. По новым программам продолжительность теоретического курса составит 160 часов (из них 36 часов — на практические занятия), а вождения — 54 часа (52 часа для машин с автоматической трансмиссией).

Сами образовательные программы в новых методиках оформлены по принципиально иной модульной схеме. Если раньше существовало просто разделение на «теорию» и «вождение» с набором обязательных тем и упражнений, то теперь программы состоят из независимых блоков — базового курса и дополнительных, своеобразного подобия бакалавриата и магистратуры. Базовый цикл является общим для всех категорий водителей. «Обучившись [по базовому циклу], водитель приобретает, можно сказать, “несгораемую сумму” — потом, при желании освоить другую категорию, этот базовый блок засчитывается автоматически», — пояснил Жанказиев.

* * *

В базовом блоке изменения коснутся в том числе тех частей теоретической подготовки, которые присутствуют и в нынешнем курсе. Хотя по наполнению предметы и темы практически не изменились, в них по-новому расставлены акценты. Так, в обзоре «дорожного» законодательства особое внимание уделено общению водителя с сотрудниками ГИБДД и ответственности за различные нарушения.

В предмете «Основы управления транспортными средствами» вместо разбора конкретных аварийных и опасных ситуаций на дороге теперь предлагаются различные теоретические выкладки. Ученикам автошкол предстоит разобраться в системе управления «водитель-автомобиль-дорога» и подробно изучить физические процессы, происходящие на дороге — в курсе присутствуют, к примеру, разделы «Свойство эластичного колеса» и «Силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении». Отдельно кандидатам в водители расскажут, как экономить бензин и заботиться об экологии. Практическая же часть управления конкретным видом транспортного средства (в том числе и в опасной ситуации) в базовый блок не входит — ее полностью перенесли в специальные курсы, соответствующие разным категориям прав.

«Психофизиологические основы деятельности водителя» теперь выделены в самостоятельный раздел. В действующей программе эта тема относится к «основам управления» и обсуждается в сугубо прикладном ключе («Мотивация безопасного вождения» и «Мотивация власти и ее роль в аварийности»). Теперь же эти вопросы обсуждаются гораздо более широко: «Мотивация в жизни и на дороге», «Мотивация достижения успеха и избегания неудач». Прикладная часть раздела затрагивает такие немаловажные темы, как профилактика усталости за рулем и «причины предоставления преимущества на дороге общественному транспорту, скорой медицинской помощи, МЧС, полиции». Заметим в скобках, что о предоставлении преимущества машинам чиновников с «мигалками» речь в этой части программы не идет.

Особые программы прописаны для несовершеннолетних кандидатов в водители — сдавать экзамен на категории «B» и «С» можно уже с 17 лет, чтобы потом просто получить права. Подростки будут решать в два раза больше задач по ПДД и прослушают курс истории дорожного движения. Инициатором такой углубленной программы выступило Министерство обороны. «По-прежнему сохраняется оборонный заказ, связанный с подготовкой водителей допризывного и призывного возраста. Поэтому мы активно взаимодействовали с ДОСААФ и выработали компромиссную форму образовательной программы», — рассказал Султан Жанказиев.

Для завершения обучения кандидат в водители, помимо базового курса, должен освоить еще два образовательных цикла: специальный, посвященный собственно интересующей его категории, и профессиональный.

Специальные блоки, как уже говорилось, будут «заточены» под конкретную категорию прав, которую хочет получить кандидат в водители. Если сейчас курс по устройству транспортного средства одинаков по продолжительности и для будущих мотоциклистов, и для водителей «легковушек» (15 часов), то в новых методиках на мотоцикл отводится 24 часа, а на легковой автомобиль придется потратить 52 часа.

Появление профессионального блока коренным образом меняет идеологию подготовки водителей — это отражено даже в названии документа Минобрнауки, где речь идет именно о профессиональном обучении. Такое новшество, по мнению Жанказиева, дает водителям определенные преимущества: «Все, кто получает права, будут их получать с возможностью ведения профессиональной водительской деятельности». На деле это означает, что даже 16-летний подросток, который хочет получить права на мопед, должен будет освоить предмет «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» — для других категорий добавляется еще и «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».

Всем без исключения водителям придется вникнуть в законодательство, регулирующее работу транспортных предприятий. Их научат оформлять грузы, заполнять накладные, принимать заказы такси и организовывать работу диспетчерских. Всего на это в рамках учебного курса выделили шесть часов теоретических занятий и два часа практических. Проверку этих знаний включат в «выпускные» экзамены автошкол.

* * *

Новые образовательные программы, по мнению их составителей, должны положить конец так называемым «серым схемам» обучения водителей — когда занятия посещаются «для галочки», а сертификат о прохождении курса подготовки выдается без учета успеваемости. Кроме детального описания всех этапов обучения, программы предлагают жесткие критерии оценки оснащенности автошкол, устанавливают минимум учебных автомобилей, которыми должна располагать школа (исходя из количества обучающихся в год). Приведена также формула расчета количества необходимых учебных помещений, а размер группы ограничен 25 учениками. Все это, как предполагается, не позволит получить лицензию по новым программам тем школам, которые готовили водителей только «на бумаге».

Хотя в новых методиках указано, что все преподаватели автошкол должны иметь профессиональное или высшее образование педагога, там никак не прописан контроль за тем, что именно изучают на занятиях. Школы сами будут проводить все аттестации и экзамены. И уже сейчас они вполне успешно обходят существующие нормы по количеству часов теоретического курса.

Стандартной для многих автошкол является ситуация, когда ученик изучает всю теорию и проходит практические занятия (решение задач) за 64 часа — вместо прописанных в действующих программах 106 часов. Занимаясь по три астрономических часа дважды в неделю, ученик тратит на теорию два месяца. В отдельных школах при этом ссылаются на некие «факультативные» занятия по устройству автомобиля, хотя в нормативных актах все предметы являются обязательными. Полноценные же 50 часов вождения вообще преподносятся в виде максимально возможного курса (и самого дорогого), а не минимально необходимого. Новый курс обучения на категорию «B», если пересчитать его на те же два трехчасовых занятия в неделю, «по-честному» будет занимать пять месяцев.

Стоимость обучения по новым программам неизбежно возрастет, а автошколам потребуется некоторое время на адаптацию. Как именно школы отреагируют на новые способы контроля, а водители — на желание правительства сделать из них профессионалов-перевозчиков, станет известно в январе — именно тогда, как ожидается, Минобрнауки утвердит новые стандарты.

< Назад в рубрику