Власти Северной Кореи официально подтвердили отставку Чан Сон Тхэка, дяди лидера страны и заместителя председателя Государственного комитета обороны. Этот высокопоставленный чиновник, долгое время считавшийся вторым лицом в государстве, обвинен в «преступных деяниях». Пока аналитики пытаются установить причину, по которой Чан Сон Тхэк попал в опалу, очевидным остается только одно: его уход стал самой значительной отставкой с момента прихода к власти Ким Чен Ына.
Об отставке Чан Сон Тхэка в ночь на понедельник, 9 декабря, официально сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК). «Чан и его последователи совершили преступные деяния, потрясающие воображение, и нанесли громадный вред нашей партии и революции», — говорилось в короткой информационной сводке. Сообщение было опубликовано вскоре после воскресного заседания политбюро Трудовой партии КНДР, на котором, собственно, Чан Сон Тхэк и был официально смещен со всех постов.
ЦТАК продемонстрировало и фотографии задержания высокопоставленного чиновника. На кадрах видно, как Чан Сон Тхэка прямо с заседания уводят двое одетых в форму мужчин. Неясно, было ли это то самое воскресное собрание членов Политбюро или арест состоялся раньше. Тем не менее публикация такого рода материалов является для Северной Кореи уникальным случаем и показателем значимости события.
Южнокорейская пресса начала сообщать о возможной отставке дяди лидера КНДР еще в начале декабря. Самым верным признаком стало то, что Чан Сон Тхэк давно не появлялся на публике. Появилась информация и о том, что двоих его ближайших соратников публично казнили. Родственники Чан Сон Тхэка, работавшие в различных дипломатических представительствах за границей, были отозваны министерством иностранных дел и вернулись в Северную Корею.
Если дословно верить сообщениям государственной прессы, перевод которых дает Agence France-Presse, возникает вопрос, почему сослуживцы так долго терпели выходки Чан Сон Тхэка. Чиновник якобы превышал свои полномочия и, действуя за спиной Вождя, хотел организовать раскол в партии, для чего и добился назначения на ключевые посты своих людей. Кроме того, по версии официальных СМИ, он был причастен к коррупции, а также своими неумелыми действиями препятствовал процветанию экономики КНДР и благополучию ее жителей.
На все это накладывалось недостойное настоящего приверженца чучхе буржуазное поведение. Чан Сон Тхэк якобы употреблял наркотики и имел несколько любовниц, а в ходе зарубежных поездок любил спускать деньги в казино и не отказывал себе в посещении роскошных ресторанов.
Однако рассказы о развратном образе жизни чиновника, разумеется, не убедили ни власти соседних с КНДР государств, ни аналитиков и других сторонних наблюдателей. Для них очевидно, что за отстранением такой крупной фигуры могут стоять только политические причины. В этих кругах существуют две основных версии о причинах отставки Чан Сон Тхэка. По одной из гипотез, замглавы ГКО сняли по желанию самого Ким Чен Ына, по другой — по инициативе политических противников дяди северокорейского лидера.
Большинство аналитиков отмечают, что в последнее время Ким Чен Ын стал стремиться к самостоятельности и независимости. Когда в декабре 2011 года сын Ким Чен Ира пришел к власти, ему было около 30 лет (точная дата его рождения не раскрывается) и он стал самым юным главой государства в мире. В это же время на высших постах в стране находился ряд влиятельных чиновников — ставленников Ким Чен Ира, которых неофициально называли советом регентов. Уже тогда аналитики предсказывали, что через несколько лет Ким Чен Ын укрепит свою власть и назначит на ключевые посты своих людей, оттеснив политических тяжеловесов.
В числе главных регентов был 65-летний Чан Сон Тхэк, женатый на сестре Ким Чен Ира Ким Гён Хи. В конце правления престарелого северокорейского лидера эта супружеская пара была одной из самых влиятельных в стране. Их положение особенно укрепилось после того, как в 2007-2008 годах состояние здоровья Ким Чен Ира сильно ухудшилось. Предположительно в это же время Чан Сон Тхэк занял один из ключевых постов в Трудовой партии Кореи — должность заведующего организационным отделом. Когда в 2010 году он получил еще и пост заместителя председателя Государственного комитета обороны, главой которого был сам Ким Чен Ир, стало ясно, что северокорейский лидер имеет на него виды. В том же 2010 году Ким Гён Хи присвоили звание генерала армии. Ходили даже слухи о том, что Чан Сон Тхэк может стать следующим лидером страны.
Однако со смертью Ким Чен Ира влияние супругов стало медленно, но верно уменьшаться. Ким Гён Хи вообще фактически исчезла из новостей, что, предположительно, было связано с ее болезнью. Чан Сон Тхэк появлялся на публичных мероприятиях все реже. Если в 2012 году его видели вместе с Ким Чен Ыном 109 раз, то в 2013 году (по данным на октябрь) — всего лишь 49. В последнее время перед арестом он совсем пропал из эфира, а из документального кинофильма, показанного по государственному телевидению в субботу, 7 декабря, Чан Сон Тхэка просто вырезали при помощи монтажа.
Отставка высокопоставленного чиновника как часть политики по укреплению личной власти вполне согласуется с остальными действиями Вождя КНДР и «Гения среди Гениев». В стране, как отмечают южнокорейские аналитики, явно идет ротация политической элиты. За неполные два года правления Ким Чен Ын поставил своих людей на 97 из 218 высших постов в Трудовой партии Кореи. Как утверждал в интервью РИА Новости профессор университета Кукмин в Сеуле Андрей Ланьков, Ким Чен Ыну необходимо «удалить от власти отцовских сановников, которые ему все годятся то ли в отцы, то ли вовсе в деды».
В числе ранее смещенных чиновников оказалась еще одна крупная политическая фигура, которую в прессе также называли регентом Ким Чен Ына. Речь идет о начальнике генерального штаба КНДР, вице-маршале Ли Ен Хо, который был отправлен в отставку еще в июле 2012-го. Официальным поводом называлась болезнь, однако южнокорейская разведка утверждала, что истинной причиной увольнения стало «несговорчивое поведение» регента. Ли Ен Хо якобы возражал против передачи контроля над экономикой от военного руководства к гражданскому правительству страны.
Другая группа комментаторов и аналитиков утверждает, что за отставкой Чан Сон Тхэка стоит борьба между различными кланами в руководстве КНДР. Такое предположение высказали, например, источники агентства Kyodo в правительстве Японии. По их мнению, свое положение при молодом северокорейском лидере все больше укрепляют военные. Именно в вооруженных силах могли добиваться отставки Чан Сон Тхэка как сторонника экономических реформ и усиления гражданской власти.
Если такой конфликт действительно был, то дядя Ким Чен Ына в этой борьбе, похоже, уже давно проиграл. За неполные два года правления юного вождя КНДР Пхеньян не особо распространялся о своих экономических успехах, зато военные приготовления государственная пропаганда восхваляла неоднократно. Северная Корея успешно запустила в космос ракету со спутником, провела ядерные испытания и успела пригрозить войной южному соседу. Эти действия КНДР вызвали огромное недовольство у западных стран и привели к очередным санкциям.
Однако судить о том, насколько Ким Чен Ын самостоятелен в принятии решений, а насколько находится под влиянием военной элиты, достаточно сложно. Из КНДР поступает слишком мало объективной информации, и всегда остается простор для спекуляций.
Различные предположения высказываются по поводу того, к каким последствиям приведет отставка Чан Сон Тхэка в самой КНДР и за ее пределами.
По мнению сторонних наблюдателей, на которое ссылается Associated Press, увольнение может поспособствовать смене курса экономической политики КНДР. Чан Сон Тхэка называли главным инициатором реформ в этой сфере. Считалось, что он выступает за проведение изменений по образцу Китая и привлечение иностранных инвестиций. В 2012 году Чан Сон Тхэк ездил в Пекин, где обсуждал создание специальных экономических зон.
Эксперты сходятся на том, что с отставкой такого высокопоставленного чиновника должна начаться масштабная чистка. Сначала будут убраны по крайней мере его ближайшие соратники. «Следующей целью будут те, кто раньше работал в различных государственных органах под руководством Чана», — утверждает в интервью AFP Ким Гван Чжин, аналитик южнокорейского Института стратегии национальной безопасности. По его мнению, у дяди северокорейского лидера было множество лояльных людей как в партии, так и в правительстве. Когда с этими сторонниками Чан Сон Тхэка будет покончено, может начаться «волна политических репрессий по всей стране», заявил AFP Ян Му Чжин, профессор сеульского Университета Северной Кореи.
Высказываются также опасения, что нестабильность и активные перестановки во властных структурах КНДР могут побудить Пхеньян к агрессивным действиям по отношению к своим соседям. Министерство обороны Южной Кореи, правда, попыталось успокоить сторонников этой точки зрения. Военная разведка сообщила, что не заметила повышения активности на ядерных объектах КНДР.