В Париже начала работать выставка, целиком и полностью посвященная ювелирному дому Cartier. Как утверждают сами представители компании, экспозиция вовсе не призвана рекламировать продукцию дома, ее цель — показать посетителям красоту и искусство изготовления (и ношения) ювелирных украшений. Выставка охватывает промежуток времени с начала существования фирмы, основанной в XIX столетии, до 1970-х годов.
Кураторы экспозиции, проходящей в Большом дворце, объяснили, что все предметы, которые можно увидеть в выставочном зале, расположены в хронологическом порядке — от самых старых к более «свежим». Такой принцип был выбран для того, чтобы посетители выставки увидели, как те или иные вещи смотрелись в контексте своей эпохи. Все часы и украшения помещены в своеобразные «оправы» из соответствующих нарядов или интерьеров.
Мероприятие будет проходить до 16 февраля 2014 года, и это крупнейшая выставка из всех, какие когда-либо проводил Cartier. Более того, это первая большая экспозиция ювелирной компании в Париже начиная с 1989 года.
Большинство экспонатов — а всего их около шестисот — сейчас принадлежат ювелирному дому. Еще в 1980-х годах он начал реализовывать программу «репатриации» своих украшений, выкупая собственные изделия у любителей антиквариата, а также на всевозможных аукционах.
Фото: Francois Guillot / AFP
Примерно сотня из тех вещей, что можно увидеть на выставке, была позаимствована у частных коллекционеров — среди них, например, украшения, принадлежавшие Марджори Пост, основательнице фирмы General Foods, тусовщице, представительнице бомонда и самой известной клиентке французской компании в Нью-Йорке. Кураторы выставки отметили, что та часть коллекции, которая некогда принадлежала Пост, скончавшейся в 1973 году, должна заинтересовать европейскую публику, поскольку она мало что знает о знаменитых американских покупателях продукции ювелирного дома.
Среди вещей, принадлежавших другим знаменитостям, на выставке также можно увидеть колье в виде крокодилов — оно было сделано по заказу мексиканской актрисы Марии Феликс из 2473 бриллиантов и изумрудов. Кроме того, экспонатами стали обручальное кольцо Грейс Келли, ожерелье Элизабет Тэйлор и диадема из собрания британской королевской семьи. История последнего украшения весьма богата: в 1936 году тиару, известную под названием «Halo», приобрел тогда еще будущий король Великобритании Георг IV. Затем он подарил диадему своей супруге Елизавете Боуз-Лайон, после чего украшение перешло к нынешней королеве Елизавете II — она получила диадему по случаю своего 18-летия. В последний раз «в действии» украшение видели 29 апреля 2011 года на голове Кэтрин Миддлтон, вышедшей в тот день замуж за принца Уильяма, внука Елизаветы II.
Фото: Francois Guillot / AFP
Есть в выставочном зале и другие не менее любопытные вещицы. Например, 18 так называемых «мистических часов» — хронометров с разным дизайном, но одинаковой задумкой. Во-первых, часовой механизм у них находится в секретном месте (отсюда и название), а во-вторых, их циферблаты выполнены из прозрачного кварца, и из-за этого кажется, будто стрелки парят в воздухе. Всего таких часов в период с 1912-го по 1930 год было выпущено около ста штук, поэтому собрать вместе хотя бы 18 из них было большой удачей для организаторов выставки.
Внимание посетителей также должно привлечь отреставрированное колье махараджи Патиалы, сделанное ювелирным домом в конце 1920-х. Как рассказал куратор Паскаль Лепе, в 1928 году махараджа прибыл во Францию из Индии с сундуками, полными всевозможных каменьев, и попросил ювелиров сделать для него украшение. В итоге, обработав старинные камни, фирма представила заказчику готовое изделие, которое почти целиком покрыло его грудь. Сейчас, правда, в колье была заменена важная деталь — огромный бриллиант, бывший центром композиции изделия. Вместо него в украшение поместили копию камня, что, однако, не мешает ему производить на посетителей впечатление. Для этого подобные выставки и открываются.
А еще, подчеркнули организаторы, такие выставки нужны для того, чтобы напомнить людям: украшения должны обладать не только красотой, но и собственной историей и стилем. «90 процентов всех современных мужчин и женщин покупают безымянные украшения. Понимаете, ведь это неправильно: вы же не купите картину без подписи художника», — сказал исполнительный директор компании Станислас де Керсиз. Многие, конечно, найдут, что возразить бизнесмену, но, к счастью, посмотреть на украшения — это не то же самое, что купить их.
После закрытия в Париже выставка отправится доносить свою основную мысль о красоте в Шанхай (в июле) и Денвер (в ноябре).