Бывший СССР
16:28, 30 ноября 2013

Совок и веник Как «евромайдан» пошел по пути Болотной площади

Илья Азар (Киев)
Фото: Сергей Супинский / AFP

В ночь на субботу бойцы спецподразделения украинского МВД «Беркут» разогнали «евромайдан» — лагерь сторонников ассоциации Украины с Евросоюзом в Киеве. В центре украинской столицы проевропейская оппозиция митинговала уже больше недели, а 24 ноября между противниками внешнеполитического курса президента Виктора Януковича и милицией произошли первые столкновения. Конфликт дошел до высшей точки, когда в пятницу, 29 ноября, на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе Янукович окончательно отказался от подписания договора об ассоциации с Евросоюзом. В ответ оппозиция не стала устраивать беспорядки, провозгласив, что и дальше будет митинговать мирно.

«Я раньше даже никогда не голосовал и тем более не выходил на майдан, но сейчас меня это затронуло лично», — рассказывает Сергей. Он занимается клиническими исследованиями в западной медицинской фирме и любит отдыхать в Европе. В этом году он добрался на своей машине до Греции, влюбился в Салоники и теперь хочет ездить туда без визы. Сергей как будто телепортировался в Киев с московского митинга «За честные выборы» на Болотной площади 10 декабря 2011 года. Он молодой и небедный киевлянин, совсем не политический активист. Сергей просто хочет, чтобы Украина стала частью Европы не только географически, но и формально. «Может, это и приземленно, — признает он. — Но безвизовый въезд меня волнует больше всего». Молдаване, чье правительство подписало договор об ассоциации с ЕС, уже ждут отмены визового режима с Европой.

Столь же далекие от политики люди как и Сергей выходили на майдан ежедневно больше недели, с прошлого четверга, когда неожиданно выяснилось, что президент Украины Виктор Янукович под давлением России не собирается подписывать договор об ассоциации с Евросоюзом. В прошлое воскресенье на улицах Киева неожиданно и для лидеров оппозиции, и для самих недовольных вышли не менее 100 тысяч человек, которые прошли шествием к зданию кабинета министров и администрации президента. Самые ретивые даже дрались там с полицией и местным ОМОНом («Беркутом»).

Сергей тоже маршировал в воскресенье. Он говорит, что был готов к решительным действиям, но толпа, состоявшая в основном из студентов и тех, кого в Москве прозвали «рассерженными горожанами», к ним так и не приступила. Вместо этого люди ходили по майдану со смешными плакатами. Сергей с гордостью демонстрирует мне свой — тот стилизован под пост в твитере, в котором аккаунт «Украинский народ» обращается к президенту США Бараку Обаме со словами «Теперь ваш черед! Мы надеемся!» и дает ссылку на петицию на сайте Белого дома.

Акция протеста получила название «евромайдан» и продолжалась всю следующую неделю. Митингующие переместились на площадь Независимости (майдан Незалежностi), который быстро превратился в круглосуточный лагерь протеста наподобие «ОккупайГези» в Стамбуле на площади Таксим или «ОккупайАбай» в Москве на Чистопрудном бульваре. Правда, в Киеве обошлись без лекций, театральных постановок и фортепьянных концертов под открытым небом. Подножие колонны независимости Украины превратили в сцену, с которой круглые сутки выступали гражданские активисты, музыканты и обычные люди. Практически каждый начинал и заканчивал свое выступление криком «Слава Украине!» «Героям слава!» — отвечала хором вся площадь.

Этот слоган украинских националистов сейчас стал использоваться всеми, а вот вторую его часть, «слава нации — смерть врагам» скандировали в основном последователи ставшего при президенте Викторе Ющенко героем Украины Степана Бандеры. На «евромайдане» националисты выбрали для своей ставки фонтан, в центре которого находится памятник легендарным основателям Киева — Кию, Щеку и Хориву. В руку их сестре Лыбяди они воткнули красно-черный флаг Украинской повстанческой армии (УПА), на памятник повесили растяжку «Правый фланг». В фонтан притащили пустые бочки из-под бензина, и крепкие молодые люди, скрыв свои лица масками, застучали по ним палками, скандируя «Смерть Януковичу!» Промозглыми вечерами в таких же бочках жгли дрова, около них грелись митингующие.

Красно-черные флаги националистов встречались на майдане немногим реже государственных желто-голубых. На площади встречались люди с флагами Евросоюза, Грузии, Польши и запрещенным Александром Лукашенко первым национальным белорусским триколором, бело-красно-белым. Партийную символику студенты, которые стали основой «евромайдана», использовать запретили. Обидевшиеся активисты «Батькивщины» (партия Юлии Тимошенко и экс-спикера Верховной рады Арсения Яценюка), «Свободы» (партия националистов по руководством Олега Тягнибока) и УДАРа (партия, во главе которой стоит самый популярный в стране оппозиционер, бывший боксер Виталий Кличко) сначала даже устроили альтернативный митинг на расположенной неподалеку Европейской площади, но вскоре сдались и влились в «евромайдан».

Ближе к вечеру, когда заканчивался рабочий день, на майдан приходили тысячи людей, на сцене появлялись знаменитости, в том числе фронтмен рок-группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук. Каждый час к людям выходила победившая в 2004 году на «Евровидении» певица Руслана и исполняла национальный гимн Украины. На первой его строчке «Ще не вмерла України...» тысячи людей поднимали вверх зажигалки и включенные мобильные телефоны и хором подпевали Руслане. Пожалуй, главное впечатляющее отличие киевских митингов от московских — именно в этом искреннем патриотизме. Несколько сот человек, в том числе и Руслана, проводили ночь на майдане, музыка и речевки продолжались всю ночь напролет, лишь ненадолго прерываясь только перед рассветом.

Главным героем плакатов и лозунгов «евромайдана», конечно, был Виктор Янукович («Овощ созрел — пора срывать», — пожалуй, самый безобидный пример народного творчества). Не забывали и едва говорящего по-украински премьера Николая Азарова. Третьим антигероем митингов стал коллективный «москаль». Русофобские настроения на майдане подпитывались все новыми сообщениями о том, что президент Янукович отказался от сближения с Европой, уступив давлению Москвы. В понимании митингующих вместо Европы он отправил Украину в «жопу». Жопа в данном случае — Таможенный союз (по площади ходил колоритный бородач с плакатом «Борода против Таможенного союза») или как минимум сохранение тесной, едва ли не вассальной, зависимости с Россией.

Так, в четверг вечером на сцену вышли известные на Украине писатели братья Капрановы и прочитали свои «вирши» с простым рефреном «Кто не скачет, тот москаль». Прыгала с удовольствием вся площадь. Этот слоган вообще стал самым популярным на «евромайдане» (в России националисты на своих митингах используют вариант «Кто не прыгает, тот хач»). Хотя организаторы майдана и журналисты пытались предлагать более политкорректную версию «Тот, кто скачет, молодец», она, понятное дело, не приживалась. Вот и после выступления Капрановых, встреченного дружным «молодцы», ведущий митинга сказал, что лично у него «слово “москаль” ни с чем поганым не ассоциируется». Но скоро на сцене уже пели: «Черны брови, кари очи, а в Россию я не хочу».

Большинство выступлений, конечно, касались не России, а европейского будущего Украины, единения украинского народа и картин прекрасной жизни без Януковича. «Через 15 лет Украина будет в первой трети ведущих европейских держав, а президентом ЕС будет украинец», — уверял со сцены депутат от УДАРа. Молодая поэтесса, зачитав свое сочинение со строчкой «бросив коктейли Молотова как балласт, мы, взявшись за руки, полетим», закончила исполнением стихотворения Джима Моррисона «Момент свободы».

В четверг на «евромайдане» все веселились, пели и танцевали, потому что еще надеялись, что Янукович прислушается к голосу митингующих и все-таки подпишет договор об ассоциации. Но чуда в Вильнюсе не произошло — Янукович соглашение с ЕС отверг, и ведущая оппозиционная газета «Украинская правда» (в последние дни выходящая под шапкой «Европейская правда») злорадно написала, что на саммите с президентом «никто не общается». В итоге Украина, по выражению «рассерженного горожанина» Сергея, «осталась в совке».

***

Торжество «совка» максимально наглядно было продемонстрировано украинцам в полдень на покинутой оппозиционерами Европейской площади, где Партия регионов устроила митинг в поддержку президентского решения. Участников митинга в лучших российских традициях привезли на автобусах, в основном из Крыма и восточных областей Украины, где сильны позиции Януковича. Большинство свезенных составляли служащие госпредприятий — грустные мужчины со спитыми лицами и дородные женщины в высоких шапках, — а также учащиеся ПТУ и пенсионерки.

При взгляде на сцену митинга, где было написано «За европейский выбор Януковича» и «За Европу в Украине», ощущение фарса только усиливалось. Партия регионов в двух шагах от майдана проводила митинг в поддержку европейского курса президента Януковича, который только что отказался от исторического, по мнению оппозиции, шанса присоединиться к семье европейских государств. «Мы за Европу, но только не сейчас. Нужно сначала поднять производство, стать достойными Европы», — объяснил мне этот казус человек с наклейкой «Сумская область» на груди.

Ощущение, что ты находишься на митинге «Единой России» на условной Поклонной горе, усиливалось с каждой минутой. На вопрос «Вы за Европу или за Украину» мужчина с табличкой «Киев. Соломенский район» ответил: «Мне все равно, мы на шашлыки приехали». Тут же к нему подбежала женщина и потребовала срочно пройти к сцене, чтобы их район «не выделялся». Парни в черных куртках и черных шапочках признались, что их сняли с занятий в институте и привезли сюда из Луганской области. «Я за Россию, что написано на сцене не понимаю, но я поддерживаю любое решение Януковича», — сказал мне один из них. «Дим, ну ты чушь-то не городи», — урезонил его товарищ.

После того, как толпу проинструктировали, что ровно в полдень митинг начинает транслировать Первый украинский телеканал, и нужно махать руками, хлопать и улыбаться, к толпе вышел лидер фракции Партии регионов в Верховной раде Александр Ефремов. Он объяснил, что Янукович сразу после избрания в 2010 году президентом начал стремительное движение в Европу, но «когда Украина уже стояла на пороге вступления в Евросоюз», президент осознал, что в стране «возникло множество проблем». По словам Ефремова, от евроинтеграции Украина не отказывается, но пока власти не обеспечат достойные условия жизни своим гражданам, в Европу торопиться не надо. «Пусть завтрашний день будет светлым, чтобы наши дети жили в Европе», — позже уточнил временные рамки вступления в Евросоюз один из выступавших.

«Мы хотим в Европу, но обдуманно… Мы при поддержке президента должны строить Европу на своем рабочем месте, в своей семье, у себя дома. И мы на верном пути», — выступавшие директора заводов как будто просто заменяли устаревший уже «коммунизм» на «Европу». Усиливало сходство с митингами «Единой России» еще и то, что почти все выступавшие говорили по-русски (на «евромайдане» музыканты прежде чем спеть песню с русским рефреном «пусть этот бит качает» просили у митингующих прощения). Зампред фракции ПР Олег Зарубинский не забыл и о новом на постсоветском пространстве тренде на религиозность, веско отметив, что «у каждого своя дорога к храму... европейскости».

Большинство привезенных на митинг терпеливо, но индифферентно слушали «регионалов». Молодой парень из Кривого рога, периодически отпускавший скептические реплики, признался мне, что не поддерживает решение Януковича и с радостью пошел бы на майдан, но вынужден стоять здесь. Рассказам «регионалов» о том, что ассоциация с ЕС и отмена импортных пошлин убьет местного производителя и лишит тысячи украинцев рабочих мест, он не верит. «Украина может стать житницей Европы. Да и потом, чтобы все стало хорошо, сначала должно быть плохо», — сказал он.

***

В пятницу днем представители оргкомитета «евромайдана» (митингующие, как и в Москве зимой 2011-2012 годов, жаловались, что не понимают, кто и как его выбирал) объявили, что дальнейший план действий будет обнародован на площади в 19.00 в ходе так называемого вече. Хотя в Киев приехало много активистов из националистически настроенной Западной Украины, совсем не скрывавших свое намерение при удобном случае пойти и на применение силы (в толпе то и дело кричали «Ре-во-лю-ция» и говорили, что пора бы уже идти на штурм кабмина), вечером на площади собрались не больше 20 тысяч человек. Пятикратное сокращение численности наверняка стало разочарованием для лидеров протеста.

Вышедшие на сцену представители оргкомитета «евромайдана» рассказывали, что теперь не власти, а участники митинга «несут европейские ценности» и «творят историю», так что надо стать «уличным рухом (т. е. движением — прим. «Ленты.ру»), на сторону которого перейдет милиция», что «точка невозврата к совку пройдена» и так далее. Люди спокойно слушали эти ничего не значащие слова. «Чего делаем-то? Сносим заборы?», «Ре-во-лю-ция!» — лишь иногда отзывались в толпе. «Европой в Украине теперь остался один майдан, а нужно, чтобы ею стала вся страна», — неслось в ответ со сцены.

Вместо призывов идти маршем к государственным зданиям на сцене заговорили о предстоящих в 2015 году выборах президента, на которых Янукович неминуемо проиграет. Экс-глава МВД Юрий Луценко сказал собравшимся, что единственная причина, почему Украина не стала европейской, — это президент Янукович, но бороться с ним надо политически. Он добавил, что «не можно копать картоплю без лопаты, а политику делать без политиков». Тем самым он предварил выход на сцену трех лидеров оппозиции — Яценюка, Тягнибока и Кличко.

Все трое говорили долго и скучно, им практически не аплодировали. Яценюк сказал, что Януковича больше нельзя называть президентом Украины, и окрестил его «подлюкой». Кличко, как и его коллеги, напирал на единение всех сил, говоря, что «только объединившись можно нанести удар по власти», ненавязчиво упомянув свою партию. «Только плечом к плечу мы сделаем так, чтобы был единый кандидат, который подпишет ассоциацию», — сказал Кличко. Россию, кстати, упомянул на вече только польский депутат Европарламента, сказавший, что России пора забыть свои имперские амбиции.

Завершила вече певица Руслана, которая сорванным на «евромайдане» голосом зачитала резолюцию митинга, в которой единственными конкретными вещами стали создание Координационного совета «евромайдана» (все-таки от сравнения с российскими реалиями никуда не деться) и объявление нового масштабного митинга, который начнется 1 декабря в полдень. С «совком« Януковичем они собираются бороться — буквально — веником. «Мы придем с вениками на вече и этим покажем Януковичу — если он не уйдет, то мы его выметем», — подытожили активисты «евромайдана» в резолюции.

Руслана вновь исполнила гимн Украины и после этого тихо добавила: «Я как украинка хочу сказать еще одно слово — ре-во-лю-ция». Прокричав его в ответ, люди стали расходиться по домам и окрестным ресторанам.

К ночи на майдане осталось несколько сот человек. Стоявшая там с рюкзаками и пенками, планировавшая заночевать молодежь явно была растеряна и недовольна действиями оппозиции и «рассерженных киевлян». «Слили революцию! Мы приехали из Полтавской области не для того, чтобы смотреть как аполитичные студенты ничего не делают», — обиженно сказала мне студентка Юля.

P.S. Наверняка «евромайдан» спокойно завершился бы на этих выходных чинным шествием с лидерами оппозиции во главе, но украинский президент Янукович не зря повернулся лицом к России. В пять утра «Беркут» жестко разогнал оставшихся на площади Независимости (полтора года назад московский ОМОН тоже разогнал «ОккупайАбай» ранним утром). Сказать с уверенностью, как пройдет воскресный марш оппозиции, невозможно, но российские политические активисты уже советуют украинским товарищам не допустить, чтобы на Украине появилось свое «Болотное дело», ведь за участие в столкновениях с милицией 24 ноября несколько активистов «Свободы» уже получили административные сроки.

< Назад в рубрику