Желто-голубой экран

Как украинское и российское ТВ освещало события в Киеве

Журналисты и бойцы «Беркута» около здания кабинета министров Украины, 24 ноября 2013 года
Журналисты и бойцы «Беркута» около здания кабинета министров Украины, 24 ноября 2013 года
Фото: Ефрем Лукацкий / AP

В выходные на Украине прошли массовые акции протеста. Они развернулись после того, как пятничная мирная демонстрация на площади Независимости в Киеве завершилась жестким разгоном в ночь на субботу. Появившиеся в интернете ролики, запечатлевшие, как бойцы «Беркута» бьют людей ногами и дубинками, вывели на улицы тысячи людей. В воскресенье протестующие взяли Дом профсоюзов и здание столичной мэрии, а ряд людей, которых оппозиция считает провокаторами, вступил в столкновения с милицией. Неожиданная революция активно освещалась в СМИ — и эффектнее всего, как и бывает в таких случаях, телевидением.

Самым заметным СМИ освещавшим «евромайдан», и особенно в минувшие выходные, стал интернет-телеканал «Громадське.тв» (буквально — «Общественное телевидение»). Он был создан летом 2013 года группой независимых украинских тележурналистов, в том числе выходцами с оппозиционного канала ТВi, весной со скандалом сменившего руководство, и других не менее заметных украинских СМИ: «5 канал», «1+1», «Интер», «Радио Свобода», «Украинская правда» и РБК Украина. Устав от пристрастности украинского телевидения, журналисты решили создать общественный информационный канал, финансируемый на деньги зрителей и пожертвования фондов. В середине сентября они получили грант от посольства США в размере 400 тысяч гривен (вдобавок к уже собранным 65 тысячам) и вскоре запустили тестовое вещание.

Таким образом, украинское «общественное телевидение» успело разогнаться к ноябрьским акциям. В субботу и воскресенье «Громадське.тв» вело многочасовые прямые эфиры из Киева: ведущие сидели в студии, зачитывая новости из интернета и обсуждая их друг с другом, а также периодически делали включения с корреспондентами и камерами, рассредоточенными по городу. Происходящее они обсуждали с экспертами и непосредственными участниками событий. Одни гости приходили в студию, а у других — например, у лидеров оппозиции, находившихся фактически в эпицентре событий, — брали комментарий по Skype или по мобильному: звук с телефона ведущего просто выводился в эфир. Обойти возможные DDoS-атаки на сайт помогала параллельная трансляция эфира на YouTube.

«Громадське.тв» выглядит очень просто и непритязательно — ведущих гримируют прямо в студии перед камерами, во время эфира они не стесняются с различными просьбами поворачиваться к звукорежиссерам, которые сидят прямо позади них. Однако за последние два дня «общественное телевидение» стало настоящим источником эксклюзивной информации как для российских, так и для украинских СМИ — на «Громадське.тв» ссылались в том числе такие крупные агентства, как «Интерфакс-Украина» и УНИАН. Ролик с разгоном «евромайдана», сделанный журналистом канала Мустафой Найемом, разошелся на следующий день по всему интернету.

Профессионально, хотя и не беспрерывно показывали происходившее в Киеве негосударственные каналы. Телеканал «Украина» включился с экстренным выпуском новостей в пять часов — вскоре после сообщений о штурме киевской мэрии. Русскоязычный «Интер» в воскресенье делал отдельные выпуски новостей, а к вечеру пустил многочасовой эфир с прямыми включениями и сюжетами, сделанными ранее. На сайте телеканала ТВi сохранились только текстовые новости, в некоторые из которых вставлены видеоролики с YouTube, а первый специальный выпуск, опубликованный в интернет-версии, вышел в девять часов вечера. Наиболее подробно освещал субботние и воскресные события «5 канал» — его камеры присутствовали и при разгоне майдана бойцами «Беркута» в ночь на 30 ноября, и при столкновениях с милицией на Банковой улице 1 декабря.

Многие государственные каналы предпочли проигнорировать демонстрации и конфликты в центре Киева. В девять часов вечера журналисты «Громадське.тв» решили проверить, что идет в эфире крупных национальных телекомпаний — оказалось, что некоторые показывали развлекательные передачи, не прерывая эфир для выпусков новостей. Главный государственный канал Украины — «Первый национальный», который премьер-министр страны Николай Азаров назвал «единственным объективным в стране каналом», — умолчал в субботнем сюжете об агрессивных действиях «Беркута» при разгоне «евромайдана» в ночь на 30 ноября. 1 декабря он показал достаточно нейтральный сюжет о киевских событиях, но лишь поздно вечером. До этого на «Первом» регулярно выходили сюжеты, посвященные детскому Евровидению, — до сих пор новости об этом мероприятии остаются главными на сайте канала. Небольшие новостные выпуски, правда, делал сотрудничающий с «Первым национальным» украинский Euronews.

Российские зрители следили за происходящим в Киеве в основном через любительские онлайн-трансляции, запомнившиеся всем после московских митингов 2011-2012 годов, или же в прямом эфире LifeNews и «Дождя». Российский телеканал «Дождь», на который, кстати, равняется украинское «Громадське.тв», впервые после перехода на платный доступ открыл прямой эфир — как и обещал делать при чрезвычайных происшествиях. Правда, произошло это только в шесть часов вечера — то есть через два часа после того, как в Киеве начались активные события. Несмотря на то что «Дождь» чаще всего показывал картинку с тех же самых онлайн-трансляций, периодически в эфир с комментариями выходил его собственный корреспондент.

Однако прошедшие выходные показали, что по масштабам охвата и профессионализму «Дождь» по-прежнему уступает своему более молодому конкуренту — телеканалу LifeNews, съемочная группа которого свободно перемещалась по городу. Правда, оба канала, приглашавшие, как и «Громадське.тв», гостей для комментариев по поводу происходящего, зачем-то пустили в эфир интервью с Владимиром Жириновским. Тот пообещал, что к утру понедельника на Украине заработает ГКЧП, а украинские телеканалы начнут показывать «Лебединое озеро». LifeNews еще и приправил свою трансляцию интервью с Лолитой Милявской, заявившей, что она не собирается забирать свою семью из Киева.

Федеральные российские каналы также уделили внимание Украине. НТВ, сообщивший о событиях в Киеве в семь часов вечера, заявил, что украинские протестующие наконец раскрыли свои истинные намерения: «Заручившись поддержкой из Брюсселя и Вашингтона, они, по сути, предприняли попытку незаконного захвата власти». Первый канал подключился к «горячим» новостям из Киева только в итоговой программе в девять часов вечера в воскресенье. Сюжет, сам по себе достаточно нейтральный, был сдобрен критическими замечаниями журналистов канала. Ведущая Ирада Зейналова, представляя ролик, заявила, что «сторонники евроинтеграции хотят поджечь свой дом, пытаясь попасть в гости», а корреспондент Первого назвал слова вице-президента Европарламента Яцека Протасевича, заявившего, что «украинцы — часть Европы», «грубым вмешательством в дела соседней страны».

Однако ярче всего выступил ведущий «России-1» Дмитрий Киселев в своей воскресной итоговой программе. Начал Киселев с сюжета про саммит в Вильнюсе, представленного в программе анонсом «Как голубые еврокомиссары не смогли прибрать к рукам Украину», а закончил рассказом про коалицию Швеция-Польша-Литва, сложившуюся в ЕС и якобы использующую Украину для разжигания войны с Россией (кстати, о Швеции — где, по словам ведущего, из-за раннего начала половой жизни наблюдается «радикальный рост детских абортов» и импотенция в 12-летнем возрасте — в том же выпуске было сказано гораздо больше, чем о «евромайдане»). По словам Киселева, конечная цель стран, составивших эту антироссийскую «коалицию», — реванш за Полтавскую битву, выигранную Петром I в 1709 году.

Обсудить
Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
FILE - In this Saturday, June 4, 2011 file photo made by Associated Press photographer Anja Niedringhaus, injured U.S.Marine Cpl. Burness Britt reacts after being lifted onto a medevac helicopter from the U.S. Army's Task Force Lift "Dust Off," Charlie Company 1-214 Aviation Regiment. Location:
Sangin, AfghanistanПадение Сангинграда
Десятилетнее сражение за столицу наркоторговли завершилось победой «Талибана»
Больно, но полезно
Китай готовится к реформе госкорпораций, чреватой социальным взрывом
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество
Небо Индокитая
Что принесет России LIMA 2017
Как оформлялась сталь
Какие новшества готовит Росгвардия для российских владельцев стволов
Не уберегли
Как в изоляторах погибают ключевые свидетели по антикоррупционным процессам
Срисовали
Как разоблачили банду, охотившуюся на картины знаменитых художников
Фарту масти
Как простые русские парни становятся легендами киберспорта
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
Красный — новый черный
Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
«Меня не напугать сильной, умной женщиной»
Режиссер «Большой маленькой лжи» Жан-Марк Валле о работе с Кидман и Уизерспун
Глубины глубинки
Редкие картины русского авангарда на выставке «До востребования. Часть II»
«Клетка»Приятного аппетита
Как балерины Большого театра убили и съели всех мужчин труппы
Неиллюзорная красота
Как постичь тайны мироздания через женские формы
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Место, где живут мозги
Как выглядят штаб-квартиры известнейших автомобильных компаний
Невспаханная «Нива»
12 модификаций легендарного внедорожника, о которых вы не знали
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше